• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Современные образовательные технологии. Создание проекта интегративного плана Импрессионизм - необычный взгляд на обыденное (музыка и изобразительное искусство)

Современные образовательные технологии. Создание проекта интегративного плана Импрессионизм - необычный взгляд на обыденное (музыка и изобразительное искусство)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Современные образовательные технологии.



Создание проекта интегративного плана.

(музыка и изобразительное искусство)


Название проекта

Импрессионизм - необычный взгляд на обыденное

Краткая аннотация проекта

Целями проекта являются: поиск и внедрение в образовательную практику новых форм организации учебного процесса, направленных на создание единого арт-пространства учащихся с учетом их интересов, реализацию их творческого потенциала посредством проектной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий, приобретение опыта профессионального взаимодействия. Проект ориентирован на учащихся 8-9 классов. По предложенным в проекте направляющим вопросам, учащиеся проводят самостоятельную исследовательскую деятельность, результаты которой представляют на итоговом коллоквиуме в виде учебных мультимедийных продуктов, с использованием ИКТ. Данный проект связан с изучением и закреплением темы "Импрессионизм". Конечным результатом проекта является сравнение и обобщение закономерностей содержания и технического воплощения образов в художественных полотнах и музыкальных произведениях импрессионистов.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Эмоциональное или рациональное начало является "движущей силой" искусства?


Проблемные вопросы:

1.Выделите общие и специфические черты импрессионизма музыкального и импрессионизма в живописи?

2.Актуально ли искусство импрессионистов в XXI веке?

3.Рождение импрессионизма во Франции - случайность или закономерность?

Учебные вопросы для художников

1.Какая картина какого художника стала основополагающей для данного художественного направления?

2.Как выход на пленэр повлиял на изображение окружающего пространства в полотнах импрессионистов?

3.В чем отличие цветовой гаммы художников-импрессионистов от академической живописи?

4.Назвать самые известные работы наиболее выдающихся импрессионистов?

5.Кто из художников-импрессионистов "воспел" мир театра?


Учебные вопросы для учащихся «музыкантов»

1.Каких французских композиторов называют импрессионистами?

2.Назвать жанровые пристрастия музыкальных импрессионистов?

3.В чем особенности гармонии и тембровой окраски музыкальных произведений импрессионистов?

4.Какова роль фактуры и педали в создании музыкальных образов в произведениях К.Дебюсси и М.Равеля?

5.Какие отношения связывали композиторов-импрессионистов с Россией, с композиторами "Могучей кучки"?

План проекта

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример ученической работы

ХУДОЖНИКИ

Авторы исследования

Группа учащихся «художников»

Цель исследования

Выделить характерные черты импрессионизма в живописи

Этапы работы

  • Подобрать материал по данной теме

  • Изучить освещение этого вопроса в литературных источниках и интернет-ресурсах

  • Проанализировать по схеме, предложенной преподавателем картины импрессионистов из предложенного перечня

  • Заполнить таблицу своих исследований, дополнив ее анализом картин по своему выбору.

  • Оформить выводы в форме вики-статьи

ВЫВОДЫ

Изучение литературы по данной теме, а также собственная исследовательская деятельность, привели нас к cледующим выводам: Импрессионизм - одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами.

Термин impresssioisme произошёл от французского слова impression - «впечатление». Так назвал свою картину К.Моне - «Впечатление. Восход солнца»

Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению - К.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега. Стремясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты освободились от традиционных правил, они создали новый метод живописи. Суть его состояла в передаче внешнего впечатления света, тени рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал максимальным выражением самого принципа живописности. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно - как изображает. Объект становился только поводом для решения чисто живописных «зрительных задач, поэтому импрессионизм первоначально имел ещё одно, позднее забытое название-«хроматизм» от греческого chroma - «цвет».

Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок, и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Из мастерских они выходят на пленэр (pleinair - «вольный воздух» ). Предшественник импрессионистов Э.Мане гордился тем, что все его картины, как он сам утверждал, написаны, кроме одной, целиком с натуры.

Для творческого метода импрессионистов характерна краткость, этюдность. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Импрессионисты считали, что реальность - это меняющиеся световые ощущения. Так как эти ощущения всё время меняются, художники работали над тем, чтобы уловить эти исчезающие мгновения. Они достигали совершенно невиданных до этого времени эффектов передачи бликов, мерцаний, игры светотеней, светлых, гармоничных, красочных созвучий. К 80-м, 90-мгодам художники-импрессионисты становятся исключительными мастерами передачи освещения, тумана, игры воды, неба, облаков и т.д. Основная тема их творчества - Франция - её природа, быт, люди.

Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские устремления раскрылись во всём своём разнообразии и богатстве нюансов и оттенков.

Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык.

МУЗЫКАНТЫ

Авторы исследования

Группа учащихся «музыкантов»

Цель исследования

Выделить характерные черты импрессионизма в МУЗЫКЕ

Этапы работы

  • Подобрать материал по данной теме

  • Изучить освещение этого вопроса в литературных источниках и интернет-ресурсах

  • Проанализировать по схеме, предложенной преподавателем музыкальные произведения импрессионистов из предложенного перечня

  • Заполнить таблицу своих исследований, дополнив ее анализом музыкальных произведений по своему выбору.

  • Оформить выводы в форме вики-статьи

ВЫВОДЫ

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х - начале 90-х годов. Также как и в живописи, проявился, прежде всего, в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому,что на первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний.

Свою музыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении». Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионисты вместе с тем охотно обращаются к жанрам программной музыки, к народным танцевальным и песенным образам, в них они ищут пути обновления музыкального языка.

Музыкальный импрессионизм, по существу, имеет лишь одного яркого представителя - Клода Дебюсси. С некоторыми оговорками к импрессионистам могут быть отнесены такие крупные французские композиторы как П.Дюка. Ф.Шмитт, Л.Обер, Ш.Кеклен (в раннюю пору творчества), Ж-.Роже-Дюкаса. Так же импрессионистские черты музыки мы находим и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения» и других произведениях.

Представители музыкального импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу. Например, такие симфонические произведения как «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море» Дебюсси, фортепьянная пьеса «Игра воды» Равеля. Близость к природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса, способны по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, взывать к жизни новые звуковые приемы.

Другая сфера музыкального импрессионизма - фантастика. Композиторы обращаются к образам античной мифологии, к средневековым легендам («Шесть античных эпиграфов» для ф-п. В 4 руки, «Флейта Пана» для флейты соло К.Дебюсси и т.д.). Они обратились к миру грёз, к сверкающим звуковым пейзажам, открывая новые возможности поэтической звукописи, новые средства музыкальной выразительности.

Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра, где преобладала речитация с красочно-изобразительным аккомпанементом, в фортепьянной музыке появляется свободная миниатюра, для которой характерно значительно большая свобода развития, чем в романтической миниатюре, а так же постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает форме пьес характер импровизационности, а так же способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.

Импрессионистская программность отличается своеобразной сюжетностью и драматургическая сторона как бы снята. Образы программы завуалированы. Главная её задача - возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение, направить его в русло определенных впечатлений, настроений. И именно переход этих состояний, постоянно меняющихся настроений определяет основную логику развития.

Поиски музыкантов, главным образом Дебюсси, были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуры и инструментовки. Вырастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористических начал.

Оркестр у Дебюсси очень оригинален и своеобразен. Он отличаетсяизяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставляет различные тембры инструментов и различные способызвукоизвлечения. Его оркестр поражает тембровым разнообразием, переливчатой звучностью и красочностью колорита. Так свои симфонические эскизы «Море» композитор писал в приморском городке на берегу Атлантического океана, запечатлевая «с натуры» нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. С живописью его роднит и стремление создавать радостное , ласкающее искусство, доставляющее людям наслаждение. Дебюсси очень любил природу, о ней он говорил как о высшем источнике вдохновения, считал близость к ней - критерием творчества. Он выступал за создание особого вида музыки на открытом воздухе, которая способствовала бы слиянию человека с природой.

Итоговый коллоквиум

таблица

Описание процедур оценивания

Предварительное оценивание

Ответьте на вопросы тестирования, и определите свою роль в команде ( лидер, готовый взять на себя ответственность за реализацию проекта, или творческий исполнитель)

(Приложение теста)

Если на большинство вопросов, Ваш ответ - "Всегда" или "Часто" - Вы - ЛИДЕР

Если на большинство вопросов, Ваш ответ - "Иногда" или "Редко" - Вы - ИСПОЛНИТЕЛЬ

Итак, роли распределены, тогда. дерзайте!

Итоговое оценивание

оценка

Дидактические материалы

Список литературы

Андреев Л.Г. Импрессионизм /Андреев Л.Г.-М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980.-249с.

Воллар А. Ренуар. Сезанн: Пер. с фр./Воллар А.-М.: Республика, 2000.

Волошин М. Письмо из Парижа.(Клод Монэ.Итоги импрессионизма.Англада) /Волошин М.М.: Скорпион, 1904.-N10.-С.42-48.

Жан-Поль Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов 1863-1883, Москва «Молодая гвардия», 1999

Куделько Н.А. Тургенев и импрессионизм /Куделько Н.А. //Филологические науки, 2003.-N 6. - С. 12-19.

Морис Серрюлль и Арлетт Серюлль. Энциклопедия импрессионизма, Москва «Республика», 2005

Перрюшо А. Жизнь Гоген: Пер.с фр./Перрюшо А.-М.: Прогресс, 1979.

Перрюшо А. Жизнь Ренуара: Пер.с фр./Перрюшо А.-М.: Прогресс, 1979

Перрюшо А. Жизнь Сезанна /Перрюшо А.-М.: Радуга, 1991.

Ревалд Д. История импрессионизма: Пер. с англ./Ревалд Д.; Ред. М.А.Бессонова-М.: Республика, 1999

Ревалд Дж. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена: Пер. с англ./Ревалд Дж.; Ред. М.А.Бессонова-М.: Республика, 1996

Усенко Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала 20 века /Усенко Л.В.-Ростов н/Д: Рост.ун-т, 1988.-240с.

Феклин М.Б. Ф.М. Форд об импрессионизме и восприятие творчества И.С. Тургенева в Англии на рубеже XIX-XX веков /Феклин М.Б. //Филологические науки, 2003.-N 4. - С. 32-40.

Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма /Сост. Петровец Т.Г.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм: Пер. с пол./Яроциньский С.; Ред. Н.А.Воронова-М.: Прогресс, 1978.

Интернет - ресурсы

Вируальная галерея живописи импрессионистов smallbay.ru/impress.html

Импрессионизм в женском исполнении artpages.org.ua/palitra/impressionizm-v-jenskom-ispolnenii.html


© 2010-2022