ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия

«Изготовление новогоднего топиария (елочки из сизаля)»

Цель: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения топиария - декоративного дерева.

Задачи:

Образовательная - дать необходимые понятия и последовательности выполнения работы по изготовлению топиария.

Воспитательная - сформировать и развивать у детей художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Развивающая - выработать навыки работы с материалом, научить подбору материала для выполнения и украшения новогоднего деревца.

Оборудование и инструменты: Для изготовления елки нам потребуются следующие инструменты и материалы:

- клеевой пистолет,

- ножницы,

- шило;

- декор для украшения елочки (бусины, шарики, ленты, бусы, кружева и т. д.)

- плотный лист бумаги зеленого цвета;

- наполнитель (газетные листы) ;

- сезаль;

- деревянная палка (10-15мм. в диаметре, длина 20-25 см.)

- алюминиевая проволока (3-5мм. в диаметре, длина 10-15 см.) ;

- пеньковая веревка;

- пластмассовый или керамический горшочек;

- гипс

Наглядные пособия: презентация с фотографиями образцов

Место проведения: учебный класс

Ход занятия:

Организационная часть

Подготовить необходимое оборудование и материалы

Ознакомление с новой темой (показ презентации)

Этот вид рукоделия необычайно популярен в наши дни. Хотя до недавнего времени он был уделом исключительно профессионалов. А именно -садовников. Вы наверное догадались, что речь пойдет о топиарии - искусстве создания декоративных деревьев. Причем, декоративных как в прямом, так ив переносном смысле. Ведь, начав с причудливого дизайна кроны, мастера топиария пошли дальше и создали уникальный предмет дизайна, который приходится по вкусу даже тем, кто не любит возиться с совком и лейкой.

Но вернемся к истокам.... Топиарии (топиарий, топиари) - изначально был видом садово-паркового искусства, которое заключалось в декоративной стрижке деревьев и кустарников.

Традиция фигурной стрижки деревьев и кустарников берёт свое начало в садах Римской империи. В "Естественной истории" Плиния Старшего описываются топиарии в римских двориках и садах, причем заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Однако саму идею стрижки деревьев, как полагают современные историки, римляне позаимствовали из Египта и стран Ближней Азии (вспомним знаменитые "висячие сады" Семирамиды).

Топиарии понравились и быстро получили распространение в атриумах римских вилл. Садовники, ответственные за парковые ландшафты и скульптуры (их называли topiaries) при помощи топиариев создавали причудливые зеленые статуи - в виде разнообразных геометрических форм, фигур животных и пр.

С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки деревьев - топиарии - распространились по всей Европе.

В средние века с упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиария, казалось бы, пришло в упадок. Но неожиданно новое развитие ему дала .. церковь. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, сохранили и даже усовершенствовали искусство создания садов и цветников. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

Так было до наступления эпохи Ренессанса... Расцвет всех видов искусств, обращение к античным каннам возродили и искусство создания классических садов в так называемом формальном стиле. Топиарное искусство тоже пережило настоящее возрождение.

Способствовало тому и изменение архитектурного стиля. Отныне особняки, дворцы и поместья перестали походить на крепости и бастионы, их строительство приобрело совсем иное значение - создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь, в том числе - и в садовом убранстве.

Изощрённые садовые дизайны того времени стремились воплотить в растениях орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и лепнин, стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты. Топиарии широко использовались для создания длинных прогулочных аллей и популярных в то время лабиринтов, в качестве солитёров, а также в виде бесконечных живых изгородей разной высоты, окаймлявших цветники и декоративные огороды.

Образцы таких садов с топиариями отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде (например, Версаль и его многочисленные имитации, сады дворца Хэмптон Корт в Англии и другие) .

Позднее топиарное искусство распространилось в Голландии, и оттуда мода на топиарии с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Семнадцатый век по праву считается пиком популярности топиариев. В те годы они появились и в России, в убранстве дворцов и садов пригородов Петербурга - Петергофа, Ораниенбаума, Царского села...

Однако, постепенно в моду вошли так называемые естественные ландшафты, и топиарии были практически преданы забвению. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к ним в XIX веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так постепенно родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

В конце XX века мода на топиарное искусство вернулось: снова стало модным украшать парки и сады изящной или причудливой формы деревьями и кустарниками, сооружать скульптуры из живых цветов. А поскольку мастеров такой скульптуры теперь называют флористами, идея фигурно подстригать растения распространилась и на те их них, что выращивали в горшках. Так топиарий из садово-паркового объекта стали предметом дизайна интерьеров.

Современные топиариии - их еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья" - формой очень походят на своих римских предков, а вот изготовлены могут быть из чего угодно? из натуральных материалов (веток, орехов, шишек, листьев, сизаля, соломы) высушенных пряностей, зерен кофе и орехов, из конфет, искусственных цветов и плодов, из ткани, шнуров, лент и пряжи, из бумаги, салфеток, полиэтилена, пластика и даже из мусора. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна), но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.

Это способ для современных мастериц выразить себя и порадовать близких. Ведь топиарий сейчас - самый стильный и модный подарок.

Технология выполнения работы

1.Выбор эскиза (Приложение 1)

2.Готовим детали.

3. Составление топиария, наклеивание деталей.

Технология изготовления :

Вначале делаем конус из плотной бумаги, вставляем в елку стержень, предварительно наматывая на основание палки пеньковую веревку. Затем набиваем конус бумагой из мятой газеты, приклеиваем основание, заранее прорезав круглое отверстие для стержня елки. А чтобы у елочки был забавный завиток на макушке, вставим в верхушку конуса проволоку и приклеиваем ее с помощью клеевого пистолета.

Далее готовый конус елки с проволочной верхушкой обклеиваем сезалем. Разводим гипс с водой и заливаем в горшочек, вставив в него елочку. Ждем, когда гипс затвердеет. Чтобы гипс был не виден, сверху кладем в горшок кусок волокна из сезаля любого цвета. Вот и елка готова. Остается оригинально украсить елку и горшочек декором.

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

ТОПИАРИИ. Елочка из сизаля

© 2010-2022