- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка занятия Башкирский национальный костюм
Методическая разработка занятия Башкирский национальный костюм
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кумушкулова Л.А. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования Администрации городского округа г.Сибай
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Разработка занятия:
«Башкирский национальный костюм»
Разработал: педагог дополнительного
Образования, руководитель объединения
«Юный чертежник»
Кумушкулова Л.А.
2011
Башкирский национальный костюм
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся в познании истории; культуры башкирского народа; показать им связи декоративно - прикладного искусства с практической графикой;
Развивать кругозор, мышление; воспитывать дружелюбие.
Оборудование: книги Г.Ф.Хакимова «Уроки черчения-уроки откровения», «Черчение-практическая графика».
План
I Организация группы.
II Башкирский народный костюм - беседа.
1. Стиль башкирского костюма - мнения учащихся о народном костюме.
2. Ювелирные украшения.
3. Книги Г.Ф.Хакимова.
III Итог занятия.
Ход занятия
I Организация группы.
II Башкирский народный костюм - беседа.
1. Стиль башкирского костюма - мнения учащихся о народном костюме.
Традиционный костюм - яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием.
Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды, Издавна, как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани.
Верхние халаты и камзолы были повседневной и праздничной одеждой в течение всего года. Их украшению уделялось большое внимание.
Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла.
Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.
На одежду, головные уборы нашивали кораллы, раковины-каури, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты. Оригинальными произведениями искусства были нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накосники.
2. Ювелирные украшения.
Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески,- выполнялись в технике чекана, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы.
Наряду с сапогами и кожаными башмаками шили обувь с суконными голенищами. Находили применение и лошадиные шкуры.
Башкирский костюм чрезвычайно многообразен и богат. В основе этого лежат культурно-этнические особенности влившихся в состав башкир древних и средневековых племен и народов. Местное своеобразие проявлялось в форме женских головных уборов и украшений, в традициях декоративного оформления одежды, в характере орнамента.
Для населения горной и зауральской Башкирии была характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Шерстью и шелком выполнялись на ней узоры - «солнца», роговидные мотивы, треугольники-амулеты. В декоре использовались кораллы, бисер, перламутровые кружки, серебряные подвески. Красочны были праздничные белые чекмени. Костюм дополнял удлиненный коралловый нагрудник «селтэр». Колоритным женским убором был шлемообразный «кашмау».
В бассейне Демы и Уршака верхняя женская одежда в углах пол и на спинке украшалась обильно монетами. На полуовальный нагрудник «сакал» нашивали разнообразные серебряные бляхи, сердолик, бубенчики.
Север Башкирии славился тканой одеждой с разноцветным узором в виде розеток или полос. В музеях сохранились узорные платья, фартуки, жениховские штаны. По всему северу молодые женщины и девушки носили колпачки с бисером или жемчугом. Украшениями были бусы и серебряные ожерелья. На северо-востоке БАССР и в деревнях челябинского и курганского Зауралья головным убором женщин было красочное покрывало «кушъяулык». В старину здесь носили полотенце образные вышитые уборы «тает ар» и налобники «Харауыс». Зауральские мастерицы славились изготовлением нарядной обуви с белыми суконными голенищами, украшенными на заднике аппликацией.
Нарядные праздничные комплекты:
платья и фартуки с многоцветным тамбуром из северо-восточных районов Башкирии,- остались как свидетельство расцвета вышивального искусства в середине нашего века.
В настоящее время национальный башкирский костюм сохранился в несколько измененном виде в тех районах, где развиваются фольклорные традиции. Чаще же традиционную одежду можно увидеть' лишь в музеях республики и за ее пределами: в хранилищах гг. Ленинграда, Свердловска, Челябинска, Оренбурга, Казани. Она становится объектом изучения с научной, художественной и практической точек зрения. Национальная специфика возрождается художниками-профессионалами всех направлений.
Традиции народного костюма живут и развиваются в фольклорных коллективах, организованных при Дворцах культуры на предприятиях городов и в районах республики. Яркозрелищные выступления Башкирского государственного ансамбля народного танца. В течение ряда десятилетий этот творческий коллектив являлся активным пропагандистом не только народного хореографического искусства, но и колоритной национальной одежды.
В художественных комбинатах республики сделано немало для выявления наиболее ценного, подлинного, для создания вещей, отвечающих духу времени.
На основе использования художественных традиций создаются образцы сувениров, бытовых вещей и современной одежды в цехах производственного объединения «Агидель». В художественном объединении «Дружба» преемственность традиций осуществляется путем привлечения искусных ткачих, вышивальщиц, вязальщиц из сельской местности. Изготовляются шерстяные варежки, чулки, теплые шарфы, шали, кофточки, пояса, цветные тюбетейки, домашняя обувь. Сотрудничество профессионалов-художников с народными мастерами плодотворно, продукция предприятия пользуется у населения большим спросом.
Новую ступень в освоении культурных традиций представляет конструирование современной одежды. Многие признаки моды наших дней берут начало в глубине столетий. Как и в крестьянском быту, на первом месте остаются соображения практичности, функциональности. И сейчас одежде свойственна многослойность, объединение элементов в органичный комплект. Используется эффект домотканных материалов. Применяется окантовка, аппликация, вышивка, бахрома. Практикуется обшивка кожей, сукном, мехом. Допустимы контрастные цветовые сочетания. Общее направление развития моды, особенно популярный недавно фолък-стилъ, открывают перед художниками безграничные возможности для отыскания в башкирском костюме характерных деталей и вариантов, способных придать моделям неповторимый колорит.
3. Книги Г.Ф. Хакимова.
III Итог занятия.