Методическая разработка занятия Башкирский национальный костюм

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования Администрации городского округа г.Сибай

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей «Центр детского творчества»





Разработка занятия:

«Башкирский национальный костюм»

Методическая разработка занятия Башкирский национальный костюм

Разработал: педагог дополнительного

Образования, руководитель объединения

«Юный чертежник»

Кумушкулова Л.А.




2011


Башкирский национальный костюм

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся в познании истории; культуры башкирского народа; показать им связи декоративно - прикладного искусства с практической графикой;

Развивать кругозор, мышление; воспитывать дружелюбие.

Оборудование: книги Г.Ф.Хакимова «Уроки черчения-уроки откровения», «Черчение-практическая графика».


План

I Организация группы.

II Башкирский народный костюм - беседа.

1. Стиль башкирского костюма - мнения учащихся о народном костюме.

2. Ювелирные украшения.

3. Книги Г.Ф.Хакимова.

III Итог занятия.

Ход занятия

I Организация группы.

II Башкирский народный костюм - беседа.

1. Стиль башкирского костюма - мнения учащихся о народном костюме.

Традиционный костюм - яркий опреде­литель национальной принадлежности че­ловека. Состав одежды, ее покрой, ха­рактер декора обычно складывались в те­чение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием.

Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. До­машней выделки сукно, ткани из расти­тельных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изго­товлении одежды, Издавна, как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани.

Верхние халаты и камзолы были по­вседневной и праздничной одеждой в тече­ние всего года. Их украшению уделялось большое внимание.

Народный костюм - ценнейший памят­ник народного творчества. В единый худо­жественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного тка­чества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла.

Костюм людей молодого и среднего воз­раста отличался у башкир яркостью. Отда­валось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже ис­пользовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка - вышив­ка, аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.

На одежду, головные уборы нашивали кораллы, раковины-каури, перламутр, би­сер, серебряные бляхи, монеты. Ориги­нальными произведениями искусства бы­ли нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накосники.

2. Ювелирные украшения.

Ювелирные украшения: перстни, брас­леты, серьги, изящные подвески,- выпол­нялись в технике чекана, штамповки, гра­вировки, филиграни; металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы.

Наряду с сапогами и кожаными башма­ками шили обувь с суконными голенища­ми. Находили применение и лошадиные шкуры.

Башкирский костюм чрезвычайно мно­гообразен и богат. В основе этого лежат культурно-этнические особенности влив­шихся в состав башкир древних и средне­вековых племен и народов. Местное свое­образие проявлялось в форме женских головных уборов и украшений, в традици­ях декоративного оформления одежды, в характере орнамента.


Методическая разработка занятия Башкирский национальный костюм

Для населения горной и зауральской Башкирии была характерна нарядная вер­хняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Шерстью и шелком выполнялись на ней узоры - «солнца», рого­видные мотивы, треугольники-амулеты. В декоре использовались кораллы, бисер, перламутровые кружки, серебряные под­вески. Красочны были праздничные белые чекмени. Костюм дополнял удлиненный коралловый нагрудник «селтэр». Колорит­ным женским убором был шлемообразный «кашмау».

В бассейне Демы и Уршака верхняя женская одежда в углах пол и на спинке украшалась обильно монетами. На полуо­вальный нагрудник «сакал» нашивали разнообразные серебряные бляхи, сердо­лик, бубенчики.

Север Башкирии славился тканой одеж­дой с разноцветным узором в виде розеток или полос. В музеях сохранились узорные платья, фартуки, жениховские штаны. По всему северу молодые женщины и девуш­ки носили колпачки с бисером или жемчугом. Украшениями были бусы и серебря­ные ожерелья. На северо-востоке БАССР и в деревнях челябинского и курганского Зауралья го­ловным убором женщин было красочное покрывало «кушъяулык». В старину здесь носили полотенце образные выши­тые уборы «тает ар» и налобники «Харауыс». Зауральские мастерицы славились изготовлением нарядной обуви с белыми суконными голенищами, украшенными на заднике аппликацией.

Методическая разработка занятия Башкирский национальный костюм

Нарядные праздничные комплекты:

платья и фартуки с многоцветным тамбу­ром из северо-восточных районов Башки­рии,- остались как свидетельство расцве­та вышивального искусства в середине нашего века.

В настоящее время национальный баш­кирский костюм сохранился в несколько измененном виде в тех районах, где разви­ваются фольклорные традиции. Чаще же традиционную одежду можно увидеть' лишь в музеях республики и за ее предела­ми: в хранилищах гг. Ленинграда, Свер­дловска, Челябинска, Оренбурга, Казани. Она становится объектом изучения с на­учной, художественной и практической точек зрения. Национальная специфика возрождается художниками-профессиона­лами всех направлений.

Традиции народного костюма живут и развиваются в фольклорных коллективах, организованных при Дворцах культуры на предприятиях городов и в районах респуб­лики. Яркозрелищные выступления Баш­кирского государственного ансамбля на­родного танца. В течение ряда десятиле­тий этот творческий коллектив являлся активным пропагандистом не только на­родного хореографического искусства, но и колоритной национальной одежды.

В художественных комбинатах респуб­лики сделано немало для выявления наиболее ценного, подлинного, для созда­ния вещей, отвечающих духу времени.

На основе использования художествен­ных традиций создаются образцы сувени­ров, бытовых вещей и современной одеж­ды в цехах производственного объедине­ния «Агидель». В художественном объеди­нении «Дружба» преемственность тради­ций осуществляется путем привлечения искусных ткачих, вышивальщиц, вязаль­щиц из сельской местности. Изготовля­ются шерстяные варежки, чулки, теплые шарфы, шали, кофточки, пояса, цветные тюбетейки, домашняя обувь. Сотрудниче­ство профессионалов-художников с народ­ными мастерами плодотворно, продукция предприятия пользуется у населения большим спросом.

Новую ступень в освоении культурных традиций представляет конструирование современной одежды. Многие признаки моды наших дней берут начало в глубине столетий. Как и в крестьянском быту, на первом месте остаются соображения прак­тичности, функциональности. И сейчас одежде свойственна многослойность, объ­единение элементов в органичный ком­плект. Используется эффект домотканных материалов. Применяется окантовка, ап­пликация, вышивка, бахрома. Практику­ется обшивка кожей, сукном, мехом. До­пустимы контрастные цветовые сочета­ния. Общее направление развития моды, особенно популярный недавно фолък-стилъ, открывают перед художниками без­граничные возможности для отыскания в башкирском костюме характерных дета­лей и вариантов, способных придать моде­лям неповторимый колорит.

3. Книги Г.Ф. Хакимова.

III Итог занятия.




© 2010-2022