- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока Иллюстрация русской народной сказки (1 класс)
Конспект урока Иллюстрация русской народной сказки (1 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Арефьева Л.Н. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
"Иллюстрация русской народной сказки"
Цели урока:
Знакомство учащихся с видом книжной графики - иллюстрацией.
Изучение средств выразительности, используемых в творчестве художников - иллюстраторов И. Билибина, Е. Чарушина, Е. Рачева.
Задачи:
• формирование представлений о книжной иллюстрации как одном из видов искусств в полиграфии;
• приобретение знаний об искусстве иллюстрации как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;
• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Создание эскизов к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.
Материалы и оборудование:
мультимедийное оборудование; презентация (Приложение 2); бумага, карандаш или уголь.
Ход урока.
Ребята, вы любите книги?
Какой должна быть книга для детей по вашему мнению?
Что обязательно должно присутствовать в книге?
Как вы думаете, что такое иллюстрация?
<Слайд 1>
Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией.
Иллюстрация - это вид книжной графики, ее основа.
<Слайд 2>
Книжной иллюстрации приходится считаться с особенностями книги ее форматом, с характером шрифта, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными.
Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор - художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.
<Слайд 3>
Известный русский иллюстратор Евгений Иванович Чарушин, был писателем и художником. Назовите произведения Е. И. Чарушина, с которыми вы уже знакомы. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»»).
<Слайд 4, 5>
Он очень любил родную природу и животных изображал, как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Те из вас, кто пытался делать зарисовки с домашних животных, знаете, что это очень трудно.
<Слайд 6>
Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке. Но приглядитесь! Котенок ли это? Нет, маленький рысенок глядит на нас во все глаза.
У Е. И. Чарушина свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Художник выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.
<Слайд 7>
Замечательный художник - Евгений Михайлович Рачев. Он волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься.
<Слайд 8,9>
Все животные и звери - герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем.
<Слайд 10>
Взгляните, ребята, как отличается манера исполнения животных у Рачева и Чарушина. Назовите отличия в изображении. Какие средства выразительности использует каждый художник?
<Слайд 11, 12>
Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования Ивана Билибина. Этот художник иллюстрировал авторские и народные сказки. Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным? Он создал свой графический стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника. <Слайд 13, 14, 15,16>
Вот Иван- царевич схватил за хвост Жар-птицу.
<Слайд 17>
А вот Баба - Яга из сказки «Василиса Прекрасная». В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности рисования художника - изображение занимает полностью всю поверхность листа, четко очерченные контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев, детально разработаны узоры. Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. <Слайд 18>
Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки. Как вы думаете, почему? Какие русские народные сказки вы любите?
Детям предлагается вспомнить свою любимую сказку.
Какой сюжет хотели бы проиллюстрировать? Индивидуальные ответы /2-3 ребенка/.
Попробуйте создать несколько эскизов к разным эпизодам любимой сказки.
По ходу выполнения эскизов учитель индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы.
Итог урока и домашнее задание:
С творчеством каких художников мы познакомились?
Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников?
Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение?
<Слайд 19, 20, 21>
Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте композиционное построение иллюстрации. На следующем уроке мы продолжим говорить о сказках ,выберем наиболее удачный сюжет и перенесем его на большой лист.
Урок закончен.
Конспект открытого урока в 1 классе
«Иллюстрирование
русских народных сказок.»
Преподаватель Арефьева Л.Н.