• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Дополнительный материал к уроку МХК на тему: Культура граффити в Санкт-Петербурге /10 класс /

Дополнительный материал к уроку МХК на тему: Культура граффити в Санкт-Петербурге /10 класс /

Что я могу рассказать вам о граффити? К настоящему моменту не су­ществует литературы, которая охватывала бы те проблемы, которые я соби­раюсь поднять в своей работе. А именно: каковы первоначальные причины и предпосылки для создания граффити; какие цели преследуют граффити - ху­дожники; что легло в основу этой субкультуры; какие моменты в граффити - культуре не видны с первого взгляда; где художники могут с наименьшим риском выполнять свои работы; какие стили в граффити наиболее популярны в мире...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Культура граффити в Санкт-Петербурге»







Содержание

Стр.

Вступление 2

1) Этимология слова и история развития 2

2) Причины для создания граффити 3

3) Современные стили письма 4

4) Война в нашем городе 5

5) Площадка в СПб 6

Заключение 7

Сноски и список литературы 8

Приложение 9



Вступление

Что я могу рассказать вам о граффити? К настоящему моменту не су­ществует литературы, которая охватывала бы те проблемы, которые я соби­раюсь поднять в своей работе. А именно: каковы первоначальные причины и предпосылки для создания граффити; какие цели преследуют граффити - ху­дожники; что легло в основу этой субкультуры; какие моменты в граффити - культуре не видны с первого взгляда; где художники могут с наименьшим риском выполнять свои работы; какие стили в граффити наиболее популярны в мире и в Санкт-Петербурге.

Наверное, никто в полной мере не способен понять этот мир и его за­коны, если конечно сам не прочувствовал его изнутри. В граффити обыкно­венный человек видит лишь надпись. Но если бы так: в большинстве своём люди попросту игнорируют такие надписи. Только самые кричащие рисун­ки в самых экзотических местах привлекают внимание уличных зевак. В та­кие моменты горожанин рассуждает: «как было бы спокойно, если бы не было этих вандалов». Он обвиняет во всём власти, потому что те своевре­менно не приняли нужных мер. Думаю, что за этими рисунками стоит нечто большее, чем обыкновенное желание испортить стены;

1) Этимология слова и история развития

«Само слово "§гаШ11 - граффити" произошло от греческого "§гарЬет - писать" и от итальянского "Огаййаге - нацарапанный" оно обозначает настен­ную монохромную или полихромную роспись, чья техника близка к технике фрески. Нам же известно более современное определение термина граффити: нежелательные и неофициальные надписи знаки в общественных местах, включая общественные туалеты, рекламные щиты и дорожные знаки, разде­валки и тюремные камеры, вокзальные холлы и залы ожидания, автобусные и трамвайные остановки, телефонные будки, лифты, деревья, скамейки, школьную мебель, памятники, стены домов, зданий, столбы и балюстрады железнодорожных, автодорожных и речных мостов, внутренние и внешние стены автобусов и поездов.1

В активную стадию развития граффити вступило во второй половине XX века. Именно изобретение аэрозольной краски способствовало скачку в развитии этой субкультуры. Граффити приобрело качественно новый облик.

Колыбелью граффити считаются бедные кварталы Нью - Йорка. Имен­но там впервые были замечены работы прародителей современного граффити искусства. Мю, СогпЬгеас!, Так1 183 - одни из самых известных райтеров. (граффити художник). Когда они начинали то их граффити мало чем отлича­лось от традиционного, они просто писали свои имена и номер улицы, но вот одно интересное открытие: своими росписями они пометили почти все улицы города и вагоны подземки.

В 1971 году один журналист одной известной Нью - Йоркской газеты взял интервью у Так1 183. Это была первая статья, посвященная граффити.

Через год после этого случая количество подобных актов вандализма возрос до такой степени, что это стали называть целым движением. Для Нью - Йоркских райтеров (художников) подземка была связующей системой для граффити. Если ты «повесил кусок в метро, то будь уверен, что публика его заметит. В наше же городе граффити развито в куда меньшей степени и мет­ро не пользуется такой популярностью у наших райтеров. Но как на западе художник выбирает себе ветку в подземке, а не просто бездумно наносит свои работы по всему метро. Если в Нью - Йорке это 2 и 5 ветки то у нас это красная и зелёная. Популярность метро как выставку для своих работ объяс­нить очень просто: визуальная доступность, огромное количество посетите­лей и связь с другими, такими же парнями по городу. В 80-ые годы, из - за постоянно растущего количества райтеров, появилась необходимость разви­вать индивидуальный стиль или попросту подчерк. Именно с этого началась война стилей. Это был период времени, взбудораживший весь мир граффи­ти. Бесконечный поток новых идей, жесткое противостояние, стремительно развивающиеся стили - вот те слова, которыми можно охарактеризовать этот период в граффити. В эти времена граффити в нашей стране даже не начало толком зарождаться. Начало развития это субкультуры в восточноевропей­ской России началось с образованием самой России как государства. Наш го­род входит в один из трёх самых развитых городов России: Москва, С - Пб и Кёнексберг. (Рисунок 1)

2) Причины

К сожалению, знания людей в этой области весьма ограничены. Я бы хотел поговорить о том, о чём обычно не задумывается среднестатистиче­ский человек, а именно: как надпись попала на стену, кто её нанёс, какие це­ли преследовал художник или какова причина содеянного. На каждый этот вопрос есть свой ответ. Чтобы понять уличных художников я предлагаю, по­грузимся в его мир. Пожалуй, начну с классификации граффити. Каждый ри­сунок это послание, иногда это послание адресовано всем, но чаще оно адре­совано только миру граффити, так же встречаются граффити только для од­ного человека (например, признание в любви)

1. Начнём с граффити, адресованных всем. Они очень распространены, обычно выражают протест. Как бы это не было забавно, но послания, адресо­ванные всем, далеко не каждый может понять. Ни один уважающий себя ху­дожник не будет изображать свой протест очевидными для каждого фразами, потому что главное в граффити это оригинальность стиля. Художник может изобразить на стене иллюстрацию или прибегнуть к сокращению слов.

2. Так же существуют граффити адресованные другим художникам. В этом случае эту субкультуру используют как закрытый канал коммуникаций, ключ от которого мало кому известен. (Рисунок 2) Как нигде больше можно наблюдать разнообразие причин возникновения. К примеру, своим названи­ем команда может «помечать» территорию.

Так же можно увидеть один рисунок поверх другого. Это является наи­высшей степенью неуважения к художнику, чей рисунок он перелил. В мире граффити далеко немногие могут по-настоящему оценить чужой рисунок, потому что любой уличный художник является конкурентом для всех ос­тальных. Именно эти объясняется большое количество разборок среди них.

Многие художники попросту хотят заработать себе репутацию (среди других художников и среди обычных людей). Здесь дороги расходятся. Можно заработать репутацию тремя способами: большим количеством ри­сунков, оригинальностью места исполнения и, конечно же, неповторимо­стью своей работы. Как правило, все три способа воплотить почти невоз­можно.

3) Современные стили письма

Стиль письма как способ узнавать автора конкретного граффити к тому времени исчерпал себя. И райтеры устремились использовать цвет и размер. Один из первых райтеров 81еу и некоторые другие стали выписывать свои имена на поверхности поездов тонкими белыми буквами. И - что делало их непохожими на остальных - во всю длину и ширину вагона. Открытие М сарз привело к созданию подлинных шедевров. Дин Нью - Йоркский худож­ник (8ирегсоо1) заметил, что замена узких колпачков на баллонах на толстые позволит ему покрывать большие поверхности широкими размашистыми «мазками». Его работы были весьма посредственными, но одновременно с этим это были цветные и выразительные работы для того похожие друг на друга; буквы были как бы дутым, похожие на пузыри, готовые взорваться или лопнуть. Чаще всего в этом стиле используются небольшое количество цветов, в основном два или три.

Так же кроме ЬиЬЫе существуют другие ярко - выраженные стили:

«\УПс1 §{у1е» 2 : этот стиль отличается , прежде всего, неразборчиво­стью букв. Они настолько запутаны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити, не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто рисует в подобных стилях, без особого труда смогут различить текст рисунка. При выполнении работы в данном стиле автор уделяет боль­шое внимание декоративным элементам и цветам краски. (Рисунок 3)

ГХ (ЗБ 81у1е): этот стиль отличается ощущением объёмного рисунка.

Для того, что бы нарисовать подобный рисунок необходимо обладать незаурядным мышлением. При этом необходимо, чтобы буквы сочетались,

Для постижения этого стиля необходимо лет тренировок.

Ме881аЬ 81у1е: оригинальность этого стиля заключается в том, что буквы словно написаны на отдельных листах и наложенные друг на друга. Так же для этого стиля характерна особая цветовая гамма. Основатель - Уи1- сап

СЬагас*ег: в этом стиле используются персонажи, исполненные стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В этой рамке может быть подпи­сан тэг художника или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись в другом стил. При изображении персонажей используются насадки с иглами для выделения тонких линий (при исполнение сложных элементов, например, волос или морщин). Этим стилем владеет далеко не каждый рай- тер, потому что он требует больших художественных способностей. (Рису­нок 4, 5)

ТЪпт ир: это стиль, который характеризует изображение, выпол­ненные очень быстро. Они создаются с помощью обычных кривых линий, и выглядит как грубо заполненные белым или серебряным цветом буквы, по­верх накладывается один или два аутлайна. Для художников важно не каче­ство, а количество. 8ашек - Один из ярких примеров этого стиля в нашем го­роде. Отличительной особенностью является то, что для своих простеньких работ художники выбирают труднодоступные и опасные места. (Рисунок 6)

В1оскЪш1;ег8: это трёхмерные, крупные и очень широкие буквы. Главной особенностью этого стиля является использование валика для за­краски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключает­ся вся команда. В отличие от Нью - Йоркского стиля, зародился в Лос - Анджелесе, где его использовали уличные группировки, чтобы обозначить свою территорию. (Рисунок 7)

4) «Война в нашем городе»3

Власти Петербурга решили бороться с уличными художниками. Подго­товлено соответствующее распоряжение городского правительства, подпи­санное губернатором. Почему же власти решили объявить войну граффити, и какими способами та война осуществляется. На этот вопрос отвечает стати­стика, за последние годы наблюдается чрезмерный рост количества граффити ровно, как и других актов вандализма. Это можно объяснить упадком нрав­ственности и отсутствием уважения в обществе к чужой собственности. Вот некоторые из способов борьбы: ужесточение наказании за рисование граф­ фити вплоть до тюремного ареста; запрет на продажу аэрозоли несовершен­нолетним; комендантский час; выделение дотаций на закрашивание свежих стен; поощрения за поимку граффити вандалов и дачу показаний о лица, ри­сующих граффити; использование современных составов препятствующих сцеплению краски с поверхностью.

5) Площадки в СПб

С 2000 года в нашем городе начали активно проводить офицальные со­ревнования. Таким способом власти города хотели уменьшить число ванда­лов. С 2006 года в СПб стартовал международный граффити фестиваль, по­казавший реальный уровень питерских и российских художников. Например, в 2008 году в рамках этого фестиваля был расписан целый фасад многоэтаж­ного дома. Огромный рисунок высотой в целый дом был создан разными ко­мандами, объединившимися ради одного общего дела. Так/же регулярно на­чали» проводиться другие соревнования, например 81гее1; зиттй, 8шскегз игЪаша, ЬоШез1№ 1. эти соревнования, безусловно, способствуют повышению уровня художников в Санкт - Петербурге. (Рисунок 8) Кроме всевозможных фестивалях, на которых райтеры могут легально продемонстрировать своё мастерство, в нашем, как и в любом крупном городе существует очаги наи­большего скопления (на ст. м. Приморской райтера частенько заглядывают на каменные блоки, на берегу финского залива; на ст. м. Василеостровская - во дворике на 9 линии между среднем и Малым проспектами; вдоль жд. пу­тей на любой окраине города и т.д.) такие места называются полу легальны­ми. Это означает, что власти как бы закрывают глаза на новые и новые ри­сунки, но если художника схватят, то он будет отвечать по всей строгости за­кона. (Рисунок 9)

Заключение. К сожалению, граффити принято называть любое несанк­ционированное изображение на государственной или частной собственности. И именно поэтому понятие граффити весьма обширно и кроме художников в него входят и обыкновенные вандалы. Именно они вызывают наибольшее недовольство у общественности. Они не пытаются рисовать, они просто пор­тят стены банальными никому не нужными надписями. Самое главное отли­чие художника от вандала заключается в том, что каждый художник в свой рисунок воплощает определённый смысл, пусть даже он малопонятен окру­жающим, а вандал обычно красуется перед своими друзьями смелостью свой выходки. Эта граница в мире граффити прослеживается очень чётко, но в нашем мире любой, кто пишет на стенных, будет назван вандалом. Для лю­бого художника эта проблема является очень важной.

В завершении я лишь хотел сказать, что граффити так успешно смогло развиться, потому что оно было интересно в прошлом и не потеряло своей актуальности и по сей день. Ты граффити художник. Уже неплохо! Ни обра­зования, ни учителей, ни судей. Ты создал то, что создал, а в остальном всё

зависит только от тебя. Что ты хочешь получить от своего искусства? Адре­налин, признание, уважение, известность, денег или ты хотел самовырозить- ся, тебе был интересен сам процесс. Ты свободен в своем выборе. Ты должен быть свободен, потому что эта культура не терпит ограничений. Если сделать из граффити только продукт потребления - оно умрет. Если загнать граффити только на легальные стены - оно умрет. Если рисовать только для печатных изданий и постоянно быть частью игры - оно умрет. Если не помочь подрас­тающему молодому поколению почувствовать эту свободу граффити - оно умрет. Оно умрет в тебе и останется только лишь воспоминание о чем - то хорошем, что открывалось тебе, когда ты стоял с баллоном в руках и не ду­мал больше ни о чем кроме следующего движения. И так угасает любое сво­бодное начинание. Оно становиться заложником обстоятельств и уже не спо­собно захватывать наше воображение. Для многих поиск этой свободы стал трагедией жизни или её окончанием. Не надо быть провидцем, чтобы понять, что наше будущее будет тяжело нам доставаться. Предстоит ещё долгий путь развития граффити культуры в нашей стране, и оно невозможно без развитых мыслей в наших головах.

1 Словарь Вальтера Коха 2\у\\г\\г.сапз.ги 3уулу^у.агаМй.зи

Список источников:

  1. Словарь Вальтера Коха

  2. \у\у\у.етаМ11.5и

  3. ууту.сапз.щ

  4. ууулу.игЬаша.зи






© 2010-2022