Рабочая программа по МХК (10-11 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Коробейниковская СОШ»

«Принято» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Директор

_____ Арнаутова О.В

Шевченко Т. Г._______

Протокол № ------ от Приказ №___ от

«___»_______2015 «___»_________








Рабочая программа

по изучению курса

МИРОВАя ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

10 - 11 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень).







Составитель:

Шевченко Татьяна Геннадьевна

учитель МХК

первая квалификационная категория



Коробейниково 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и рассчитана на 35 учебных часа в каждом классе.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом дисциплина «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация

сравнительного ресурса даѐт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость.

Особое внимание обращается на конструирование содержания регионального модуля «Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видиосъѐмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта, выставок и т.д.)

Курс мировой художественной культуры является завершающим в образовательной области «Искусство»: систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике еѐ

развития в исторической перспективе, о еѐ месте в жизни общества и каждого человека.

Изучение МХК направлено не только на усвоение определенной системы знаний культурологического характера, но на формирование умений выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; на развитие

самостоятельного художественного творчества.

Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века» 10 класс, Дрофа, М., 2007.

Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности» 11 класс, Дрофа, М., 2007.


Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя МХК

1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ

МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: businesspravo.ru).

2. Концепция художественного образования в Российской

Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403):

gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России (проект): standart.edu.ru и isiorao.ru.

Эл. версия: ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp

4. Концепция этнокультурного образования:

school.edu.ru .

5. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней

школе // Искусство в школе. - 2002. - № 4.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего

образования // Вестник образования. - 2004. - №8.

7. Образовательный стандарт основного общего образования по

искусству // Вестник образования. - 2004. - №13, 15.

8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные

программы // Сборник нормативных документов. - М.: Дрофа, 2004.

9. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования // Сборник нормативных документов. - М.: Дрофа, 2004.

10. Типовые программы (УМК) по «Мировой художественной

культуре».

11. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного

предмета «Мировая художественная культура» в 2011-2012 учебном году в

общеобразовательных учреждениях.

Характеристика видов контроля качества знаний по МХК

При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Необходимо учитывать и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.

Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации

общеобразовательных программ на базовом по предметам инвариантной части учебного плана (по ступеням обучения).

Огромное значение для продуктивного преподавания МХК имеет кабинет: современные аудиовизуальные средства, компьютерная техника, систематизированные материалы по искусству. Кабинет должен обеспечивать возможность не только демонстрации художественных материалов, но и размещение сменных экспозиций творческих работ учащихся; хранения банка медиаресуров, сформированных педагогами и обучающимися.

Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам

При разработке системы работы по МХК с одаренными детьми, при подготовке к олимпиадам, конкурсам следует обратить внимание на создание оптимальных психолого-педагогических, организационных условий для выявления развития и реализации способностей одаренных детей: объединение усилий педагогов гуманитарного, художественно- эстетического циклов по формированию познавательных и творческих

способностей учащихся, склонных к научно-исследовательской работе гуманитарной направленности; максимальное использование материально- технической базы образовательного учреждения.

Необходимо обеспечить преемственность в формировании углубленных знаний, терминологии по истории отечественной и зарубежной культуры; аналитических, практико-ориентированных навыков в атрибуции (описании, определении значимости) памятников истории и культуры, в том числе и регионального характера; креативного опыта при разработке проектов, связанных с проблематикой художественной культуры России.

При подготовке к олимпиадам целесообразно использовать содержание ныне действующих стандартов, заложенных в базовым уровне, дополнив его углубленным изучением истории мировой культуры. Необходимо предусмотреть готовность обучающихся к выполнению заданий следующего характера: тестов (на выявление теоретических знаний, понятий, шедевров мировой, русской, региональной культуры); частично-поискового характера (на умение сравнивать, выделять общее и частное, соотносить понятия) и творческих заданий, имеющих практико-ориентированный характер (разработать содержание выставки, рекламных материалов и т.п.).

При работе с одаренными детьми возможно использовать: систему экстерната при изучении отдельных тем; возможности дистанционных олимпиад, ИКТ; педагогический потенциал высшей школы, системы дополнительного образования, учреждений культуры; личностно- ориентированное, развивающее обучение; расширение самостоятельной

работы учащихся в условиях выбора дополнительных образовательных услуг; индивидуальном консультировании.

Методическое сопровождение преподавания МХК

В процессе преподавания МХК необходимо учитывать специфику предмета: преемственность, полихудожественность, интегративность; использовать синтез традиционных и развивающих методик, наглядность, нацеленность на практико-ориентированный результат; углубление возможностей самостоятельной работы (организация исследовательской, проектной деятельности учащихся); формирование информационной культуры. Немаловажную роль в преподавании МХК имеют музейная

педагогика, интеграция с системой дополнительного образования, учреждениями культуры, встречи с носителями отечественной и региональной культуры.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Характеристика учебного кабинета или учебного помещения

Помещение кабинета МХК должно быть оснащено типовым оборудованием,

указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью

и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к

уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание

технических условий для использования компьютерных и информационно-

коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации

хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных

форм презентации результатов познавательной деятельности).

Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяется

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2. 4. 2. 17)


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов)

Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Художественная культура Нового времени (не менее 15 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции родного края.

Учебно-тематический план.


Тема

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Древние цивилизации

6


2

Культура античности

3


3

Средние века

9


4

Культура востока

6


5

Возрождение

9


6

Итоговый урок «XVII вв.»

1


7

Художественная культура Нового времени.


24

8

Художественная культура конца XIX-XX вв.


10

Итого

34

34


Ресурсное обеспечение программы:

ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебникам МХК для 10 и 11 классов и одобренное Министерством образования и науки РФ («Кирилл и Мефодий», «Дрофа», 2003).


Учебно-тематическое планирование

10 класс



Тема

Виды

деятельности

обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

1

Первые художники земли.

Изучение живописи Альтамиры. Символики геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка, танец.

Формировать понятие о художественно - исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации

2

3

Архитектура стран фараонов.

Беседа с опорой на знания учащихся

Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Сообщения на основе самостоятельных поисков.

Постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности египтян.

5

Художественная культура Междуречья.

Постижение системы знаний о единстве и многообразии, и национальной самобытности культур народов Америки.

Изучение важнейших достижений художественной культуры Междуречья

6

Искусство доколумбовой Америки.

Изучение оригинального и самобытного характера художественной культуры доколумбовской Америки.

Постижение системы знаний о единстве и многообразии, и национальной самобытности культур народов Америки.

7

Золотой век Афин.

Изучение культуры Древней Греции. Идеалов красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации.

Дать понятие всемирно - исторического значения художественной культуры Древней Греции. О стиле и направлении в архитектуре Древней Греции.

8

Архитектура Древнего Рима.

Изучение архитектурных символов римского величия.

Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации.

9

Театральное и музыкальное искусство Античности.

Изучение рождения греческого театра. Особенностей театрализованного действа.

Выявить значение древнегреческого театра и его творцов (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

10

Мир византийской культуры.

Изучение значения культуры Византийской империи.

Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры.

11

Архитектурный облик Древний Руси.

Изучение древнерусского крестово-купольный тип храма. Архитектурного облика Киева - «матери городов русских».

Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси.

12

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Изучение архитектуры Великого Новгорода и её характерных особенностей.

Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.

13

Архитектура Московского княжества.

Изучение ансамбля Московского Кремля.

Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.

14

15

Изобразитель-ное искусство

и музыка

Древней Руси.

Изучение понятий: икона и иконостас. Особенностей новгородской школы живописи.

Значении живописных произведений в культуре Древней Руси.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им.

16

17

Архитектура западно-европейского Средневековья.

Изучение монастырского базилика.

Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве.

18

Изобразитель-ное искусство Средних веков.

Изучение готического собора как образ мира.

Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве.

19

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Изучение с театрального искусства и музыки Средних веков.

Знакомство с театральным искусством и музыкой Средних веков.

20

21

Индия - «страна чудес».

Изучение самобытности и неповторимости художественной культуры Индии.

Знакомство с самобытностью и неповторимостью искусства Индии.

22

23

Художествен-ная культура Китая.

Значение уникального характера китайской художественной культуры.

Понять значение и уникальный характер китайской художественной культуры.

24

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Значение своеобразия и неповторимости искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра.

Проанализировать своеобразие и неповторимость искусства Японии.

25

Художествен-ная культура ислама.

Изучение исторических корней и значения искусства ислама.

Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама.

26

Флоренция - «колыбель» итальянского Возрождения.

Изучение эстетики итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.

27

«Золотой век» Возрождения. Художествен-ный мир Леонардо да Винчи.

Изучение основных этапов творческой деятельности Леонардо да Винчи.

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.

28

«Золотой век» Возрождения.

Бунтующий гений Микеланджело.

Изучение основных этапов творческой деятельности Микеланджело.

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.

29

«Золотой век» Возрождения.

Рафаэль - «первый среди равных».

Изучение основных этапов творческой деятельности Рафаэля.

Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.

30

Возрождение в Венеции.

Изучение архитектурного облика Венеции.

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.

31

32

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Изучение живописи нидерландских мастеров. Творчество Яна Ван Эйка Босха.

Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.

33

34

Музыка и театр эпохи Возрождения.

Изучение музыкальной культуры Возрождения. Композиторы: Орландо Лассо, Клеман Жанекен, Палестрин.

Изучение итальянской комедия дель арте. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

Роль музыки в нравственном воспитании общества.

35

Заключительный урок.

Обобщение изученного за год.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС


Тема

Виды

деятельности

обучающихся

Планируемые результаты работы

1-2

Стилевое многообразие искусства XVII - XVIII вв.

Изучить стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве.

Рассмотреть возникновение новых стилей и Возрождение; человек и новая картина мира; взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

3

Искусство маньеризма.

Изучить архитектуру маньеризма

Рассмотреть архитектуру маньеризма; маньеризм в изобразительном искусстве; «Особенный мастер» Эль Греко.

4

Архитектура барокко.

Изучить изменения мировосприятия в эпоху барокко.

Рассмотреть характерные черты архитектуры барокко; шедевры итальянского барокко; «дивное узорочье» московского барокко; архитектурные творения В.В. Растрелли.

5

Изобразительное искусство барокко.

Изучить архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли, новые жанры живописи.

Рассмотреть скульптурные шедевры Л. Бернини; живопись барокко; Рубенс - король живописи.

6

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Изучить эстетику классицизма

Рассмотреть архитектурные творения К.Рена; прогулки по Версалю.

7

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Изучить архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей, «Архитектурный театр» Москвы

Рассмотреть «Архитектурный театр» Москвы; «строгий, стройный» вид Петербурга.

8

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

Изучить изобразительное искусство раннего классицизма во Франции

Н.Пуссен - основоположник классицизма; мастера «галантного жанра»; скульптурные шедевры классицизма.

9

Реалистическая живопись Голландии.

Изучить изобразительное искусство раннего классицизма во Франции

Рассмотреть многообразие жанров голландской живописи; творчество Рембрандта - вершина реализма.

10

Русский портрет XVIII в.

Изучить истоки портретного искусства

Рассмотреть истоки портретного искусства; шедевры русских портретистов; мастеров скульптурного портрета.

11

Музыкальная культура барокко.

Изучить музыкальную культуру и театр барокко

Рассмотреть «взволнованный стиль» барокко в итальянской опере; Бах и Гендель - музыканты барокко; русская музыка барокко.

12

Композиторы Венской классической школы.

Изучить классические жанры и принципы симфонизма

Рассмотреть классический символизм Гайдна; Глюк - реформатор оперного стиля; музыкальный мир Моцарта.

13

Театральное искусство XVII - XVIII вв.

Изучить золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы.

Рассмотреть западноевропейский театр барокко; «золотой век» французского театра классицизма; пути развития русского драматического театра.

14

Феникс романтизма.

Изучить термин «романизм».

Рассмотреть историю происхождения термина «романизм».

15

Изобразительное искусство романтизма.

Изучить многообразие стилей и направлений в искусстве

Рассмотреть героя романтической эпохи; история глазами романтиков.

16

Реализм - художественный стиль эпохи.

Изучить эстетику реализма и натурализм.

Рассмотреть художественные принципы реализма; романтизм и реализм, их связь и отличие; реализм и натурализм.

17

Изобразительное искусство реализма.

Изучить основные жанры западноевропейской реалистической живописи

Рассмотреть интерес к жизни человека простого сословия. Бытовые картины жизни.

18

«Живописцы счастья» (художники импрессионализма).

Изучить импрессионизм и постимпрессионизм, их выразительные средства.

Рассмотреть художественные искания импрессионализмов; «салон отверженных»; пейзажи впечатления.

19

Многообразие стилей зарубежной музыки.

Изучить многообразие стилей и направлений в музыке

Рассмотреть западноевропейскую музыку романтизма; музыка импрессионализма.

20

Русская музыкальная культура.

Изучить шедевры музыкальной культуры

Рассмотреть русскую музыку романтизма; М.И. Глинка - основоположник русской музыкальной классики; «Могучая кучка».

21

Пути развития западноевропейского театра.

Изучить западноевропейский театр романтизма .

Рассмотреть «порыв духа и страсти души» в театре романтизма; «торжество правды и истины» в реалистическом театре.

22

Русский драматический театр.

Изучить русский театр романтизма

Рассмотреть театр драматизма; русский реалистический театр.

23

Искусство символизма.

Изучить художественные принципы символизма

Рассмотреть художественные принципы символизма; мастера живописи символизма.

24

Триумф модернизма.

Изучить модерн в изобразительном искусстве.

От символизма к модернизму; модерн в изобразительном искусстве.

25

Архитектура: от модерна до конструктивизма.

Изучить идеи и принципы архитектуры начала XX века

Рассмотреть идеи и принципы архитектуры начала XX века; мастера и шедевры зарубежной архитектуры; архитектурные достижения России.

26

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Изучить разнообразие художественных направлений изобразительного искусства

Рассмотреть разнообразие художественных направлений изобразительного искусства.

27

Зарубежная музыка XX в.

Изучить музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений

Рассмотреть музыкальный мир XX века. Стили и направления; искусство джаза и его истоки; рок-музыка.

28

Мастера русского авангарда.

Изучить деятельность мастеров русского авангарда

Рассмотреть абстракционализм В. Кандинского; супрематизм К.Малевича; «Аналитическое искусство»; В. Татлин - основоположник живописного конструктивизма.

29

Русская музыка XX столетия.

Изучить традиции романтизма и символизма

Рассмотреть традиции романтизма и символизма в творчестве А.Н. Скрябина; многообразие творческого наследия И.Ф. Стравинского; дух новаторства в творческом наследии С.С. Прокофьева; музыкальное творчество Д.Д. Шостаковича.

30

Зарубежный театр XX столетия.

Изучить интеллектуальный театр и новую драматургию; экспрессионализм на театральной сцене Германии

Рассмотреть интеллектуальный театр и новую драматургию; экспрессионализм на театральной сцене Германии; творческие новации Г. Крэга; сюрреализм в театральном искусстве Франции; театр абсурда; эпический театр Б. Брехта; творческие эксперименты П.Брука; зарубежный театр последних лет.

31

Русский театр XX века.

Изучить деятельность К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, как основоположников русского театрального искусства.

Рассмотреть работу К.С. Станиславского и В.И. Немирович-Данченко как основоположники театрального искусства; модерн в балете М.М. Фокина; театральный авангард В.Э. Мейерхольда; камерный театр А.Я. А.Я. Таирова; театр в годы ВОВ; отечественный театр последних лет.

32-33

Становление и расцвет зарубежного кинематографа.

Изучить первые шаги кинематографа; выдающиеся достижения

кинематографа

Рассмотреть рождение и первые шаги кинематографа; выдающиеся достижения американского кино; великий немой; рождение звукового кино; киноавангард XX в; неореализм итальянского кино; рождение национального кинематографа; режиссеры американского кино (по выбору).

34-35

Заключительные уроки

Систематизировать знания

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов) и их защита по изученной теме курса.


Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки


Виды организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа

  • творческая работа

  • конкурс

  • викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

  • вводный

  • текущий

  • итоговый

  • индивидуальный

  • письменный

  • контроль учителя

Формы контроля:

  • наблюдение

  • самостоятельная работа

  • тест

  • контрольная работа

  • устное сообщение

  • реферат

  • проект

  • тестирование.

ХАРАКТЕРИСТИКА

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ


В соответствии с нормативными требованиями, на основании Методического письма 2011 года для оценивания уровня подготовки учащихся по мировой художественной культуре используются следующие методические пособия:

  • Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1999

  • Гузик М.А., Культура Древнего Востока: занимательные игры: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1997

  • Челышева Т.В., Янике Ю.В. «Основы художественной культуры: МХК», тестовые задания. - М.: Владос, 1999

  • Григорьева Н.А. «История и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класс». - М.: «Русское слово», 2006

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Критерии оценивания итоговой экзаменационной работы

(экзаменационного реферата)

"Отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и (или) практическую направленность для современного общества.

"Хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, - или практическое значение выполненной работы.

"Удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, -или практическое значение.

"Неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Рекомендации по оцениванию итоговой экзаменационной работы

в форме защиты проекта (презентации)

I. Требования к содержательной части проекта.

1. Введение. Обосновать выбор темы, интерес к ней, ее актуальность и практическое значение.

2. Определить цель (цели) и задачи, которые позволяют реализовать цель.

3. Дать краткий обзор использованных источников и литературы. (2-3 слайда).

2. Содержание проекта.

1. Тщательный отбор текстового материала, емкого по содержанию, но краткого по объему, как этого требует размещение материала на слайдах.

2. Продуманный подбор иллюстративного материала, отвечающего содержанию текста.

3.Соотношение текста и иллюстративного материала должно быть примерно 1:3 (текст - 1/3 часть содержание проекта, иллюстративный материал - 2/3.)

3. Заключение.

Выводы по проектной деятельности о выполнении поставленных целей и задач, о практическом применении проекта. (1-2 слайда).

4. Библиография.

Требования к библиографии в соответствии с ГОСТами. Литература, электронные носители информации, Интернет-сайты.

5. Объем проекта.

Количество слайдов в презентации - не менее 30.

Требования к оформлению проекта

(презентации в программе Power Point)

1. Легко читаемый текст.

2. Форматирование текста по левому краю.

3. Обязательное разделение текста на абзацы.

4. Оформление слайдов: не слишком броский шаблон слайдов, использование не более трех цветов и шрифтов, фон слайда должен быть таким, чтобы текст легко читался, для чего должно быть продумано соотношение фона слайдов и цвета шрифта.

5. Продуманное сочетание текста и иллюстраций на слайдах, текс должен быть простым и содержать ключевые данные, количество слайдов только с текстом должно быть сведено к минимуму: введение и заключение.

6. Слайд должен открываться не более 1,5 секунды.

7. Время просмотра слайда должно быть достаточным для прочтения текста. Ручная или автоматическая настройка.

8. Музыкальное оформление презентации.

9. Количество слайдов - не менее 30.


Критерии оценивания итоговой экзаменационной работы

в форме защиты проекта (презентации)

"Отлично" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.

"Хорошо" - незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.

"Удовлетворительно" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.

"Неудовлетворительно" - проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности, до защиты на экзамене не допускаются.


Приложение 1

Требования к реферату

Реферат должен иметь определенную логическую структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал самостоятельной работы.

В плане реферата обычно предусматривается введение, две или три главы (в каждой главе может быть несколько параграфов), заключение, иллюстративное приложение, список использованной литературы и других источников. Общий объем работы - 10-12 страниц машинописного или компьютерного текста или 20-25 страниц рукописного текста.

Во введении (1-2 стр.) раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в литературе, цели и задачи работы.

В главах излагается содержание проведения самостоятельной работы по выбранной теме. Автор должен обратить особое внимание на аргументацию выдвигаемых положений, на результаты проведенного анализа, на обобщающие выводы, которые должны завершать каждую главу реферата.

В заключение (1-3 стр.) предлагается кратко изложить результаты проведенного анализа, показать решение поставленных автором во введении задач.

В конце реферата дается список использованной литературы и других источников. При составлении данного списка рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
  1. Документы государственных органов (в хронологическом порядке).

  2. Специальная литература (монографии, сборники, брошюры - в алфавитном порядке).

  3. Периодическая печать (газеты, журналы).

  4. Материалы архивов.

Оформление реферата должно соответствовать стандартным требованиям. Он открывается титульным листом. Титульный лист не нумеруется. На втором листе печатается (пишется) содержание реферата, с указанием страниц.

Текст реферата печатается через два интервала (28-29 строк на странице).

При написании реферата необходимо давать ссылки на авторов и источники, откуда взяты те или иные положения, выводы других исследователей и фактический материал. Сноски даются внизу каждой страницы. Сноски печатаются через полтора интервала.

Список литературы


  • Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/Л.И. Акимова. - СПб., 2007.

  • Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика/Л.И.Акимова. - СПб., 2007.

  • Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века/М. Альбанезе. - М., 2003.

  • Андреева Е.Ю. Постмодернизм/Е.Ю. Андреева. - СПб., 2007.

  • Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. - М., 1998.

  • Герман М.Ю. Модернизм/М.Ю. Герман. - СПб., 2005.

  • Даниэль С.М. Рококо/С.М. Даниэль. - СПб., 2007.

  • Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма/Л.Г. Емохонова. - М., 2007.

  • Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама/Л.Г. Емохонова. - М., 2007.

  • Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. - М., 2000.

  • Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. - М., 2001.

  • Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. - М., 2005.

  • Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия/В.Г.Лисовский. - СПб., 2007.

  • Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. - М., 2003.

  • Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века/А.В.Степанов. - СПб., 2005.

  • Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век/А.В.Степанов. - СПб., 2007.

  • Энциклопедия искусства XX века/сост. О.Б.Краснова. - М., 2003 г.



© 2010-2022