- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству (8-9 класс)
Рабочая программа по искусству (8-9 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баранова Т.В. |
Дата | 18.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено Руководитель МО учителей естественнонаучного цикла _____ /И.Б Правиленко / Протокол №____ от «___» _________ 20__г.
|
| Утверждаю директор МБОУ школы № 36 г. Мурманска _____ /М.А. Буркова/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
искусству
(базовый уровень)
8-9- й класс
20___-20___учебный год
Введение
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее активные навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения курсов изобразительного искусства и музыки.
Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее.
Базой данного курса является авторская программа Е.Д.Критской. (Программы общеобразовательных учреждений. Искусство. 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2010г. соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень), утвержденному приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004, и допущенной Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях.
Курс входит в число дисциплин основного общего образования и опирается на такие учебные предметы как: литература, история, музыка, изобразительное искусство.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по искусству (базовый уровень).
Исходные документы для составления рабочей программы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ №1312 05.03.2004.
В результате изучения курса искусства на базовом уровне ученик должен научиться:
В познавательной сфере: представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; наблюдать ( воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства; усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства; различать изученные виды и жанры искусств.
В ценностно-ориентационной сфере: представлять систему общечеловеческих ценностей; осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства; уважать культуру других народов, осваивать духовно- нравственный потенциал накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни.
В коммуникативной сфере: использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
В эстетической сфере: развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы; проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор; понимать условность языка различных видов искусства; реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
В трудовой сфере: применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и инновационных (информационных) технологиях.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
-
Искусство в жизни современного человека.
-
Искусство открывает новые грани мира.
-
Искусство как универсальный способ общения.
-
Красота в искусстве и в жизни.
-
Прекрасное пробуждает доброе.
-
Воздействующая сила искусства.
-
Искусство предвосхищает будущее.
-
Дар созидания.
-
Искусство и открытие мира для себя.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение практических занятий, обобщающих уроков.
Курс рассчитан на 68 часов лекционно-практических занятий в 8-9 классах
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ИСКУССТВО 8-9 КЛАСС
№ п/п
Блоки раздела
Количество часов по примерной программе
8 класс
9 класс
Количество часов по рабочей программе
1.
Искусство в жизни современного человека.
4
4
4
2.
Искусство открывает новые грани мира.
11
11
11
3.
Искусство как универсальный способ общения.
10
10
10
4.
Красота в искусстве и в жизни.
8
8
8
5.
Прекрасное пробуждает доброе.
1
1
1
6
Воздействующая сила искусства.
8
8
8
7.
Искусство предвосхищает будущее.
6
6
6
8.
Дар созидания.
18
18
18
9.
Искусство и открытие мира для себя.
2
2
2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ИСКУССТВО 8-9 КЛАСС
№ п/п
Раздел
Практические работы
по примерной программе
по рабочей программе
1.
Искусство в жизни современного человека.
-
Эссе по произведениям Леонардо да Винчи.
-
Эссе по произведениям Леонардо да Винчи.
2.
Искусство открывает новые грани мира.
Стихи, очерки, рассказы о природе.
Сочинение отзыв по пейзажу И.И. Шишкина. Нарисовать пейзаж.
Презентация по теме «Жанр портрета в культуре разных времен».
Стихи, очерки, рассказы о природе.
Сочинение отзыв по пейзажу И.И. Шишкина. Нарисовать пейзаж.
Презентация по теме «Жанр портрета в культуре разных времен».
3.
Искусство как универсальный способ общения.
Презентация «Знаменитые музеи мира» Презентация о любимом представителе искусства. Разработка сценария одного из народных праздников.
Сообщение или презентация о развитии иконописи на Руси
Презентация «Знаменитые музеи мира» Презентация о любимом представителе искусства. Разработка сценария одного из народных праздников.
Сообщение или презентация о развитии иконописи на Руси
4.
Красота в искусстве и в жизни.
Фантастический рассказ «Коллизей», по впечатлению от архитектурного памятника.
Создать гармоничную композицию на одну из предложенных тем в учебнике.
Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.
Сообщение о понравившемся архитектурном сооружении, история его создания.
Создать ассоциативную композицию на тему
«Город»
Фантастический рассказ «Коллизей», по впечатлению от архитектурного памятника.
Создать гармоничную композицию на одну из предложенных тем в учебнике.
Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.
Сообщение о понравившемся архитектурном сооружении, история его создания.
Создать ассоциативную композицию на тему
«Город»
5.
Прекрасное пробуждает доброе.
6.
Воздействующая сила искусства.
Подготовить доклад или презентацию на тему связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
Создание в технике аппликация несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.
Выполнение эскизов декораций или костюмов к музыкальному спектаклю
Подготовить доклад или презентацию на тему связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
Создание в технике аппликация несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.
Выполнение эскизов декораций или костюмов к музыкальному спектаклю
7.
Искусство предвосхищает будущее.
Эссе о каком-либо заинтересовавшем явлении современного искусства.
Создание средствами любого вида искусства композицию, отражающую личное представление о будущем России, мира.
Эссе о каком-либо заинтересовавшем явлении современного искусства.
Создание средствами любого вида искусства композицию, отражающую личное представление о будущем России, мира.
8.
Дар созидания.
Выполнение презентации или фотоколлаж на заданную тему.
Начертить план-схему средневекового города с помощью пера и туши.
Выполнение художественно - творческой работы Выполнение иллюстрации к любимому произведению.
Выполнение проекта предмета быта (рисунок эскиз, чертеж и описание материала, особенностей формы)
Выполнение эскиза росписи по мотивам какого-либо народного промысла.
Художественно-творческое задание со стр.163 (по выбору)
Художественно-творческое задание со стр.165,169,171 (по выбору)
Художественно-творческое задание со стр.177.
Выполнение презентации или фотоколлаж на заданную тему.
Начертить план-схему средневекового города с помощью пера и туши.
Выполнение художественно - творческой работы Выполнение иллюстрации к любимому произведению.
Выполнение проекта предмета быта (рисунок эскиз, чертеж и описание материала, особенностей формы)
Выполнение эскиза росписи по мотивам какого-либо народного промысла.
Художественно-творческое задание со стр.163 (по выбору)
Художественно-творческое задание со стр.165,169,171 (по выбору)
Художественно-творческое задание со стр.177.
9
Искусство и открытие мира для себя.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ИСКУССТВО 8-9 КЛАСС
1. Искусство в жизни современного человека (4 часа)
Искусство вокруг нас. Художественный образ, стиль, язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
2.Искусство открывает новые грани мира (11 часов)
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка. Человек в зеркале искусства. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. Музыкальный портрет. Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.
3.Искусство как универсальный способ общения (10 часов)
Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве? Искусство проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. Художественные послания предков. Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве. Музыкально - поэтическая символика огня.
4.Красота в искусстве и в жизни (8 часов)
Что есть красота? Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. Есть ли у красоты свои законы? Всегда ли люди одинаково понимают красоту. Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как соотносятся красота и польза. Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.
5.Прекрасное пробуждает доброе (1 час)
Преобразующая сила искусства.
6.Воздействующая сила искусства (8 часов)
Искусство и власть. Какими средствами воздействует искусство? Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
7.Искусство предвосхищает будущее (6 часов)
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки.
Художник и ученый.
8.Дар созидания (18 часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство. Музыка в быту. Массовые общедоступные искусства. Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Тайные смыслы образов искусства или Загадка музыкальных хитов.
9. Искусство и открытие мира для себя. (2 часа)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Литературные страницы.
Содержание программы
№
п/п
Наимено-вание раздела програ-
мы
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовленности обучающихся
Вид контроля.
Домашнее заданее
1
2
3
4
5
6
7
8
8 класс
1
1
Искусство в жизни современного человека.
Искусство вокруг нас.
Искусство-часть духовной культуры человечества. Виды искусства. Истоки возникновения культуры, искусства
Знать:
- понятие «искусство»;
-виды искусства;
- искусство первобытного периода.
Текущий
Стр.6-9,
таблица
2
2
Художественный образ, стиль, язык.
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Понятие художественного образа, стиля, языка.
Знать:
- понятие художественного образа;
- понятие стиль;
-понятие язык.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 10-13,
термины. В тетради ответ на вопрос 6, стр.13.
3
3
Наука и искусство.
Наука и искусство- две области которые, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования
Понимать разницу между искусством и наукой. Наблюдать синтез науки и искусства.
Текущий.
Стр.14-15.
Ответить на вопросы после §.
4
4
Знание научное и знание художественное.
Многогранная личность Леонардо да Винчи - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения.
Знать:
- творчество Л. Да Винчи;
- научные открытия Л. Да Винчи.
Ответы на вопросы по разделу.
Стр.16-19, ,
эссе по произведениям Леонардо да Винчи.
5
1
Искусство открывает новые грани мира.
Искусство рассказывает о красоте Земли.
Во все времена живописцы, композиторы, писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы.
Знать:
- понятие «пейзаж».
Текущий
Стр. 20-21.
Термины.
Стихи, очерки, рассказы о природе.
6
2
Литературные страницы.
Описание природы в литературных произведениях.
Овладение навыками выразительного чтения
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 22-23.
сочинение отзыв по пейзажу И.И. Шишкина.
7
3
Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
Открытие русской красоты художниками Шишкиным, Саврасовым, Левитаном.
Знать:
-творчество русских художников пейзажистов
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.24-25,
нарисовать пейзаж.
8
4
Зримая музыка.
Шедевры музыкальной классики «Времена года». П.И.Чайковский, А.Вивальди.
Знать:
- музыкальные произведения Вивальди, Чайковский.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.26-27,
Прослушать произведения классической музыки, рисующих природу
9
5
Человек в зеркале искусства.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность , характер, настроение и д.р.
Знать:
-понятие «портрет»
- историю возникновения жанра изобразительного искусства «портрет»
Текущий
Стр. 28-33,
термины
презентация по теме «Жанр портрета в культуре разных времен».
10
6
Портрет в искусстве России.
Развитие жанра портрета в России. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Рокотов, Левицкий, Кипренский, Брюллов, Репин, Врубель и др.
Знать:
- творчество русских художников портретистов.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.34-35.
Описание портрета близкого родственника
11
7
Портреты наших великих соотечественников.
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве И.Е.Репина.
Знать:
-творческий путь художника-передвижника И.Е.Репина.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 36-37,
вопросы после §.
12
8
Как начиналась галерея.
Павел Михайлович Третьяков-меценат и основоположник одной из крупнейших художественных галерей в России. Виртуальное посещение «Третьяковки»
Знать:
-историю возникновения ГТГ
-экспонаты ГТГ.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.38-39,
13
9
Музыкальный портрет.
Сопоставление особенностей воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыки.
Знать:
-средства выразительности для передачи портрета в музыкальных произведениях
-музыкальные произведения Прокофьева, Бородина, Щедрина.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.40-41.
вопросы после §.
14
10
Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.
Личность Александра Невского, образ А.Невского в искусстве. В.-А. Моцарт - автор бессмертных музыкальных произведений, легенды о трагической кончине композитора, которые легли в основу целого ряда произведений искусства.
Знать:
- биографию А.Невского, отражение образа А.Невского в русской культуре.
- творчество В.-А. Моцарта
- Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.42-43,
вопросы после §.
15
11
Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.
Закрепление и подведение итогов по изученному разделу. Проверка знаний теоретического материала + творческое задание. Самостоятельная работа по разделу
Итоговый. Закрепление материала по разделу.
16
1
Искусство как универсальный способ общения.
Мир в зеркале искусства.
Искусство доступная, демократичная и универсальная форма общения людей. Люди искусства разных эпох, через свое творчество посылают потомкам свои сообщения.
Навыки нахождения скрытой информации в произведениях искусства
Текущий.
Стр.46-47
вопросы после §.
Фантастический рассказ «Коллизей», по впечатлению от архитектурного памятника.
17
2
Роль искусства в сближении народов.
Наглядное подтверждение художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали.
Знать:
-понятие музей,
- знаменитые мировые музеи, конкурсы, фестивали.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.48-53,
Термины.
презентация «Знаменитые музеи мира»
18
3
Искусство художественного перевода - искусство общения.
Большой вклад в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии.
Знать:
- понятие сонет,
- понимать значение, ответственность и смысл работы литературного переводчика
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 54-55 .
Термины.
вопросы после §.
19
4
Как происходит передача сообщения в искусстве?
Часто явления культуры рассматриваются как тексты. Творцы разных эпох, создавая свои произведения передают определенные сообщения.
Понимать чем отличаются впечатления от разного рода информации
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 56-57
вопросы после §.
20
5
Искусство проводник духовной энергии.
Искусство это канал связи между отдельными людьми, между народами, эпохами, городами, странами.
Понимать специфику художественной коммуникации.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 58-59
вопросы после §.
21
6
Знаки и символы искусства.
Искусство говорит с человеком на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую - либо идею.
Знать:
-понятие знак;
-понятие символ;
-понятие натюрморт
- творчество В. Ван Гога.
-творчество мастеров голландской школы живописи.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 60-63
вопросы после §.
Термины.
Презентация
о любимом представителе искусства
22
7
Художественные послания предков.
Каждый вид искусства имеет свой источник развития. С древних времен в сознании человека соединялись миф - изображение - ритуал.
Знать:
-понятие миф;
-понятие ритуал;
-понятие обряд;
-понятие фольклор
Текущий. Ответы на вопросы
Стр. 64-65.
Термины.
вопросы после §.
Разработка сценария одного из народных праздников.
23
8
Разговор с современником.
Творчество великого русского иконописца А. Рублева. Примеры обращения художников к современникам и потомкам с призывом к добру и справедливости.
Знать:
- творчество А.Рублева.
Текущий. Ответы на вопросы
Стр. 66-67
вопросы после §.
Сообщение или презентация о развитии иконописи на Руси.
24
9
Символы в жизни и искусстве.
Центральные символы в любой культуре - солнце, дерево, дорога. Примеры образов дороги в творчестве русских художников: И.Левитан, А.Саврасов, В.Перов.
Знать:
-центральные символы русской культуры на примерах декоративно - прикладного искусства, живописи, музыки.
Текущий. Ответы на вопросы
Стр. 68-71
вопросы после §.
25
10
Музыкально - поэтическая символика огня.
А.Н.Скрябин «Прометей». Симфоническое произведение предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Самостоятельная работа по итогам изучения раздела. Проверка знаний теоретического материала + творческое задание.
Знать:
Истоки зарождения цветомузыки, музыкантов которые широко используют цветомузыку в своем творчестве.
Итоговый. Закрепление материала по разделу.
Стр.72-73.
вопросы после §.
26
1
Красота в искусстве и в жизни.
Что есть красота?
Выготской «Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью.
Знать:
Идеалы красоты разных эпох на примерах художественных произведений.
Текущий.
Стр.74-75.
вопросы после §.
Фантастический рассказ «Коллизей», по впечатлению от архитектурного памятника.
27
2
Откровенье вечной красоты.
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. В худ. произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.
Понимать религиозную культуру, силу воздействия мифологических сюжетов и молитв на человеческое сознание.
Текущий. Ответы на вопросы
Стр.76-77.
вопросы после §.
28
3
Застывшая музыка.
Символами красоты являются архитектурные памятники.
Знать:
- понятие архитектура;
-ряд знаменитых архитектурных памятников.
Текущий. Ответы на вопросы
Стр.78-79.
Термины.
вопросы после §.
сообщение о понравившемся архитектурном сооружении, история его создания.
29
4
Есть ли у красоты свои законы?
У красоты есть свои законы: симметрия, пропорции, композиция и гармония.
Знать:
-понятие гармония;
- понятие композиция
Текущий. Ответы на вопросы
Стр. 80-83.
Термины.
вопросы после §.
Создать гармоничную композицию на одну из предложенных тем в учебнике.
30
5
Всегда ли люди одинаково понимают красоту.
Искусство каждой эпохи стремится создать образ идеального человека.
Понимать идеалы красоты разных эпох.
Текущий. Ответы на вопросы
Стр. 84- 85. Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.
31
6
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
Созидание нового в любом виде деятельности - науке, искусстве, строительстве, и даже игре - творческий процесс.
Воспринимать творчество, пытаться погружаться в творческую атмосферу.
Текущий. Ответы на вопросы
Стр. 86-87.
Создать ассоциативную композицию на тему
«Город»
32
7
Как соотносятся красота и польза.
Разграничить искусство и обычную жизнь невозможно, т.к. искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры и т.д.
Знать:
-понятие шлягер;
Уметь соединять искусство и повседневную жизнь.
Текущий. Ответы на вопросы
Стр. 88-91.
Термины.
вопросы после §.
33
8
Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.
Красивое и негативное в искусстве вызывают у нас разные чувства. Закрепление и подведение итогов по изученному разделу. Проверка знаний теоретического материала + творческое задание. Самостоятельная работа по разделу
Знать:
- элементы творчества П.Пикассо;
-- элементы творчества Д.Д.Шостаковича
Итоговый. Закрепление материала по разделу
Стр. 92-93
вопросы после §.
34
1
Прекрасное пробуждает доброе.
Преобразующая сила искусства.
Итоговый урок .Искусство обладает огромной действенной силой, незаметной на первый взгляд.
Ответы на вопросы
Стр. 94-95.
9 класс
1
1
Воздействующая сила искусства.
Искусство и власть.
Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти,- светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.
Понимать и видеть на примерах русского искусства разных временных отрезков неразрывную связь искусства и власти.
Текущий.
Стр. 100-105.
вопросы после §. Подготовить доклад или презентацию на тему связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
2
Текущий. Ответы на вопросы
3
2
Какими средствами воздействует искусство?
К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и д.р. Они могут существенно на воздействие художественного произведения.
Знать:
- понятие композиция;
- понятие форма;
-понятие ритм;
-понятие фактура.
Текущий.
Стр.106-113.
Термины.
вопросы после §. Создание в технике аппликация несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.
4
Текущий. Ответы на вопросы
5
3
Храмовый синтез искусств.
Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств. Самостоятельная работа на закрепление пройденного материала.
Знать:
-понятие храм;
- понятие синтез искусств.
Текущий.
Стр.114-117.
Термины.
вопросы после §.
6
Текущий. Ответы на вопросы
7
4
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
В театре, кино, на телевидении активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусство.
Знать:
- понятие мюзикл;
- понятие рок-опера_
- телевизионное шоу.
Текущий.
Стр.117-119.
Термины.
вопросы после §. выполнение эскизов декораций или костюмов к музыкальному спектаклю
8
Закрепление и подведение итогов по изученному разделу. Проверка знаний теоретического материала + творческое задание. Самостоятельная работа по разделу
Итоговый. Закрепление материала по разделу
9
1
Искусство предвосхищает будущее.
Дар предвосхищения.
Художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.
Видеть и находить примеры предвосхищения в мировой культуре.
Текущий.
Стр.120-121
вопросы после §. Эссе о каком-либо заинтересовавшем явлении современного искусства.
10
2
Какие знания дает искусство?
Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны.
Видеть и находить примеры в мировом искусстве научных знаний и открытий
Текущий. Ответы на вопросы
Стр. 122-123.
вопросы после §.
11
3
Предсказания в искусстве.
Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности
Знать:
- примеры предсказаний искусством социальных перемен и потрясений.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.124-127
вопросы после §.
12
Текущий. Ответы на вопросы.
13
4
Художественное мышление в авангарде науки.
Культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов подтверждающих это.
Знать:
- открытия, сделанные Л.да Винчи, Оноре де Бальзака, Жюль Верна, Льва Термена.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 128 - 129.
вопросы после §. Создание средствами любого вида искусства композицию, отражающую личное представление о будущем России, мира.
14
5
Художник и ученый.
Выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Закрепление и подведение итогов по изученному разделу. Проверка знаний теоретического материала + творческое задание. Самостоятельная работа по разделу
Понимать связь науки и искусства.
Итоговый. Закрепление материала по разделу.
Стр. 130 -131.
вопросы после §. Прослушать на компьютере образцы различной музыки с функцией «зрительные образы» и подберите созвучные музыке образы.
15
1
Дар созидания.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
Человек во все времена стремился сделать окружающий его мир максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался присущими его времени представлениями о красоте и пользе.
Прослеживать историческую трансформацию окружающего мира, городов, поселков и т.д.
Текущий.
Стр. 134 -135.
вопросы после §. выполнение презентации или фотоколлаж на заданную тему.
16
2
Архитектура исторического города.
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура. С древних времен человек научился строить для себя жилище .Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, которая получила название градостроительство.
Знать:
- понятие архитектура;
-понятие город
- особенности строения исторических городов.
Текущий.
Стр. 136 - 139.
Термины.
вопросы после §.
Начертить план-схему средневекового города с помощью пера и туши.
17
Текущий. Ответы на вопросы.
18
3
Архитектура современного города.
Язык архитектуры всегда современен, т.к.он учитывает физиологию и психологию человека. Современные города и районы планируются архитекторами.
Знать:
- понятие архитектура;
-понятие город
- особенности строения современного города.
Текущий.
Стр.140-143.
Термины.
вопросы после §.
Выполнение художественно - творческой работы со стр.143, №1,2 или3.
19
Текущий. Ответы на вопросы.
20
4
Специфика изображений в полиграфии.
Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас жизни являются искусства связанные с полиграфической промышленностью.
Знать:
-книжную иллюстрацию;
- известных художников - иллюстраторов.
- журнальная графика.
Текущий. Ответы на вопросы
Стр.144-149.
Термины.
вопросы после §. Выполнение иллюстрации к любимому произведению.
21
5
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. Вместе с развитием промышленного производства возник дизайн.
Знать:
- понятие дизайн;
- известных мировых дизайнеров;
- некоторые стили дизайна.
Текущий.
Стр.150-153.
Термины.
вопросы после §
выполнение проекта предмета быта (рисунок эскиз, чертеж и описание материала, особенностей формы)
22
Текущий. Ответы на вопросы.
23
6
Декоративно-прикладное искусство.
ДПИ - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту.
Знать:
- понятие ДПИ;
- понятие стилизация
Понимать язык ДПИ
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 154-159.
Термины.
вопросы после §.
Выполнение эскиза росписи по мотивам какого-либо народного промысла.
24
Закрепление и подведение итогов по изученному материалу. Проверка знаний теоретического материала + творческое задание. Самостоятельная работа по разделу
Итоговый. Закрепление материала по разделу.
25
7
Музыка в быту.
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Музыка звучит с экрана телевизора, радио, с мониторов компьютеров, сопровождает праздники, развлечения и т.д.
Навык распознания разных видов музыки.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр. 160-163. Художественно-творческое задание со стр.163 (по выбору) вопросы после §.
26
8
Массовые общедоступные искусства.
Огромную популярность в 20 веке приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности стали символами времени.
Знать:
- понятие фотография;
-понятие кино;
-понятие телевидение
Текущий.
Стр.164-171.
вопросы после §. Художественно-творческое задание со стр.165,169,171 (по выбору). термины
27
Текущий. Ответы на вопросы.
28
9
Изобразительная природа кино.
Каждое произведение искусства создает неповторимую модель мира. История создания кинофильма «Летят журавли»
Понимать искусство кино
Текущий.
Стр.172-173.
вопросы после §.
29
Текущий. Ответы на вопросы.
30
10
Музыка в кино.
Композитор, пишущий музыку для кино, - это человек, от которого требуется развитие драматургических принципов, заложенных в картину режиссером
Знать:
- известных композиторов кино;
-понимать значение музыки в кинофильмах.
Текущий. Ответы на вопросы.
Стр.174-175.
31
11
Тайные смыслы образов искусства или Загадка музыкальных хитов.
Кинематографисты в своем творчестве нередко обращаются к интерпретации шедевров мирового искусства.
Знать:
- «Адажио» Томазо Аьбинони и его современную интерпретацию.
Текущий.
Стр.176-177.
вопросы после §. Художественно-творческое задание со стр.177.
32
Текущий. Ответы на вопросы.
33
1
Искусство и открытие мира для себя.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
Закрепление и подведение итогов по изученному материалу. Проверка знаний теоретического материала + творческое задание. Самостоятельная работа по разделу
Итоговый. Закрепление материала по разделу.
Стр. 178-179.
вопросы после §.
34
2
Литературные страницы.
Притча арабского философа, писателя и художника 20 века Халиля Джибрана.
Навыки рассуждения о прочитанном.
Умение излагать собственное мнение.
Итоговый.
Стр.180-181.
вопросы после §.
Список литературы:
Для учителя:
-
Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Просвещение, 1983.
-
Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII - XIX вв. Пособие для учащихся. - М.: Владос,1997.
-
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.
-
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. - М.: Дрофа, 2007.
-
Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века.- М.: Просвещение, 1979.
-
Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Учебное пособие для старших классов средней школы.- СПб., 1997, Ч.1.
-
Русское искусство: Иллюстрированная энциклопедия. - М.: Искусство, 2001.
-
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Просвещение, 1997.
-
Гомбрих Э. История искусства. - М.: Просвещение, 1998.
Для учащихся
-
Сергеева Г.П, Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство. 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.