Технологическая карта урока по ИЗО на тему: Сказочная Гжель

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Разрабоитала и подготовила урок Беленева Т.В.

  2. Тема урока: Сказочная Гжель

  3. Возраст обучающихся: 9-10 лет

  4. Название предмета: изобразительное искусство

  5. Авторы: УМК «Гармония» под редакцией Т.А. Копцевой.

  6. Вид урока: урок-сообщение, изучение.

  7. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения

и урока формирования умений и навыков).

  1. Цель урока:

- образовательный аспект: познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью

росписи, формировать практические умения и навыки рисования с образца, учить детей составлять узор по мотивам гжельской

росписи, совершенствовать навыки работы с красками.

- воспитательный аспект: создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей

Родины; способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и

формирования окружающего пространства мира, способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии, стимулировать

стремление своими руками создавать красоту

- развивающий аспект: развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие, развивать такие качества как

усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками, дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

  1. Проблемы, решаемые обучающимися: научиться составлять узор по мотивам гжельской росписи, узнать об искусстве гжельского

промысла, особенностях гжельской росписи, создать проект росписи тарелки.

  1. Планируемые результаты:

Предметные: владеть знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров гжельской росписи;

использовать в своей творческой работе разнообразные композиционные решения, освоить приемы гжельского кистевого мазка,

создать проект росписи тарелки.

Регулятивные УУД: развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы ( от простого - к сложному)

Уметь самостоятельно создавать эскиз будущего узора; давать определение изученных понятий: керамика, майолика, фаянс,

Фарфор, капелька, мазковая роспись.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;

самостоятельное моделирование узора гжельской росписи.

Коммуникативные УДД: взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, планирование учебного

сотрудничества, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, умение вступать в диалог и

участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Личностные результаты: стремление к самостоятельной творческой деятельности; развитие творческого потенциала ученика в

условиях активизации воображения и фантазии; проявлять интерес к истории и культуре своего народа.

10. Оборудование: презентация «Сказочная Гжель», схемы-таблицы с изображением гжельских узоров, художественные материалы

Гжельская керамика и иллюстрации с её изображением, вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

11. Этапы урока:

  • Организационный этап (1-2 мин).

  • Актуализация знаний (15 мин.).

  • Физкультминутка (2 мин).

  • Этап закрепления новых знаний (5 мин.).

  • Творческое практическое задание (15 мин).

  • Заключительный этап (3 мин).

  • Домашнее задание (2 мин.)

Технологическая карта урока

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (УУД)

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляе-мые действия

Формируе-мые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществля-

мые действия

Формируе-мые умения

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Организаци-онный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

В кабинете оформлена

выставка изделий из гжельской керамики и работ, выполненных обучающимися прошлых лет. В кабинете звучит музыка

Цели и задачи:

для учителя - Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи.

-Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира.

-Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня продолжаем изучение народных промыслов России. На предыдущих уроках мы узнали и научились росписям игрушек. Каких?

Дымковская, Каргопольская и Филимоновская игрушки.

Учитель: Назовите отличия в Учитель: Назовите отличия в росписи этих игрушек.

- Филимоновская игрушка немного вытянутая, стройная. Используются малиновые, жёлтые, зелёные цвета.

- Каргопольская - формы неуклюжие, сказочные. Узоры состоят из кругов, крестов и точек.

- Дымковская игрушка особенная: много оборок, косичек, жгутиков. Роспись состоит из кругов, точек и пятен различного цвета.

Учитель: Молодцы! Продолжим изучение ещё одного промысла, с которым вы познакомились в начальной школе. Что же это за промысел?

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье - Гжель.

Кто же вспомнит, что такое Гжель?

Сообщения обучающихся. ( Приложение 1)

Организован-ное самоуправле-ние

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

Взаимодейст-вие с учителем и друг с другом

Планирование учебного сотрудничест-ва

Осуществле-ние мотивацион-ной установки на предстоящую работу

Волевая

саморегуля-ция

2. Этап "Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.











3. Физкультминут-ка

Цели и задачи:

для учителя - научить учеников особенностям росписи точек и прямых линий, бордюров, капелек и цветов

Учитель: Центр Гжели собрал вокруг себя 3 десятка деревень. Гжель, от слова «жечь». В мире существует несколько видов похожей синей росписи. Это в Германии и Голландии. Но русская гжель узнаётся сразу, по неповторимой форме, народному орнаменту. Сама глиняная посуда называется - керамика, если покрыта глазурью (жидким стеклом) - майолика.

Посуда из белой глины называется фаянс, а из особенной белой глины - фарфор.

Мастера для росписи используют краску, которая называется кобальт (чёрный), а при обжиге и покрытии глазурью приобретает голубой или синий цвета, в зависимости от толщины слоя краски)

Учитель: Какая характерная особенность росписи гжели?

*Использование красок 2 видов: белой и синей, а также их оттенков.

(На подставке прикреплён лист ватмана, на котором учитель показывает приёмы рисования, а ребята повторяют)

Учитель: Представим, что мы в мастерской гжельской росписи. Мастера росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону». Он представляет особую трудность и требует определённых навыков. Попробуем работать используя их технику рисования. Сначала простые приёмы, а затем усложним.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями гжельского народного промысла.




































Научатся выполнять эскизы и простейшие композиции, кистевые упражнения













Взаимодейст-вуют друг с другом













Понимание расположе-ния узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек





.








Выполняют последователь-но необходимые операции разработанно-го алгоритма узора.

Осуществляют взаимокон-троль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться.

4.Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:

для учителя - закрепить навыки основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.

для учащихся - выполнение упражнений на закрепление навыков основных приёмов росписи, применяемых в традициях промысла гжель.

Каждому обучающему даётся карточка «Распиши тарелку»

Технологическая карта урока по ИЗО на тему : Сказочная Гжель.


Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости

Умение использовать в гжельской росписи традиционные мотивы и символические элементы.

Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;

б) с опорой на схемы - демонстрация выполненных приемов и упражнений

Построение монологических высказы-ваний,умение строить в коммуника-ции понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Самоконтроль и взаимо-контроль выполнения задания и упражнения в парах

Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, обнаружи-вать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.

5.Этап «Первичная проверка понимания».

Задача: проверить усвоение новых понятий, способов оформления изделия

Учитель: Ответьте на вопросы.

  • Этот цвет используется в гжельской росписи. (голубой)

  • Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (керамика)

  • Именно они преобладают в росписи посуды. (цветы)

  • Какого цвета гжельская керамика? (белого)

  • Как называют самую тонкую керамику? (фарфор)

  • Как называется самый излюбленный узор - гжельская роза.

Кроссворд.



1.

г

о

л

у

б

о

й

2.

к

е

р

а

м

и

к

а

3.

ц

в

е

т

ы

4.

б

е

л

ы

й

5.

ф

а

р

ф

о

р

6.

а

г

а

ш

к

а



Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант.

Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.

Организуют самоуправление, озвучи-вают и мотивационно комменти-руют вариант ответа.

Развивают принципы коллектив-ного творчества и сотрудничес-тва по конкретной теме.

Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.

Принимают и сохраняют поставлен-ную учебную задачу

6.Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента













Учитель.

- Ребята! А сейчас выберите себе набросок цветка и постарайтесь его расписать в технике гжельских мастеров. (Приложение 2)



Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи цветка, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предваритель-ные эскизы.

В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществля-емых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся

Осуществ-ляют взаимоконт-роль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предваритель-ных рисунках по форме объекта.

Принимают и сохраняют поставлен-ную -учите-лем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона оригинального образца гжельской росписи

7.Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
















8.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс деятельности обучающихся, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.

Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи - росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционно-го кистевого письма с использова-нием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.

Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комменти-руют их.

Рефлексия своих действий, сравнитель-ный визуальный анализ продуктив-ного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Осуществ-ляют самоконтроль и взаимо-контроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка - до полного «разживоч-ного» кистевого письма по объемной форме.

Вносят необходи-мые коррективы по ходу практичес-кой деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации - композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Дымковская

глиняная, Гжельская.



9.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Выставка работ

Цели и задачи:

обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

Молодцы, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера гжельской росписи.

Вы славно и творчески поработали на уроке, и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Все еще раз подтвердили девиз : «Кто создал хоть однажды красивую вещь, будет стараться сделать и другую»

Спасибо всем за творческий труд. (Кому интересно, можно предложить посмотреть дома фильмы о «Гжели»

Анализ дельты «УМЕЮ - НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктив-ной деятель-ности в парах

Взаимодействуют с друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуаль-ные оценки.

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнитель-ных характеристик с оригинальном

Осуществляют самооценку и взаимо-оценку в парах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументиро-ванно оценки.

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок.



© 2010-2022