Цветоведение на уроках ИЗО

Урок ИЗО настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности. Меня давно интересовала проблема объединения учебного процесса, и возможности лечения и обучения искусством. Замечено, что занятия музыкой, живописью, ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цветоведение на уроках ИЗО

В настоящий момент государство наряду с обучением большое внимание уделяет здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровье сберегающих педагогических технологий, форм и методов обучения способствуют сохранению здоровья, разностороннему развитию ребенка и являются жизненно важной необходимостью современной системы образования. Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности. Меня давно интересовала проблема объединения учебного процесса, и возможности лечения и обучения искусством. Замечено, что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию. Такое направление получило название арт-терапия- лечение с помощью искусства. Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапивтического метода в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психоэмоциональной сфере. Учитывая то, что современному учителю необходимо не только опираться на особенности каждого ребёнка, но и использовать все доступные средства для его коррекции и адаптации в социуме, арт-терапевтический метод может стать вспомогательным методом в образовательном процессе. Сегодня обычным детям, нужно образование, приближенное к жизни, пронизанное знанием жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической, исследовательской, творческой деятельности.

И отечественные и зарубежные специалисты отмечают позитивные возможности арт-терапии, такие как:

  • создает положительный эмоциональный настрой в группе

  • способствует развитию коммуникативных навыков ребенка

  • укрепляет культурную идентичность, помогает преодолению языкового барьера

  • дает возможность ребенку выражать свои чувства в социально приемлемой форме

  • развивает чувство внутреннего контроля

  • способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности

  • снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Известно, что детский рисунок- это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания. Занятия живописью снижают уровень возбуждения. Арт-терапия рекомендована для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития, неврозы, гиперактивность, дефицит внимания. На занятии дети учатся свободным движениям, освобождаясь от зажатости и скованности. Эти занятия полезны застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе. Как практик могу сказать, что если ученик получил удовольствие от урока ИЗО, то это залог того что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями , разовьет воображение и фантазию. Применение различных техник изображения на уроках, позволяют поддерживать постоянный интерес детей. У творческого педагога всегда есть возможность использовать на уроке изобразительного искусства не только бумагу, карандаши и краски, восковые мелки, пастель, но и другие изобразительные материалы песок, глину или пластилин, природный материал, ткань и др. Эта работа вызывает интерес, повышает самооценку и придает уверенность детям, что стимулирует их дальнейшее творчество. Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать поясняя, что плохо рисовать не хочется , а хорошо не получается . Такой вид творчества создает иллюзию , что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает уверенность, и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги. Арт-терапевтические занятия на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к ученику помогают скорректировать, его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «я» ребенка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, лепит, конструирует. Продукты художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания. Поэтому невербальные средства творческого самовыражения часто являются единственной возможностью для отражения и прояснения сильных переживаний. Особенно эта проблема актуальна для детей в первый годы обучения. В этот период происходит формирование контекстной и диалогической речи, совершенствуется общение. В связи с этим у младших школьников по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» невербально , посредством визуальной и пластической экспрессии, рисунка.

Модель арт-терапевтического занятия

Структуру занятия, предложенная Л.Д.Лебедевой наиболее приемлема для школьной практики именно её я использую в своей работе.

1. Настрой

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

3. Индивидуальная изобразительная деятельность.

4. Этап вербализации

5. Коллективная работа (театрализация, драматизация)

6. Рефлексивный анализ.

Предложенная модель позволяет логически выстраивать последовательность этапов технологии арт-терапевтического занятия, является технологической основой в рамках личностно-ориентированного подхода.

Арт-терапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и задачами занятия. Используются разнообразные изобразительные средства и материалы.

Тема: «Рисование пальцами»

Цели: Знакомство с изобразительными материалами, их свойствами, овладение техникой работы «рисование пальцами». Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной творческой деятельности. Предлагаемая арт-терапевтическая техника основанная на работе цветом с использованием пальцев и ладони рук способствует развитию мелкой моторики рук, тактильной чувствительности в выражении эмоций и чувств.

С детьми, я при знакомстве, выполняю коллективную работу «Рукопожатие цветом». Историк В.Есаков отмечал, что изображение руки - один из самых распространенных мотивов наскальной живописи на земле. Древние люди оставляли отпечатки на скалах, детям предлагалось оставить отпечатки на увлажненном листе бумаги каждый оставляет свой отпечаток руки, которая может закрываться (перекрываться) другой. Я первой оставляю свой отпечаток, показывая как это лучше сделать. Следует обратить внимание детей на красивое смешение цветов.

Педагогу необходимо понаблюдать за поведением детей.

1. Настрой

Создание положительной эмоциональной атмосферы, доброжелательности и доверия.

Каждый пожимает руку соседу с пожеланиями и приветствиями.

2 .Индивидуальная работа.

Предлагается, выразить красками без помощи кисточки используя пальцы или всю ладонь. На увлажненной бумаге дети выполняют рисунок красками, используя любимые цвета. Ребенку необходимо придумать название картине.

3. Коллективная работа или работа в парах

Участники рассматривают работы друг друга и соединяются в пары. Наблюдая за процессом работы, педагогу важно отметить положительные моменты кто лидер кто ведомый…

4. Участники попарно садятся в круг, разместив в центре образовавшегося пространства свои работы. По желанию пары обмениваются мнениями о том , как проходило общение получилось ли сотрудничество, насколько их действия были согласованы. Можно сравнить эмоциональные состояния в процессе индивидуальной работы и в парах когда дети чувствовали себя более свободно.

Участники высказывают свое мнение о чувствах и ассоциациях которые они испытали в процессе совместной работы, какие этапы вам больше всего запомнились. Желают дальнейших успехов друг другу.

Литература:

1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.

2.Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.

3.Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.

4.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.


© 2010-2022