Из опыта работы учителя ИЗО искусства Пузырниковой

                   Коллективное творчество– одно из сторон воспитания. Именно с этой точки зрения я смотрю на использование этого метода на своих уроках. Коллективная работа направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала в жизни. Важным фактором становится также сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата творчества. Воспитание любви к творчеству как стержень художественного воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок прон...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Главной целью художественного образования является - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. В ходе исторического процесса задачи и содержание образования изменяются в соответствии с социальными изменениями общества. Распространяющаяся теория личностного - ориентированного обучения опирается на многие новые образовательные технологии, обеспечивающие её внедрение в жизнь. Сегодня среди существующих технологий наиболее интересной методикой учебной и воспитательной работы с учащимися для развития их интереса к предмету является коллективное творчество. В последнее время, в современной педагогической практике коллективное творчество учащихся перестало быть редкостью, оно пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Результат совместной изобразительной деятельности высоко оценивается, но воспитательный потенциал самого процесса коллективного творчества и роль коллективной деятельности в развитии творческой активности учащихся недостаточно изучены. Зарождение и становление опыта проходило в условиях общеобразовательной массовой школы, в начальных классах: где дети пришли без предварительной подготовки, не посещавшие детский сад, где не было углубленного изучения предметов.

Наблюдая за своими собственным ребенком, я заметила, что в дошкольном возрасте он рисовал, смело, не боясь красок и размера листа, свободно выражая в рисунке свои мысли. Под его рукой возникали большеголовые друзья, синие деревья, красные горы, неописуемые животные. Дети в этом возрасте очень любят рисовать, но им не хватает жизненного опыта, и они интуитивно, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению отражают в рисунке свой мир. Поэтому становится тревожно от вечных вопросов, задаваемых себе: «С чего начать? Как, разбудив детское воображение, вызвать желание создавать картины в рисунках, проявляя при этом выдумку, оригинальность, умение отстаивать свой взгляд, сохраняя независимость и, в то же время, уважение к другим суждениям, высказываниям, открытиям. Осталось ли в памяти моих учеников то, о чем шла речь на прошлом уроке?». С такими мыслями я вхожу каждый день в класс, наполненный детскими голосами.

Накопленный мной педагогический опыт преподавания изобразительного искусства в начальной школе вызвал необходимость обобщить и теоретически обосновать успешность применения методики организации коллективного творчества учащихся. Моей целью является формирование у детей устойчивого интереса к искусству и потребности в общении с ним, воспитание способности оценивать окружающий мир по законам красоты, развитие художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления - в целом определения личностного смысла постижения искусства.



1 Информация об опыте

1.Тема опыта.

« Развитие у учащихся интереса к изобразительному искусству через коллективное творчество».

2.Сведения об авторе опыта.

Пузырникова Ольга Аркадьевна-учитель изобразительного искусства и черчения в МБОУ СОШ №46 им.И.С.Полбина. города Ульяновска.

3.Актуальность опыта.

При первом знакомстве с детьми трудно заинтересовать, заразить их творчеством, ведь ребенок всегда уверен, что его рисунок самый лучший, что он рисует лучше всех. До начала обучения в школе у детей, не посещавших дошкольные учреждения, практически, отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Поэтому, увидев в школе результаты более подготовленных детей и сравнив их со своими результатами, ребенок понимает, что его работа теряется среди других, более сильных работ. Он начинает стесняться своего творчества, придумывает, что он не хочет или не любит «рисовать», начинает замыкаться в себе наедине со своими мыслями. Я постоянно задаю один и тот же себе вопрос: «Как научить, дать необходимые знания, но не погасить той искорки непосредственности, индивидуальности внутреннего мира ребёнка выражаемого через изображение в рисунке». Всё это возможно, применяя на уроках метод коллективного творчества. В работе с младшими школьниками, я столкнулась с определёнными проблемами и противоречиями - как помочь ребенку раскрыть свои творческие возможности, не забывая при этом о том, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде и поощрении? Особенно важно решить такую проблему по отношению к слабому ученику, так как хотелось бы все-таки отойти от количественной оценки и ставить оценку в первую очередь за качество работы.

Создавая этот опыт, я пришла к такому выводу, что одна из актуальных задач художественного воспитания - это развитие у детей способности к восприятию прекрасного в самом себе, в другом человеке и в окружающем мире. Так как в детском рисунке находит отражение всё то, что есть в разных сферах общественной жизни, что находит проявление в труде, быте, общении. Если учесть, что ребёнок живет среди взрослых людей и наравне с взрослым является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения должны быть во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Для понимания и приятия чуждого эстетического опы­та, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эсте­тической деятельности.

Новизна подхода к разработке уроков коллективного творчества по изобразительному искусству заключается и в том, что определены приоритетные цели, лежащие в области воспитания эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения учащихся к искусству и жизни, развития их эмоционально-чувственной сферы и способностей к разным видам художественно-творческой деятельности. В процессе художественной совместной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического образования. Чем совершеннее общение на уроке, чем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения. Образование в начальной школе, построенное на таких приоритетах призвано активизировать имеющийся у учащихся опыт общения с искусством, дать импульс к художественному самообразованию и формированию устойчивой потребности к общению с искусством и в дальнейшей жизни.

4. Ведущая педагогическая идея опыта.

В этом возрасте учащиеся начальных классов не особенно стремятся к общению со сверстниками, так как ведущей деятельностью у них является учебная, поэтому я считаю очень важным на своих уроках создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения. Для того чтобы в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью станет - общение, именно оно стало эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному искусству. При выполнении коллективной работы я заметила, что происходит процесс общения и обучения одновременно не только между учителем и детьми. Дети, общаясь, черпают знания друг у друга. Всё это обогащает их новыми знаниями, опытом, развивает необходимые умения и навыки. Только общаясь в коллективе, овладевая способами разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает нормы общения и поведения.

Коллективное творчество - одно из сторон воспитания. Именно с этой точки зрения я смотрю на использование этого метода на своих уроках. Коллективная работа направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала в жизни. Важным фактором становится также сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата творчества. Воспитание любви к творчеству как стержень художественного воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в творческой коллективной деятельности. На каждом этапе коллективная деятельность должна соединять мысль ребенка с действием и действие - с мыслью, культуру гуманитарную - с культурой эстетической, художественную деятельность - с творчеством. Считаю, что новизна опыта - относительная, подразумевающая наличие нескольких элементов деятельности и обновление мотивационно - целевых установок.

Я хотела бы сформулировать и уточнить основную идею моего опыта - Это рассмотрение творческой коллективной деятельности детей как одной из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения и создание на данных принципах модели педагогической деятельности по планированию, организации, регулированию, оцениванию на уроках изобразительного искусства. Таким образом, я вовлекаю учащихся в реальную творческую деятельность, которая привлекает новизной, необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса и помогает выявить проблемы и разрешать возникающие противоречия. Я считаю, что метод коллективной деятельности также акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученика. При использовании метода коллективного творчества можно рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого, учитывая при этом его интересы и возможности.

5.Длительность работы над опытом. Длительность работы над опытом составляет 3 года. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришла к выводу, что необходимо изучать методы организации уроков коллективного творчества. Работать над этой проблемой я стала в 2011 году. В течение этих лет при планировании уроков изобразительного искусства в начальных классах в каждой четверти я обязательно разрабатываю уроки, где при самостоятельной работе учащиеся работают над выполнением коллективной работы.

6.Диапазон опыта.

Опыт рассчитан на систему уроков в разных разделах программы В.С. Кузина по изобразительному искусству для 1-7-х классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки. Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными. Я понимаю, что уже начиная с первого класса нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом. Поэтому, разрабатывая план своей педагогической деятельности по данной проблеме, я выделяю следующие этапы, отвечающие за определённые педагогические процессы.

1 класс - подготовительный этап, общее знакомство детей с коллективным творчеством на уроках изобразительного искусства.

2 класс - этап изучения методики применения совместно-индивидуальной формы коллективного творчества. При использовании этой формы работы на уроке дети вначале работают индивидуально с учётом единого замысла, а на завершающем этапе урока деятельность каждого становится частью общей композиции.

3 - 4 класс - этап изучения и применения методики совместно-взаимодействующей формы коллективного творчества. При применении этой формы работы предоставляется возможность вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая свои действия на каждом из этих этапов коллективной деятельности.

7. Теоретическая база опыта.

Сам метод коллективного творчества не является принципиально новым в мировой педагогике. Еще на рубеже XIX-XX вв. педагоги большое значение отводили игровым приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.

В первые годы советской власти социальное воспитание противопоставля­лось воспитанию индивидуальному. В 20-е гг. было широко распространено участие детей в украшении классных комнат, школы, спектаклей, революционных праздников. Педагоги утверждали, что выполнение таких работ развивает чувство солидарности и уважения к общественному труду. Название методов организации коллективной работы отражает дух того времени: «метод проектов», «бригадный метод». Пропагандистами этого метода в те годы были педагоги-экспериментаторы А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Г. В. Лабунская, К. М. Лепилов, С. Т. Шацкий, В. Ф. Шехтель и др. В 30-е гг. произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства. Содержание программы по рисованию, направленное на развитие индивидуальных знаний, умений и навыков, исключило возможность совместной деятельности детей на уроках. Коллективное творчество стало уделом методики внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству. Лишь в 60-х гг. были предприняты попытки, использовать совместную изобразительную деятельность детей как средство активизации изобразительного творчества на уроке рисования в начальных классах. В 70-е гг. И.Н.Турро определил значение коллективной деятельности в художе­ственном образовании младших школьников, дал наиболее полный анализ существующих видов коллективной изобразительной деятельности и их классификацию. И.Н.Турро отмечал, что сам про­цесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. В работе И.Н.Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для дру­гих участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет свя­зать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. В конце 70-х и в начале 80-х г.г. была выпущена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного воспитания и Союза художников СССР. В результате многолетнего эксперимента впервые в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству включили метод коллективных и групповых работ.

Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века. Такой интерес можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе. Б.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное зна­чение в художественном воспитании школьников как средство, ак­тивизирующее развитие их творческого потенциала. Средство, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее по­требность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют своё дело.

Моя точка зрения такова - метод коллективного творчества способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной ативности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности.

Чтобы сформировать устойчивый интерес к предмету, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. Совместная эстетическая деятельность способствует формиро­ванию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстни­ками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Работая постоянно с младшими школьниками, всё больше познаёшь особенности их физиологического развития. Стараюсь не забывать о том, что они не могут долгое время уделять внимание своей работе и поэтому не всегда их работа может достигнуть того результата, который им бы хотелось увидеть за короткое время (т.е. за урок ). Неоднократно экспериментируя на своих уроках, я в результате пришла к выводу, что совместная деятельность не только активизирует учащихся на уроках изобразительного искусства, но и формирует интерес к предмету, так как результат совместного труда, за тот же промежуток времени, превосходит все ожидания. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других, а так же сохраняет интерес к занятиям изобразительным искусством. В своей работе я столкнулась с тем, что многим ученикам очень сложно проявить себя, если его работа будет рассматриваться как индивидуальная, а не часть общей коллективной. Какие то моменты не получатся в работе, что-то не сможет получиться у ребёнка и во второй раз, и ученик всё это видит, расстраивается и постепенно приходит к мысли, что он не способен работать лучше. С такой мыслью он приходит из начальной школы в старшие классы, где окончательно теряет интерес к предмету. Работая по программе Кузина, я вижу возможность, целесообразность, необходимость применения метода коллективного творчества на своих уроках. Тем более что сама программа предусматривает возможность составления своего варианта тематического планирования на год из предложенных вариантов тем, включая наиболее важный материал, знакомя учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры. Поэтому к составлению тематического плана я также стараюсь подходить творчески: самостоятельно отбираю в разделе наиболее важный материал, опускаю некоторые проблемы и дополнительно включаю другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на знания и умения учащихся, учитывая особенности национальной культуры. Чтобы развить творческие способности, стараюсь вооружить ребёнка интересным способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, тем самым создать условия для выявления и расцвета его одарённости.

Стремясь усовершенствовать, свою педагогическую деятельность по внедрению коллективного творчества в своей работе, я разделяю взгляды таких педагогов, как В.К.Дьяченко. Я полностью с ним согласна, что обучение есть общение обучающих и обучаемых. И ещё хочу добавить, что при коллективном творчестве к процессу обучения добавляется и процесс общения обучаемых между собой. Так же в своей работе я использую идеи и положения по гуманно - личностному обучению младших школьников Ш. А. Амонашвили. Его идея - способствовать развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств, облагораживанию души и сердца ребёнка, развитию и становлению его познавательных сил, обеспечению условий для расширенного и углубленного объёма знаний и умений. Всё это находит отражение в моей работе на всех уроках, в том числе и по коллективному творчеству. Процесс обучения строю по схеме:

* планирование деятельности,

* постижение прекрасного,

* общение,

*духовная жизнь,

* постижение всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью приёмов, среди которых:

*гуманизм: искусство любви к детям, создание атмосферы детского счастья, свободы выбора, радости познания;

*индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, реализация педагогики успеха;

*мастерство общения: атмосфера творчества;

*формирование учебной деятельности: приёмы материализации процессов

изобразительной деятельности, изобразительное творчество детей;

*оценивание деятельности детей.

На первое место ставлю создание таких уроков, которые бы стали ведущей формой жизни детей, а не только процесса обучения. Результат обучения при применении идей школы Ш. А. Амонашвили позволяет мне развить индивидуальность ребёнка, особенно способствует развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер. Эта школа создаёт условия для духовной жизни; осмыслению детьми высоких духовных материй и ценностей, постижению красоты всего окружающего мира.

Я вижу, что применение коллективного творчества, - это не только кратчайший путь к развитию интереса к предмету, но и наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей у детей. Этот путь лежит через приобщение всех школьников к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

В 1 классе на подготовительном этапе, при общем знакомстве с коллективным творчеством, главную роль играет подбор и содержание учебного материала, создание атмосферы общения. Стараюсь, чтобы стиль взаимоотношений в классе помогал ребёнку учиться, усваивать всё истинно человеческое, познавать себя как человека, взращивать себя как личность, воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважения, сознания, что с ним считаются, в нём нуждаются, его самого и его творчество замечают и ценят.

Во 2 классе при применении совместно - индивидуальной формы коллективного творчества стремлюсь к формированию социально значимых мотивов учения, духовного возвышения, нравственного становления, побуждению к сопереживанию, взаимопомощи, объединению детского коллектива на основе одной цели, единых принципов взаимоотношений. В 3 и 4 классе на этапе применения совместно-взаимодействующей формы коллективного творчества в педагогическом процессе, даю простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной и общественной активности детей; характер общения, культивируемый в детском коллективе, на этом этапе помогает каждому ребёнку развивать свою истинную человеческую природу.

Если рассматривать коллективную деятельность как игровой приём, то она спо­собствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока, а также, являясь методом обобщения знаний и умений учащихся, позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепле­ния. Результат коллективной деятельности имеет огромное значе­ние в воспитании социально активной позиции учащихся. Для того чтобы усилить и сделать возникающий интерес к предмету устойчивым, надо чтобы желания ребёнка и цели обучения совпали, то есть предлагаемая взрослыми деятельность воспринималась и переживалась учеником как свободно выбранная. В этом случае он легко поддаётся педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания.


2.Технология опыта

Большинство младших школьников относится не к мыслительному, а к художественному типу восприятия. Мы можем сделать вывод, что все младшие школьники «художники». Прививая нравственные и эстетические нормы поведения, опираясь на творческий потенциал ребенка, развивая его воображение, мы можем добиться больших успехов в воспитательной и образовательной деятельности. Очень важно, пробудить у детей желание «Хочу рисовать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «Хочу творить», вселить уверенность «Могу изобразить» и помочь довести работу до конца «Я сделал!». Очень важно, когда ребёнок видит то, что усилия, затраченные при работе в коллективе, приводят всегда к успеху. Это даёт ему уверенность в себе при выполнении коллективной работы. И поэтому, когда он будет работать индивидуально, он также будет работать более уверенно, и то чего он не мог достигнуть раньше, теперь у него обязательно получится, так как он смог увидеть и научиться этому не только у учителя, но и у своих друзей, таких же детей, как и он. Это поможет ему поверить в свои силы и в дальнейшем. Мы знаем, что интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивирующих факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». У школьника, испытывающего интерес к художественной деятельности, возникает желание творить, расширить свои умения и навыки путем изобразительной деятельности. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане, именно на развитие устойчивого интереса ребенка к изобразительному искусству направлена программа по предмету. Также решить эту задачу мне помогает четкое планирование структуры урока.

Модель урока по решению задач художественно-творческого характера.

1.Возникновение проблемной ситуации в процессе определения замысла: актуализация собственного багажа знаний, эмоционально-эстетических впечатлений, знакомых ассоциаций, наблюдений художественно-эстетического опыта в эстетической оценке явлений, фактов, объектов действительности.

2.Поиск новой информации, сбор новых материалов, наблюдений, впечатлений (с помощью учителя) и их обобщения при рождении замысла будущего изображения.

3.Возникновение затруднений (художественно-эмоционального и мыслительного характера) в реализации замысла;

*вычленение художественных противоречий

*выявление неизвестного.

4. Поиск способов (художественного - языка) материализация замысла.

5. Изображение в материале - реализация замысла - художественный образ.

6. Эмоционально-эстетическая оценка (и самооценка) художественного образа с точки зрения его оригинальности, самостоятельности, выразительности, эмоциональности, адекватности замысла.

Также каждый этап своего урока я наполняю психологическим содержанием, которое позволяет ребенку по-настоящему включиться в работу, т.к. задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, становятся не только понятны ему, но и внутренне приняты.

1-й этап. Возникновение интереса.

Фиксирую мотивы предыдущих достижений.

Мы хорошо поработали над предыдущей темой…

Вызываю мотив относительной неудовлетворенности.

Но не выполнили еще одну важную сторону этой работы…

Усиливаю мотив ориентации на предстоящую деятельность.

А между тем это вам понадобиться в таких-то работах….

2-й этап. Подкрепление и усиление возникшего интереса. На этом этапе использую чередование разных видов деятельности, заданий различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные эмоции (т.к. мы говорим о коллективном творчестве) и удовлетворенность. Также активизирую познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся. Подключаю их к самооценке.

3-й этап. Этап завершения. Здесь важно для меня, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения. Для этого усиливаю оценочную деятельность самих учащихся, сочетая со своей дифференцированной отметкой.

Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием », если нет чёткого определения конечной цели.

В своей работе я преследую цель: Формирование системы педагогической деятельности, направленной на развитие интереса учащихся к изобразительному искусству, через коллективное творчество. Работая над этим, я поставила перед собой задачи: 1.Определить принципы системы педагогической деятельности, направленной на развитие интереса учащихся к изобразительному искусству.

2. Разработать систему деятельности по развитию интереса. 3.Осуществить оценку деятельности, регулирование, коррекцию конечных результатов коллективной творческой работы учащихся


Методы организации коллективного труда.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и Я.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

  1. Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно-индивидуальной деятельности, необходимо продумывать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции и ее эстетическое качество.

На практике очень часто желание объединить индивидуальные работы в коллективную композицию появляется у учителя в конце самостоятельного труда учащихся. Для этого ученикам предлагается вырезать изображение по контуру. И наклеить их на общий фон, некоторые учащиеся могут изобразить предмет в «среде» , из которой «вырывать» его очень сложно. Более охотно школьникам расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка- стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее.

А) Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности:

1) Продумать заранее композицию коллективной работы; выбрать цвет, размер и положение общей -плоскости фона;

2) Выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции.

3) Определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально-выполняемых элементах.

4) Определить технику «сборки» коллективной композиции.

5) Продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

Б) Роль учителя в совместно-индивидуальной деятельности.

Роль организатора коллективной деятельности в школе выполняет учитель. Во фронтальной работе с классом он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы учеников учитель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, учителю помогает собрать элементы, детали, части общей композиции помощников из числа учеников. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.

Если по сценарию урока учащиеся не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль учителя в организации коллективного процесса , а также его результата велика. Если же ученики являются сами инициаторами совместной работы , то они могут выступить и организаторами процесса деятельности, и составителями коллективной композиции. В этом случае учитель является лишь консультантом или может возглавить работу группы, которая составляет коллективную композицию.

В) Принципы совместно-индивидуальной деятельности.

Схемы, отражающие основные принципы организации совместно-индивидуальной формы работы над коллективной композицией.

Принцип свободного размещения, то есть когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне. Например: при работе над композицией «Цветочная поляна» (Урок 1, 2класс, «Гуашь, три основных цвета» ) на лист цветной бумаги наклеиваются индивидуально нарисованные цветы, размеры и цвет изображения могут быть разные. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью.

Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, их расположение в пространстве индивидуального листа. В младших классах можно использовать шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно. Фризы. Основная проблема при создании фриза- соблюдение единого языка декоративной стилизации элементов - узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта проблема частично решается тем, что учитель выдает ученикам определенного цвета бумагу и шаблоны узоров. Легче организовать работу детей над фризовой коллективной композицией, не связанной с декоративной стилизацией, а построенной с учетом декоративного общения, которое свойственно реалистическому рисунку младших школьников. Но, несмотря на кажущуюся легкость организации фризовой коллективной композиции, и здесь при выполнении индивидуального фрагмента коллективной работы необходимо соблюдать условия:

  1. Единство изобразительного материала и техники.

  2. Определенную палитру цвета, если работа выполняется красками.

  3. Определенный размер изображения.

  4. Точное место размещения.

Мозаика. Условия совместно-индивидуальной работы над мозаикой могут быть различными. Это и единство материала, и цвет фона, хотя можно выдать детям листы заранее затонированной или цветной бумаги. При выполнении коллективной работы , связанной с народным мотивом условием является соблюдением единства языка декоративной стилизации природной формы, соблюдение условной цветовой гаммы, общего цветового фона для узоров.

Условия индивидуальной работы, которая является составляющим элементом коллективной композиции, создаваемой по принципу мозаики, те же, что и при выполнении фрагмента фризовой коллективной композиции.

Следующий принцип организации совместного труда над композицией также предполагает осведомленность детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анализируется будущая коллективная композиция.

Онам задается каким-то предметом или изображением окружающей среды, и ученикам предлагается закончить начатую учителем композицию что способствует подъему активности детей. Например: Ваза, в которую дети в коне урока ставят цветы. Достоинством совместно-индивидуальной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у учащихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, при этом не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Приложение 1(рис.1-2)

Вариант разработки урока ИЗО искусства

Класс 3


Тема : «Букет цветов»

Тема коллективной работы «Букет цветов»

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: равновесие, работа ведется от центра.

Материалы и инструменты: гуашь, кисть, цветная бумага, ножницы, клей.

Цели и задачи:

Образовательные: раскрыть красоту русской природы через восприятие реального и художественного изображения.

Развивающие: развивать умение передавать красоту образов природы в технике аппликации, используя язык силуэта, умение сотрудничать в ходе совместной работы.

Воспитывающие: воспитывать чувства красоты к малой Родине.

План.

  1. Орг.момент.

  2. Беседа о красоте живых цветов.

-разнообразие их форм и цвета.

-сравнение живых цветов и их изображения в картинах художников.

-«Флористика» искусство составление букетов.

3.Вводный инструктаж.

А) Продумывание заранее композиции.

Б) Выбор единого материала (цветная бумага)

В) Свободное размещение элементов на плоскости, с использованием шаблонов. Обводка деталей.

-подбор цвета, размера.

Г) Вырезание мелких дополнительных деталей для цветов.

Д) Определение техники «сборки»

Е) Составление общей композиции букета.

4. Практическая работа.

-текущий инструктаж.

5. Итог урока.

а) выставка работ, комментирование и выставление отметок.

б) выводы по уроку.

в) домашнее задание.

г) уборка рабочих мест и кабинета.

2.Совместно-последовательная деятельность. Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроках изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предполагается игра, по условиям которой каждый ученик становится мастером , работающим на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей.

Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;

  2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

На некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности (выполнение узоров на крыльях и хвостах птиц)

Конвейер включается тогда, когда нужно за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий (например: декоративное убранство сцены). Совместная работа учащихся, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат.

Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Нужно тщательно продумывать каждый этап работы «конвейера», которым становится ряд парт.

Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологией его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.

Приложение 2(рис.3-4)

Вариант разработки урока ИЗО искусства

Класс 4


Тема : «Конструирование птицы из бумаги»

Тема коллективной работы Мобиль «Стая птиц»

Форма организации совместной деятельности: совместно-последовательная, по принципу работы «конвейера».

Принцип организации коллективной композиции: пространственная композиция по принципу равновесия на коромысле.

Материалы и инструменты: картон, тонированная бумага, ножницы, клей, нитки.

Цели и задачи:

Образовательные: раскрыть красоту птицы-счастья, с ее символикой, особенностями изготовления.

Развивающие: развивать умение работы по технологической карте.

Воспитывающие: воспитывать уважение к творчеству народных мастеров, развивать умение работать по принципу конвейера.

План.


  1. Орг.момент.

  2. Беседа о легенде русского севера -птице счастья.

3. Вводный инструктаж.

4. Демонстрация техники и этапов работы с изображением на технологической карте.

-Разметка и вырезание туловища птицы.

-Разметка и выполнение прорези для крыльев.

-Складывание бумаги гармошкой для хвоста.

-Вырезание узоров на хвосте -соединение туловища с хвостом.

-Выполнение крестовины для мобиля, прикрепление нити к птицам -сборка мобиля.

5. Практическая работа.

-текущий инструктаж.

6. Итог урока.

а) выставка работ, комментирование и выставление отметок.

б) выводы по уроку.

в) домашнее задание.

г) уборка рабочих мест и кабинета.


3.Совместно-взаимодействующая форма деятельности. Совместно-взаимодействующая форма наиболее сложная в организации коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства. Сложность заключается в том , что эта форма организации предполагает или совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости) или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Данная форма наиболее приемлема для уроков изобразительного искусства в старших классах или на внеклассных занятиях изобразительным искусством, где возможна коллективная работа в небольших группах. Но именно эта форма привлекает меня особенно, так как дает широкие возможности для педагогического творчества.

В начале урока происходит деление класса на группы , малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей, так как она является результатом коллективного творчества мышления и планирования. Художественное творчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается ее составлением из частей, фрагментов и обобщением. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого учащегося определенного опыта общения: умение сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Приложение 3(рис.5-6)

Вариант разработки урока ИЗО искусства

Класс 4


Тема : «Древнерусский город-крепость»

Тема коллективной работы «Град на острове стоит»

Форма организации совместной деятельности: совместно-взаимодействующая. Принцип организации коллективной композиции: последовательная работа от дальнего плана к ближнему.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Цели и задачи:

Образовательные: Обобщение знаний о древнерусском зодчестве, с их основными элементами.

Развивающие: развивать умение передавать красоту образа древнерусского города-крепости.

Воспитывающие: воспитывать творческое отношение к заданию.

План.


  1. Орг.момент.

  2. Беседа о древнерусском зодчестве .

-основные элементы города-крепости.

-анализ форм и декора архитектурных сооружений.

-пример как в сказке «Сказка о царе Салтане»

3. Вводный инструктаж.

-деление на 6групп.

- 1-ая выполняет изображение неба.

- 2-ая изображает остров с дубом.

- 3-я изображает море.

- 4-ая самые высокие постройки: главный собор, маленькие церкви.

- 5-ая самая большая группа изображает дворец, терема, дома, горожан.

- 6-ая выполняет изображение крепостной стены с воротами и башнями.

4. Практическая работа.

-текущий инструктаж.

5. Итог урока.

а) выставка работ, комментирование и выставление отметок.

б) выводы по уроку.

в) домашнее задание.

г) уборка рабочих мест и кабинета.


Этапы вовлечения детей в коллективную творческую деятельность.

*Изучение первоначального состояния изобразительной деятельности и внедрение элементов коллективной творческой деятельности. Этот этап соответствует первому году обучения.

*Активизация и побуждение потребности к творчеству на уроках изобразительного искусства во 2-м классе.

*Формирование навыков коллективного творчества через интеграцию, использование различных видов занятий и видов деятельности на уроках в 3-4 классах.

При выполнении коллективной работы учащиеся ориентированы на достижение желаемого результата, что предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляет учащихся. И чем младше дети, тем больше с этим приходится считаться. Коллективное изобразительное творчество, как и индивидуальное, невозможно не только без определённого объёма знаний и умений, но и без подготовки учащихся к активному художественно-образному мышлению и творческому созиданию. Поэтому на уроках изобразительного искусства коллективное творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием действительности и художественным восприятием произведений изобразительного и декоративно - прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом. Для активизации творческого потенциала учащихся начальных классов также стараюсь использовать различные игры, не пренебрегаю упражнениями, направленными на развитие изобразительных навыков, так как неумение «рисовать» может сковывать творческую деятельность ученика так же, как и недостаток в знании явлений или предмета изображения. Например: На уроке в 4 классе по теме: «Древнерусский город-крепость» (Приложение №3) дети получили знания о древнерусском зодчестве, выполнили коллективную работу, но я построила свой урок в виде сказки, поэтому произошла интеграция с другими предметами, использовались игры и коллективное творчество. Для того чтобы становление потребности в общении у младшего школьника происходило активно, коллективная деятельность на первом этапе должна быть высоко эмоциональной, легко осуществимой, способствовать проявлению творческого воображения, что обеспечивает положительное отношение младших школьников к ней. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности также способствует у детей начальных классов выраженному интересу к коллективному творчеству.

Свою педагогическую деятельность по внедрению детского коллективного творчества в систему уроков изобразительного искусства в младших классах стараюсь организовать так, чтобы реализовать образовательную, развивающую и воспитательную функции учебного процесса. Я считаю: применять метод коллективного творчества в учебном процессе сложно, но интересно и увлекательно, так как уроки становятся плодотворными, учащиеся получают удовольствие от работы и полученного результата, а учитель - удовлетворение оттого, что детям интересно и урок удался. В конце урока, при подведении его итогов, практикую проведение детьми анализа своего результата, то есть коллективной работы. Я учу детей видеть достигнутое и высказывать свои мысли по поводу причин успехов и неудач в работе.

Анализ включает в себя:

1*Определение схемы работы, то есть последовательности выполнения,

2*Обсуждение по творческим группам,

3*Обсуждение по принципу свободного микрофона,

4*Вынесение самооценки коллективной работы.

При проведении анализа необходимо выяснить: «Что удалось? Почему? Что не удалось? Какие уроки мы извлечём на будущее? Что мы сделаем, чтобы

Новую работу сделать лучше?»

3. Результативность

Изобразительное искусство является важной формой познания ребёнком окружающего мира. Ребёнок «рисует» и то, что видит вокруг себя и то, что подсказывает ему игра, фантазия. Эта фиксация поразившего его явления природы, человека и его деятельности, построение своих мыслей и чувств помогает ему глубже проникнуть в жизнь, увидеть её красоту и противоречие, осмыслить происходящее вокруг. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. При оценивании коллективных творческих детских работ этого не происходит, т.к. каждый ребенок внес посильный вклад в коллективную работу. Направленность учебного интереса младшего школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны.

В доброжелательной атмосфере творчества над коллективной работой у младших школьников развиваются позитивные навыки общения.

Создавая творческий климат при работе над коллективной работой, я пробуждаю интерес к предмету, при этом развиваю творческие способности каждого ученика. Метод коллективного творчества ставит ученика в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, развивает его личное своеобразие, стимулирует поиск новых знаний. На данном этапе работы над коллективным творчеством на своих уроках я могу выделить следующие достоинства метода коллективного творчества в области изобразительного искусства.

*Дети учатся культуре общения, становятся более коммуникабельны. *Учащиеся начальных классов перед собой видят конечный результат- коллективную работу, которую они выполнили за короткое время своими руками, вложили в неё свою душу.

*Введение в урок на этапе самостоятельной работы метода коллективного творчества позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, а так же выявить деловые и организаторские способности.

*При выборе задания для каждого учащегося, можно учитывать индивидуальные способности учащихся. Сильным - сложное задание, слабым - по их реальным возможностям.

Меня всегда волновала проблема эффективности воспитательно-образовательного процесса, он является сложным и комплексным показателем, который не должен сводиться только к показателям успеваемости, а наоборот предпочтение должно отдаваться развитию качеств подрастающей личности ребёнка.

Для оценивания динамики положительных изменений показателей качеств личности были разработаны диагностические средства, позволяющие проводить соответствующий мониторинг. Уровень воспитанности учащихся оценивался по показателям: любознательность, трудолюбие, отношение к природе, отношение к школе, отношение к себе и своим друзьям, отношение к взрослым.

Уровни воспитанности

2 класс

4 класс

Высокий

30%

42%

Средний

45%

48%

Низкий

25%

10%

Анализ результатов разного рода анкетирования и тестирования подтвердил, что при использовании на уроках в начальной школе метода коллективного творчества повысился интерес к урокам. 90%учащихся ждут с нетерпением урока. Повысилась дисциплина, дети стали более усидчивы и трудолюбивы, стали более заметно проявлять такие качества, как товарищество, отзывчивость и взаимопомощь дети стали более вежливы по отношению к взрослым и друг к другу. Также получают развитие познавательные потребности, творчество и воображение, композиционное мышление, художественный вкус.

Динамика успеваемости







Из опыта работы учителя ИЗО искусства Пузырниковой.





Школьник видит постоянно замечательный конечный результат

коллективной изобразительной деятельности и поэтому его не сковывает страх получить плохую оценку. Он не боится, что его вклад в эту коллективную творческую работу будет подвергнут критике, и поэтому он больше не прячет внутри себя свой скрытый творческий потенциал, а наоборот, начинает стараться при выполнении своего задания, которое будет одной из частичек большой коллективной творческой работы. Его фантазии нет предела, он ощущает себя настоящим художником.

При оценивании использую следующие критерии: уровень творчества, качества выполнения, грамотности выполнения, заинтересованности, личностное отношение к работе.





Заключение.



Анализ творческого отношения учащихся к работе показал высокое качество результата совместного труда в сравнении с уровнем индивидуальной работы. Поэтому постепенно меняется отношение детей к сотрудничеству в изобразительной деятельности, всё больше и больше младший школьник заинтересовывается в совместной деятельности.

Вывод: при применении метода коллективного творчества на уроках изобразительного искусства у младших школьников формируется познавательный интерес к предмету, который становится устойчивым, т.к. учебная деятельность успешна.













Список использованных источников.



  1. Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учеб.

Пособие. - М.,1998;

2. Изобразительное искусство 5-9класс., программа для общеобразовательных учреждений М., Дрофа 2010г.

3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-4 классы:

Книга для учителя. - Дрофа, 2002;

4. Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;

5. Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя - М.: Просвещение,2006.-176с.;

6. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество

младших школьников. - М.- Изд-во « Академия развития»,2004.- 124 с.

7. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

8. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998

9. Горяева Н.А. Твоя мастерская. М.: Просвещение, 2003

10. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

21


© 2010-2022