• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Беседа о произведении искусства с учащимися по картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». ( К уроку ИЗО, 7 класс: «Историческая тема в искусстве».)

Беседа о произведении искусства с учащимися по картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». ( К уроку ИЗО, 7 класс: «Историческая тема в искусстве».)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа о произведении искусства с учащимися 7 класса

по картине В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

( к уроку: «Историческая тема в искусстве».)

Разработала: А.В. Шелипова,учитель изобразительного искусства МБОУ Шипуновской СОШ им. А.В.Луначарского

Цель: Познакомить учащихся с творчеством В.И.Сурикова и его картиной «Утро стрелецкой казни».

Задачи:

  • воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и любовь к искусству, интерес к истории и культуре своего народа;

  • формировать информационные умения учащихся; отбирать материал на основе литературоведческого текста; обогащать словарный запас школьников;

  • обучать элементам анализа художественного произведения; формировать умение выражать свою эстетическую позицию; развивать художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Дидактический материал:

Зрительный ряд: репродукция картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни»;

музыкальный ряд: фрагмент из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» (действие IV,часть II)

литературоведческий текст.

Формы работы: слово учителя, сообщения учащихся.

Предварительное задание по группам:

1. подготовить сообщение о стрелецком бунте;

2.подготовить сообщение о «Стрелецком войске».

3. подготовить сообщение о создании картины.

Ход беседы:

I.Орг. момент.

II.Знакомство с жизнью и творчеством В.И.Сурикова.

III. Работа по картине «Утро стрелецкой казни».

На экране высвечивается картина В.И.Сурикова « Утро стрелецкой казни». Зажигается свеча, слышен фрагмент из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» (действие IV,часть II)

-Путь свечи - «очередь смерти». Свеча, горящая днем, усиливает это понятие. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко говорит о смерти, о казни. Художник увидел один из основных знаков- образов видимого мира - и вокруг него сосредоточил, стал заплетать сложную паутину композиции. Картина переносит зрителей в древнюю Москву XVII столетия, на Красную площадь…

Учитель: «Утро стрелецкой казни» одно из выразительных исторических полотен В.Сурикова. Было написано в 1881году. В этой картине художник проявил себя, как великолепный мастер крупномасштабного композиционного решения. Внимательно рассмотрим репродукцию картины. Какое впечатление производит картина?

Учащиеся: Чувствуется напряжение, беспокойство, от полотна исходит скорбь и печаль.

Учитель: Что привлекает ваше внимание в картине, прежде всего?

Учащиеся: Мы видим изображенных на картине массу людей. Художник отображает народную трагедию. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны - стрелецкой казни.

Учитель: Для более глубокого постижения сложных исторических произведений нужны дополнительные знания, для чего необходимо обратиться к помощи исторической литературы. Кто такие стрельцы? Почему их так массово казнят? В чем они провинились перед Петром I? - Что это было за время?

Учащиеся:

Первая поисковая группа учащихся готовит выступление на тему: «Из истории стрелецкого бунта». Вторая поисковая группа готовит сообщение «Стрелецкое войско».

1 группа ...Конец XVII в. в России - сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы - старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье.

2 группа. Значительную часть русского войска составляли стрельцы, полки которых были созданы в России около 1550 г.

Стрельцы - пешие ратники, обученные строю и ружейной стрельбе, в мирное время несшие гарнизонную службу в своих городах, а в военную годину выступавшие в поход на врага. Царь с детства не любил и даже боялся их, навсегда запомнив кровавое восстание стрельцов 1682 года, когда на его газах были убиты родственники и друзья его матери Нарышкиной Натальи Кирилловны. Когда царь подрос, он решил завоевать крепость Азов, построенную турками в устье Дона. Дважды, с большой армией, молодой царь пытался завоевать этот город, пока не овладел ею в июле 1696 года. Наиболее отличились при осаде Азова стрелецкие полки, потерявшие при штурме крепости половину своего состава.

Жившие со своими семьями в особых слободах, стрельцы лишь во время войны выступали в поход, в мирное время кормились торговлей и промыслами. Гарнизонная служба в разрушенном и заново отстроенном Азове, вдали от детей и стрельчих, легла тяжелым бременем на их плечи. Все мечтали о возвращении в родную Москву. Вместо этого летом 1697 года четыре полка были направлены в Великие Луки, на Литовскую границу.

Новый поход для стрельцов был очень тяжелым - им приходилось на себе тянуть по рекам суда, впрягаться вместо лошадей и тащить по бездорожью пушки, им не доплачивали жалования. И они восстали, выбрали себе новых командиров, двинулись домой. Но в 50 километрах от столицы их встретило царское войско. Отказавшихся подчиниться стрельцов расстреляли из пушек, а разбежавшихся переловили и поместили в тюрьмы. Сразу было повешено более 100 стрельцов.

Царя Петра в это время в России не было. Уехав учиться за границу, он побывал и в Германии, и в Англии, и в Голландии и собирался ехать в Венецию. Но узнав о бунте, он вернулся в Россию. Прибыв в Москву, начал свое расследование. Свезенных отовсюду стрельцов страшно пытали, «вымучивая у них признание в злодейских замыслах погубить Петра и возвести на престол его сестру Софью». Вскоре начались казни. Стрельцам рубили головы в селе Преображенском, вешали под стенами Новодевичьего монастыря, четвертовали на красной площади…

Расправы продолжались до февраля 1699 года. Активным участником ее был сам царь, и его приближенные, среди которых особенно выделялся Алексашка Меньшиков, добивавший четвертованных выстрелами из пищали. Только во время казни 4 февраля 1699 года царь отрубил мечом головы 84 стрельцам.

Казнили стрельцов на Красной площади в Москве. Это событие отразил в своей картине «Утро стрелецкой казни» русский художник В.И. Суриков. В этой картине нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.

Стрелецкое войско прекратило свое существование, и с этого времени берет свое начало русская регулярная (постоянная) армия.

Учитель . Обобщает отчеты поисковых групп:

…Конец XVII века в России - сложное, противоречивое время. Атмосфера петровского времени, полная социальных конфликтов, нашла отражение в полотне В.И.Сурикова « Утро стрелецкой казни».

Учащиеся. 3 группа. Сообщение о создании картины.

Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Его очень интересовала русская история, он уже создал картины на историческую тему. Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь. О том, что внезапно почувствовал, он сам вспоминает так: «Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски, то общей композиции, то отдельных групп…» картина действительно получилась потрясающая. То, что изображено на картине, - это последние минуты перед казнью, перед концом старой жизни. Две России замерли друг перед другом: одна - народная, горестно прощается со своими защитниками - стрельцами, и Россия Петра, его сподвижников и верных ему солдат - преображенцев. Вот-вот прольется кровь, и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи….

Учитель. Какое событие из русской истории В. И. Суриков взял для сюжета своей картины «Утро стрелецкой казни»?

Учащиеся. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами, составлявшим основу войсковых соединений того времени, расправе жестокой, потому что стрельцы поддержали в борьбе за власть сестру Петра по отцу - царевну Софью.

Учитель. Какой момент исторического события художник передает в своем произведении?

Учащиеся. На полотне мы видим не саму казнь, а художник стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту.

Учитель. Какими средствами художнику удается выделить главное в своем произведении?

Учащиеся. Передана удивительная достоверность каждого персонажа. Отображается реалистичность событий. Учитель. Действительно, в картине все правдиво и достоверно. Следовательно, художник очень тонко решил общую композицию картины.

Какие композиционные средства призвал художник?

Учащиеся. Художник использует многофигурную композицию. Учитель дополняет. Умело выстраивая композицию, живописец мастерски создает впечатление огромной толпы, полной эмоций, энергии и движения. Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей.

Как передает он настроение собравшихся на площади людей?

Учащиеся. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни. Чувствуется психологическое напряжение, переживание людей, мятеж. Кажется, вот-вот начнется казнь, ощущение длящегося времени.

Учитель дополняет. «Такого изображения людской массы в русской школе еще не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание». (Гаршин В.М.)

Учитель Что изобразил художник в центре композиции?

Учащиеся. В центре композиции два героя - сидящий на коне царь Петр и рыжебородый стрелец в красном колпаке. Стрелец связан, его ноги закованы в колодки, но он не смирился со своей участью. Гневно, с лютой злобой смотрит он на Петра. Такой же непримиримый взгляд видим мы и у Петра. ·

Учитель. Как изображен Петр I на картине? Сам Петр, изображенный в стороне, также напряжен. Он сидит на коне возле кремлёвских стен,, как бы возвышаясь над происходящем и наблюдая за тем, как его солдаты и офицеры готовят приговоренных к казни. Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. Он также полон ненависти к стрельцам, но эта ненависть дополняется осознанием своего могущества в эту тяжелую минуту.

Учитель дополняет. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. Используя такое композиционное решение, художник передал на своей картине столкновение старой и новой России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

Учитель. Давайте посмотрим, как показаны другие герои произведения?


Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане. И он не покорился приговору Петра. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.

Вся правая часть картины представляет собой просто месиво из людей, все находятся в ужасе и скорби, кажется, будто сейчас мы услышим плач и стенания, в противовес этому слева стоят царь и придворные с ровными спинами, расправленными плечами, бесстрашно наблюдая за всем происходящим.

Художник мастерски изобразил такое большое скопление людей, Суриковым все так тщательно прорисовано, что мы чувствуем не только энергию каждого человека, но и энергетику толпы, как единого целого.

С любовью и вниманием относится Суриков на полотне к мельчайшим деталям, характеризующим историческую эпоху.

Учитель. Как помогает эмоциональному впечатлению от произведения его колорит? Учащиеся. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Автор использовал темные цвета на полотне,- печальное и страшное действие на картине от этого становится еще более ужасающим. Вкрапление броских цветов - красного, желтого, белого соотносятся с таким явлением, как огонь, кровь. Учитель дополняет. Художник выбрал время изображения казни - утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. Мастерски используя контраст, художник усиливает значение происходящего события.

Давайте попытаемся определить, есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Обратите внимание на архитектурный фон картины, он имеет важное значение.

Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня - фигуре Петра I на коне.

Учащиеся Художник изображает свечи.

Учитель. Что они символизируют?

Учащиеся Жизнь.

Учитель Да, это мерцающие как символ жизни огоньки-свечи в предрассветных сумерках. Погасла свеча - человека не стало.

Сумерки ненависти и непримиримости и розовеющее от зари небо как символ новой жизни. Суриков писал: « В смысле зрительного впечатления в картине большое значение имели огоньки свечей, зажженных в руках, приговоренных к смерти. Я знал, что эти огоньки, мерцающие в сумерках раннего утра, придадут впечатлению от картины особую жуткость, и я хотел, чтобы эти огоньки, в самом деле, светились, в самом деле, были похожи на мерцающие огоньки…»

Учитель. Какое впечатление произвела на вас эта картина и события на ней изображенные?

Учащиеся. Картина производит неизгладимое впечатление является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи.

Учитель. Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения?

Учащиеся. Он хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Учитель. Как удалось передать художнику свой замысел, ведь мы не видим самой сцены казни?

Учащиеся.(приходят к выводу)Идея картины, замысел художника, не лежит на поверхности, раскрывается не в сюжете, а передается через выразительный язык станкового произведения.

Учитель. И в наше время картина публичной казни большого количества людей холодит сердце. Суриков старался показать, что казнь стрельцов была народной трагедией, драмой в период противоречий и сложностей в истории русской земли.





© 2010-2022