- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО 3 класс
Рабочая программа по ИЗО 3 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Главатских Е.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Балезинская средняя общеобразовательная школа № 5»»
«Рассмотрено» на заседании МО
учителей___________________
Руководитель МО
__________________________
Протокол № ___ от
«____»____________201__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_______________Т.В. Котегова
«____»____________201 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________ М.В. Васильева
Приказ № ___ от «___»________
201___ г.
Рабочая программа
По предмету: Изобразительное искусство.
Класс: 3-А, Б, В, Г
Учитель: Главатских Е. А
Количество часов по программе: 34
п. Балезино
2015 год
1. Пояснительная записка.
1.1. Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского.
« Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобразования науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
1.2. Преподавание ведется без учебников, так как учебники не соответствуют авторам программы.
1.3. В общем количестве часов изменений нет, так как полное соответствие с Примерной базовой программой.
1.4. Преподавание ведется на творческом уровне.
1.5. Основная форма организации образовательного процесса традиционная классно-урочная. Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же элементов современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие технологии, элементы проблемного обучения, игровые технологии.
С использованием следующих форм работы, таких как беседа, рассказ, демонстрация, упражнения. Методов: проблемный метод, развивающее обучение, информационно-комуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод.
1.6. Виды и формы контроля: практическая работа, проектная деятельность. Оценивание учащихся происходит при помощи отметок (пятибалльная шкала)
1.7. Цель обучения: Создание условий для достижения результатов, предусмотренных ФГОС.
1.8. Задачи обучения:
-
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. Общая характеристика учебного предмета
№
Наименование раздела
Всего часов
Проектная деятельность
1
Искусство в твоем доме
8 часов
8 часов
2
Искусство на улицах твоего города
7 часов
7 часов
3
Художник и зрелище
11 часов
11 часов
4
Художник и музей
8 часов
8 часов
Итого:
34 часов
34 часов
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства в 3 класс отводится 34 часа из расчета: 1 час в неделю.
4. Принцип ценностных ориентиров
Предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Содержание учебного курса.
Искусство в твоем доме - 8 час.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города - 7 час.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище- 11 час.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник-создатель сценического мира.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски.
Условность языка масок, их декоративная выразительность.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей -8 час.
Музеи в жизни города.
Картина- особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
6. Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Тема урока
Виды учебной деятельности
Календарные сроки
Фактические сроки
Искусство в твоем доме (8 часов)
1
Твои игрушки
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее,
добиваясь целостности цветового решения.
07.09.15
2
Посуда у тебя дома
Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.
14.09.15
3
Обои и шторы у тебя дома
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
21.09.15
4
Мамин платок
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).
28.09.15
5
Твои книжки
Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки-игрушки.
Овладевать навыками коллектив- ной работы.
05.10.15
6
Открытки
Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.
Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения
12.10.15
7
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.
Эстетически оценивать работы сверстников.
19.10.15
8
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.
Эстетически оценивать работы сверстников.
26.10.15
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
9
Памятники архитектуры
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
02.11.15
10
Парки, скверы , бульвары
Сравнивать и анализировать парки, скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
09.11.15
11
Ажурные ограды
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.
Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
16.11.15
12
Волшебные фонари
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания.
Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
23.11.15
13
Витрины
Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
30.11.15
14
Удивительный транспорт
Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать. создавать образы фантастических машин.
Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.
07.12.15
15
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.
14.12.15
Художник и зрелище (11 часов)
16
Художник в цирке
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.
21.12.15
17
Художник в театре
Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно - пространственной композиции.
18
Художник-создатель сценического мира.
Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
19
Театр кукол
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
20
Образ куклы, её конструкция и костюм
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
21
Маски
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
22
Условность языка масок, их декоративная выразительность
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
23
Афиши и плакат
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).
24
Праздник в городе
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
25
Элементы праздничного украшения города.
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к городскому праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
26
Школьный карнавал (обобщение темы)
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
Художник и музей (8 часов)
27
Музей в жизни города
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина.Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
28
Картина - особый мир. Картина - пейзаж
Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.).
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
29
Картина - портрет
Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
30
Картина-натюрморт
Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.
Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.
Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные навыки.
Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта
31
Картины исторические и бытовые
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.
Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
32
Учимся смотреть картины.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.
Развивать композиционные навыки.
33
Скульптура в музее и на улице
Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульп-турные памятники, парковая скульптура), материалы , которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выра-зительную пластику движения.
34
Художественная выставка (обобщение темы)
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
7. Результаты изучения курса.
Предметные результаты.
Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
-
В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеяз своего региона;
-
В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер; эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
-
В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности
-
В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики)
Метопредметные результаты.
Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются :
-
В умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
-
В желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;
-
В активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоении содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.)
-
В обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
-
В умении организовывать самостоятельную художественно-ьворческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-
В способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Личностные результаты:
-
Достижение эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру ( семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений и искусства и явлений окружающей жизни;
-
Способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственно-художественной деятельности;
-
Достижения навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
9. Учебно-методического обеспечение образовательного процесса.
Список литературы (основной)
-
Н.А. Горяева «Изобразительное искусство 1 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009
Список литературы (дополнительный)
1. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
-
Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 1 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007
10. Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on - line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Б-Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 1-4 классы
Картины.
Художники.
Работы учащихся.
Фотографии.
Проекты учащихся.