• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рабочая учебная программа по учебному предмету «искусство » для обучающихся 8 классов

Рабочая учебная программа по учебному предмету «искусство » для обучающихся 8 классов

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству, Примерной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана , а так же на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сбор...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 33»

__________/Волченкова М.И./

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 33»

__________/Л.Н. Потрусова /

Приказ № __от _________2014г


Рабочая учебная программа

по учебному предмету « искусство »

для обучающихся 8 б, в, г, д, е класса МБОУ «СОШ № 33»


(базовый уровень)


на 2014-2015 учебный год





Составитель:

Сильченко Людмила Станиславовна,

учитель истории

первой квалификационной

категории




Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству, Примерной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана , а так же на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Календарно-тематическое планирование соответствует программе базисного учебного плана 2004 года и предназначено для основной школы общеобразовательных учреждений, рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).

Данная программа разработана для обучающихся 8-х классов МБОУ «СОШ № 33».

В основной школе (5-9 классы) средний школьный возраст (от 10 до 15 лет - переходный возраст от детства к юности) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этот период особенно интенсивно формируется их самосознание, интеллект, обостряется любознательность, стремление к познанию нового материала, расширяется их кругозор, приобретается жизненный опыт.

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Цель реализации основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 33»: формирование духовно богатой, разносторонней развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, способной к самоопределению и продолжению образования с учетом индивидуальных особенностей.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

1.Технология развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей

учебного материала.

6.Технология коллективного способа обучения КСО.

7.Технология коммуникативного обучения

8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В результате изучения истории ученик должен:

знать/уметь

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандарт­ный уровень знаний, умений, навыков.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тематического блока)

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.(3 часа)

3



2

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.(7 часов)

7


1

3

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.(7 часов)

7



4

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.(10 часов)

10


1

5

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе.(7 часов)

7


1

2



Основное содержание тематического плана.

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.

3 часа

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.

7 часов

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.

7 часов

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.

10 часов

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе.

7 часов























Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

Основные понятия и термины

Задания для учащихся

Самостоятельная творческая деятельность обучающихся

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.(3 часа)

1

Искусство вокруг нас.

01.09.14-06.09.14

Искусство.

§ 1

2

Художественный образ - стиль - язык.

08.09.14-13.09.14

Образ, стиль язык.

§ 2

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

15.09.14-20.09.14

Красота, пейзаж.

§ 3

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.(7 часов)

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

22.09.14-27.09.14

§ 4

Работа над проектом на тему: «Портрет в искусстве России».

5

Зримая музыка.

29.09.14-04.10.14

§ 5

Работа над проектом на тему: «Портрет в искусстве России».

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

06.10.14-11.10.14

Портрет.

§ 6

7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

13.10.14-18.10.14

Парадный портрет.

§ 7

8

Как начиналась галерея.

20.10.14-25.10.14

Галерея.

§ 8

9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

27.10.14-01.11.14

§ 9

10

Портрет композитора в литературе и кино. Защита проекта: «Портрет в искусстве России».

10.11.14-15.11.14

§ 10

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.(7 часов)

11

Мир в зеркале искусства.

17.11.14-22.11.14

Эстетика, этика.

§ 11

12-13

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

24.11.14-28.11.14, 01.12.14-06.12.14

Архитектура.

§ 12-13

14

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

08.12.14-13.12.14

Символы искусства.

§ 14

15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

15.12.14-20.12.14

§ 15

16

Символы в жизни и искусстве.

22.12.14-29.12.14

§ 16

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

12.01.15-17.01.15

§ 17

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.(10 часов)

18

Что есть красота.

19.01.15-24.01.15

Красота.

§ 18

Работа над проектом на тему: «Что есть красота».

19-20

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

26.01.15-31.01.15, 02.02.15-07.02.15

§ 19-20

21-22

Есть ли у красоты свои законы.

09.02.15-14.02.15, 16.02.15-21.02.15

Законы красоты.

§21-22

23-24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Защита проекта: «Что есть красота».

24.02.15-27.02.15, 02.03.15-07.03.15

§23-24

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

10.03.15-14.03.15

Творчество.

§25

26

Как соотноситься красота и польза.

16.03.15-21.03.15

§26

27

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

31.03.15-04.04.15

§27

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе.(7 часов)

28-29

Преобразующая сила искусства.

06.04.15-11.04.15, 13.04.15-18.04.15

Сила искусства

§28-30

Работа над проектом на тему: «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

30-32

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». Защита проекта: «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

20.04.15-25.04.15, 27.04.15-02.05.15, 05.05.15-08.05.15


33-34

Резерв.

11.05.15-16.05.15, 18.05.15-23.05.15, 25.05.15-30.05.15




























ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебно-методический комплект:

  1. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

Литература для учителя:

  1. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  2. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

  3. «Хрестоматия музыкального материала»

  4. Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;

  5. Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

  6. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.

  7. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  8. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  9. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  10. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  11. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  12. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  13. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  14. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  15. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  16. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  17. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  18. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  19. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  20. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  21. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  22. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  23. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  24. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  25. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  26. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  27. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  28. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г


Литература для обучающихся:

  1. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  2. 23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  3. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  4. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  5. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  6. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  7. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  8. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  9. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  10. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  11. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  12. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  13. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  14. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  15. Песенные сборники.

  16. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  17. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  18. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

  19. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

  20. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

  21. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

  22. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

  23. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

  24. 6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

  25. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

  26. 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

  27. 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

  28. 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Адреса сайтов:

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

© 2010-2022