- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока МХК на тему Опера (2 класс детской художественной школы)
Конспект урока МХК на тему Опера (2 класс детской художественной школы)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сибгатуллина Р.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока музыкальной культуры
Учитель: Сибгатуллина Роза Ахатовна
Класс: 2Б
Тема: Жанр - опера. Оперы Д. Верди.
Цель:
- закрепить понятие специфики оперного жанра, сущности оперы.
Задачи:
1. Обучающая:
- закрепить понятие жанра - опера, строение оперы, познакомить с некоторыми операми Д. Верди, знаменитыми оперными театрами мира, известными оперными исполнителями.
2. Развивающая:
- развивать музыкальное мышление, музыкальную память, музыкальный слух,
- развивать способность размышлять о музыке, о произведениях композиторов разных эпох.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к музыке, пробудить у учащихся интерес к жанру опера, желание слушать ее не только на уроке, но и вне его,
- воспитывать эстетические чувства.
Оборудование урока:
Магнитофон, диски CD,
Ноутбук, проектор, презентация, видеозаписи.
Музыкальный материал:
«Триумфальный марш» из оперы «Аида»,
«Заздравная» из оперы «Травиата»,
«Песенка герцога» из оперы «Риголетто»
Ария Аиды из оперы «Аида»
Ход урока
Орг. момент: Вход под музыку марша из оперы «Аида». Музыкальное приветствие.
Опрос домашнего задания:
-Учитель: Вся 4 четверть посвящена жанру опера, вы знакомитесь с особенностями этого жанра, с оперными композиторами и их творчеством.
Слово опера в переводе с итальянского означает «дело, «сочинение », «труд». Труд кого же так необходим, чтобы состоялся музыкальный спектакль - опера?
_ Ученики ( предполагаемый ответ): Опера - это вдохновенный труд композитора, певцов, дирижера, режиссера, балетмейстера, хора, оркестра, художников, гримеров, осветителей и .т. д.
Учитель: Откуда же к нам пришла опера? В каком веке родилась опера?
Ученики: Родина оперы - Италия. На рубеже XVI- XVII веков музыкантами и поэтами были созданы первые оперы - «Дафна», «Эвридика» на античные сюжеты.
Учитель: Вспомните некоторые термины: либретто, анонс, увертюра, ария, партитура, аншлаг, дуэт и.т.д. ( презентация) Ученики объясняют все термины.
Учитель: Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Посмотрите фрагмент и постарайтесь узнать эту музыку. Кто автор музыки, как называется произведение?
Учитель: Верно, это музыка Д. Верди ( портрет композитора в презентации), из оперы « Травиата» - « Заздравная » в исполнении знаменитых певцов А. Нетребко, П. Доминго, Р. Виллазон.
(2 тенора и сопрано - трио).
Послушайте еще выступление певцов, определите какая это опера.
( Опера «Риголетто» Верди, « Сердце красавиц», в исполнении теноров - Л. Л. Паваротти, Х. Каррерас, П. Доминго)
Голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто. Послушайте музыкальный фрагмент и определите какой голос исполняет. Звучит ария Аиды (сопрано). В опере есть и хоровое пение (массовые сцены).
Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Внимательно посмотрите отрывок из оперы, обращая внимание и на декорации и костюмы в опере. ( Проанализировать фрагмент).
Главное в опере - это человеческие характеры, страсти, столкновения, конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой.
Д. Верди воспел в своих операх стремление к свободе, счастью, обличая насилие.
В настоящее время оперы Д. Верди самые популярные, их постановки идут во всех театрах мира. Самые знаменитые театры мира - это Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт - Петербурге, Ла Скала в Италии, Гранд опера во Франции, Венская опера в Австрии, Сиднейский оперный театр в Австралии, Метрополитен опера в США, оперный театр им. М. Джалиля в Казани, где проходит ежегодно в феврале Международный оперный фестиваль им. Ф. Шаляпина. (Презентация и сообщения учеников).
Учитель: Оперный жанр развивается. Как вы думаете, какая опера будет в 3 тысячелетии, не прекратит ли жанр опера свое существование? Изменится ли архитектура зданий оперных театров? Подумайте об этом и на следующем уроке выскажите свое мнение, какой вы видите оперу будущего?
На следующем уроке будет тест по операм Верди, прослушайте фрагменты опер дома.
Д.з.: Раздать всем кроссворд по теме опера для решения его.