СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦ. ПРОЕКТА ЛИЦЕЙСКИЙ ВЕРНИСАЖ

Миру нужен самостоятельный человек. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ему нужно научиться хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. С первых дней своего существования человек окружен другими людьм...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на научно-практической конференции лицея


СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦ.ПРОЕКТА "ЛИЦЕЙСКИЙ ВЕРНИСАЖ"


Дурыничева Т.Г.

Учитель изобразительного искусства

МБОУ "Лицей"

Арзамас, Нижегородская область

Миру нужен самостоятельный человек. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ему нужно научитьсяхорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с другими людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация - процесс, посредством которого человеком усваиваются нормы существования таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного человека как личности, процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку, может один из социальных институтов - школа. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования фиксирует особый тип результатов образования - личностные результаты, - напрямую связанныс социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как, впрочем, и во многих ключевых образовательных документах наших дней.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может, потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Социализация ребенка в школе происходит, по меньшей мере, в четырех сферах:

- в сфере свободного, нерегламентированного со стороны образовательного учреждения общения детей друг с другом. Позиция ребенка в этой сфере - «товарищ своих товарищей» (или, напротив, позиция «чужак»);

- в учебном процессе и школьном дополнительном образовании. В этой сфере позиция ребенка - «ученик своих учителей»;

- в общественной среде школы. Здесь ребенок занимает позицию субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы». Общественная среда школы - это детско-взрослое управление, детское самоуправление, клубы и т.п.;

- во внешкольном пространстве. Здесь позиция ребенка - «гражданин общества». Занимает он эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.

Все эти сферы активно взаимодействуют, влияют друг на друга. Первую мы затрагивать не будем ввиду ее относительно малой управляемости со стороны взрослых. На трех же других остановимся подробнее.

В современной школе явно перевешивает вторая сфера, и мы сталкиваемся со стратегией, которую можно назвать экспансией учебности - переносом учебных форм и учебного содержания и на общественную среду школы, и на внешкольное пространство. У нас, как правило, хорошие ученики хороши во всем. Причем это выражается и в общественной работе. Зачастую это происходит потому, что нам педагогам так легче. Ребенок прочитывается педагогами как «тотальный ученик» везде, его личность как гражданина школы и общества зачастую игнорируется.

На наш взгляд, сегодня надо прорабатывать иную стратегию - «проращивание» в школьное образование задач общественного развития. Причем, не задач, развития общества вообще, а того территориального сообщества, в которое включена школа. Необходимо посильное, культуросообразное участие учащихся в общественной жизни города, области, станы.

Социализации учащихся происходит во внешкольном пространстве - через детско-взрослые социально-образовательные проекты. Таким социальным проектом в МБОУ «Лицей» г. Арзамаса является «Лицейский вернисаж», который объединяет стационарную выставку детских рисунков, ежегодную выставку галерею портретов ко дню учителя, выставки декоративно-прикладного творчества, приуроченные к конкретным датам (новый год, 8 марта и т.д.), а также работу дизайн-студию «Шарм». Сейчас в рамках этого проекта устроена выставка к 70-летию Победы. Социальным проект становится и потому, что в нем задействованы родители наших учеников, учителя детской художественной школы им А.В. Ступина, гости лицея. Каким же образом данный проект способствует социализации наших лицеистов?

Каждый ребенок приходит в школу, что бы быть хорошим учеником, хорошим другом и т.д. Но, в силу ряда причин, не у всех это получается.

Очень скоро ребята делятся на «сильных» и «слабых». И, как правило, это деление по учебе распространяется и на всю школьную жизнь ребенка. Уроки искусства считаются легкими, но мы забываем об одном. В работе на этих предметах заложено больше души и сердца ребенка, в этом есть специфика наших предметов. Они могут помочь способным детям скорее войти в пространство класса и школы. Ведь успешные хотя бы на одном уроке, ребята становятся более уверенными в себе, и начинают активнее работать на др. предметах. А, уж если работа ученика помещается на школьной выставке, его авторитет повышается как в школе, так и в семье. Часто учитель сознательно идет на выделение и слабого ученика, что бы поддержать его. Это не только хорошие оценки на занятии, но и выставление работ учащихся на выставках.

Так же мы можем помочь и очень тихим и скромным ученикам, которых «забивают » сильные. Не всегда это хорошие художники, но всегда это ребята ,которые вкладывают в свои рисунки всю душу. В МБОУ «Лицей» существует практика, в рамках данного социального проекта устраивать персональные выставки детских рисунков, фотовыставки. И, как правило, это выставки, которые предлагают организовать сами дети или их родители, мы, организаторы проекта «Лицейский вернисаж», охотно идем на это. И именно для того, чтобы привлечь внимание всей школы к личности данного ученика.

Особенная проблема всегда существует в любом учебном учреждении с одаренными детьми. Мы будем говорить об одаренных в художественной сфере ребятах. Эта особая категория ребят, которые с начальной школы всем известны как хорошие и талантливые художники , и их это вполне устраивает, но к средней и особенно в старшей школе как правило одиноки и востребованы классом только когда нужно, что то оформить. Участие в данном проекте персональные выставки, награждения на общелицейских линейках, дают этим ребятам то, что зачастую отсутствует в классном коллективе. И, конечно же, все это добавляет им авторитет среди сверстников.

Особенно хочется рассказать о взаимодействии с Арзамасской детской художественной школой им А.В. Ступина.В целом ежегодно там учится около 30 лицеистов. В рамках проекта предусмотрены экскурсии в эту школу. Преподаватели школы приходят к нам в лицей , имеют представление о творческих работах лицеистов, их достижениях на конкурсах, что добавляет ребятам авторитета и признания как в стенах лицея так и в самой художественной школе.

Древнегреческая мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни».

Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать, от общения со сверстниками, с взрослыми. Социальный проект МБОУ «Лицей г. Арзамаса» «Лицейский вернисаж» разработан именно для того, чтобы помочь ребятам полнее реализовать себя как талантливых лицеистов и общительных, хороших друзей.

4


© 2010-2022