• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Национально-региональный компонент как главное условие полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей

Национально-региональный компонент как главное условие полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Национально-региональный компонент как главное условие полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.













Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, т.к. каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие национальной культуры. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.

Наиболее доступны детям компоненты традиционной культуры: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Декоративно-прикладное искусство национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа. Декоративно-прикладное искусство разных народов имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коллективный характер творчества, человечность, связь с окружающей жизнью.

Национально-региональный компонент, является важным составляющим содержания современного образования. В числе основных его задач: приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интереса к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.

Татарстан - это наша Родина, и наши воспитанники должны знать искусство своего края.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Я поставила перед собой задачу: преумножить и передать наши знания подрастающему поколению. Наша цель - приобщать детей к культуре татарского народа, развивая художественно-творческих способности детей.

Орнаментальное искусство татар своими корнями уходит в глубину веков. Оно красочно, многообразно и во многом неповторимо. Яркой особенностью национального орнамента является главенство растительных узоров. Растительный орнамент татар отличается большой вариативностью цветочных и лиственных мотивов, изяществом их композиционного решения, цветовым богатством. Эта особенность татарского орнамента дарит детям многообразные эстетические впечатления, дает им понятие о многообразии декора, способствует активизации собственной творческой деятельности. Наибольшее распространение у татар получили изображения цветов: тюльпана, хризантемы, георгина, астры, ромашки и т. д. Видное место в растительном орнаменте занимает мотив трилистника.

В национальном орнаменте значительна роль и геометрических мотивов.

В татарском народном орнаменте очень редко встречаются зооморфные мотивы, что в известной мере объясняется действием в прошлом религиозных догматов, запрещавших мусульманам изображения живых существ.

Для цветового татарского орнамента характерно сопоставление «теплых» и «холодных» тонов. Отмечается такая особенность цветового решения народных узоров, как любовь к полному тону.

Педагоги Е. А. Флерина, А. И. Усова, Н. П Саккулина в своих трудах подчеркивали, что использование народного декоративного искусства в работе с детьми положительно влияет на развитие детского изобразительного творчества, способствует воспитанию чувства прекрасного, вызывают у них первые образные представления о Родине, способствует формированию патриотических чувств. Они отмечают большой интерес детей к произведениям народного искусства. Обобщенность и условность, яркость, красочность, непосредственность- все это привлекает детей в произведениях народного декоративно- прикладного искусства и роднит их с детским самостоятельным творчеством.

Подытоживая результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, я пришла к следующим выводам: Художественно-эстетическое воспитание оказывает благотворное влияние на мыслительную деятельность учеников. Искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над рисунком доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей.

Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания учеников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.



© 2010-2022