Интегрированный урок «Культура Серебряного века» 9 класс

Интегрированный урок 9 класс «Культура Серебряного века» с элементами ФГОС разработана тремя учителями: МХК, литературы и истории, проводится совместно. Класс делится на группы и совместно с учителем и самостоятельно подготавливают разработку своего блока урока. Каждая группа готовит вопросы теста для своих одноклассников из других групп. Смена деятельности на уроке быстро меняется. Урок проходит плодотворно. На каждом этапе учащиеся оценивают свою деятельность и результаты заносят в оценочный л...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок 9 класс «Культура Серебряного века»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» город Ульяновск.

Учителя высшей категории:

Литература: Мухаметзянова Гульшат Иршатовна.

Мировая художественная культура: Яшина Людмила Владимировна.

История: Матниязова Евгения Николаевна.

Конспект урока.

1.Организационный момент.

2.Учитель литературы.

1)Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. И не только потому, что у нас присутствуют гости. Но и потому, что я буду вести урок не одна, а совместно с учителями истории и МХК.

Надеемся, что урок у нас будет насыщенным, познавательным и пройдёт плодотворно.

Итак, начнём.

- Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Чьи это портреты? (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Толстой, Фет, Достоевский и т.д.)

- Скажите, а в какое время жили эти выдающиеся художники слова? (в 19 веке)

- Как часто называют 19 век? (золотой). - Почему именно «золотой»? (как драгоценный металл, нам дорого их творчество)

Учитель: кончается век 19-ый, который мы называем золотым. На смену идёт новое время.

- Подумайте, как по аналогии можно назвать время, когда на смену метрам художественного слова приходит огромное количество молодых, талантливых, творческих людей? Может быть, поможет вам в этом отрывок из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И Серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл.

(серебряный век).

- Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Откройте тетради и запишите тему. (Учитель пишет на доске «Серебряный век русской культуры»).

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какие цели стоят перед нами? (после того как ученики назовут несколько тем, учитель открывает уточнённую запись).

Цели урока:

  • знать временные рамки культуры Серебряного века, основные течения и их принципы;

  • знать исторические процессы этого периода и наиболее значительные достижения в разных областях культуры;

  • уметь работать самостоятельно, в группах и в парах, уметь работать с таблицами, тестами, уметь обобщать и делать выводы.

Учитель: Серебряный век… - Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова, какие ассоциации они вызывают? (Возможные ответы: серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… )

Учитель: Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театра, скульптуры и т.д.

Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Ответить мы попытаемся с позиции 3-х групп: «Историков», «Литературоведов» и «Искусствоведов», которые заранее получили задания при подготовке к уроку. И ещё: у каждого из вас на парте лежат «Оценочные листы», которые вы будете заполнять в процессе урока, оценивая свою работу и работу своих товарищей; эти листы вы сдадите нам в конце урока.

- Итак, какой же была Россия рубежа веков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте предоставим слово первой группе - «Историкам» и учителю истории - Евгении Николаевне.

3.Учитель истории :

Ребята, а как вы думаете: почему на уроке по литературе мы говорим об исторических событиях России?

УЧЕНИК История и литература тесно связаны друг с другом, потому что в литературе отражаются все те процессы, которые происходят в обществе.

УЧИТЕЛЬ Сегодня нам предстоит вспомнить основные исторические события истории России конца 19-начала 20 веков, проанализировать их, сделать выводы. Для начала я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы определите событие, о котором будет идти речь в стихотворениях-загадках и занесите данные в «Ленту времени», которая у вас лежит на столе. Выполнив это задание, мы сможем ответить на вопрос какая же она, Россия XX века? А потом мы с вами проверим правильность выполнения задания.

Лента времени

Конец XIX века


1904-1905

1905-1907

1914-1918

1917

1918-1920







УЧИТЕЛЬ

Мы проиграли ту войну,

Но слава русских моряков

С «Варягом» не ушла ко дну.

«Погибнуть с честью» - был девиз таков.

УЧЕНИК (Русско-японская война 1904 - 1905гг)

УЧИТЕЛЬ

«Кровавым воскресеньем» началась она

И слабость власти показала всем сполна.

Хоть «Манифест» дарован был народу,

Работа I Думы не продлилась года.

УЧЕНИК ( I русская революция, 1905-1907 гг)

УЧИТЕЛЬ

Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,

Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.

Балканы славились как «бочка пороха» всегда.

В Сараево начавшись, длилась долго та война.

УЧЕНИК (I мировая война).

УЧИТЕЛЬ

Всё общество на красных - белых поделив,

В надежде отстоять свою Россию - все находили сил прилив.

Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,

Мы стержень потеряли - таковы её итоги.

УЧЕНИК (Гражданская война, 1918 -1920 г.)

УЧИТЕЛЬ

В попытках частную торговлю запретить

Про продразвёрстку власть новая заговорила.

В распределении, оплате уравниловку вменить,

Войну закончить поскорей спешила.

(ответы для проверки)

Конец XIX века

1904-1905

1905-1907

1914-1918

1917

1918-1920

Модернизация, переход к империализму

Русско-японская война

I русская пролетарская революция

I Мировая война

II русская революция (ФБД и Окт. переворот

Гражданская война

УЧЕНИК (Политика военного коммунизма, в годы гражданской войны1918 -1921г)

УЧИТЕЛЬ: Давайте проверим правильность заполнения ленты времени. Сравните полученные ответы с моими, оцените свою работу и занесите результаты в «Оценочную таблицу».

Лента времени

Подумайте, какие особенности и противоречия существовали в историческом развитии России в к 19- начале 20 века?

УЧЕНИК 1

"Ведущими тенденциями социально-экономического развития России в начале ХХ в. были дальнейший рост капитализма,

-переход его в монополистическую стадию, империализм-высшую и последнюю стадию капитализма

-вхождение страны в мировую капиталистическую систему.

УЧЕНИК 2

Но несмотря на значительные успехи капитализма, особенно в годы промышленного подъёма 90-х и предвоенные годы, экономика России развивалась в условиях обостряющихся противоречий между передовым промышленным производством и сохраняющимися многочисленными остатками феодализма

- самодержавием,

- крупным помещичьим землевладением,

- крепостническими методами эксплуатации крестьянства в сельском хозяйстве".

УЧЕНИК 3: Можно сделать вывод :Реформа отмены крепостного права 1861 г. Была половинчатой: крестьяне получили свободу, но не получили земли.

- Какая роль отводилась интеллигенции в России? Какие проблемы её волнуют в начале 20 века? Какие пути выхода из кризиса они предлагали? Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя документы, которые мы вам приготовили. Работать будете в парах.

1. Философ Н.Бердяев. Из книги «Судьба России»:

«Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить её задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед великими мировыми задачами . С древнейших времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, но к чему?

Вопросы к отрывку №1:

- О какой задаче говорит Бердяев Н.? (понять идею России, загадку России, определить её место в мире)

- Какую роль отводит России автор? (Россия предназначена к чему-то великому)

- Что волнует Автора? (Нет ответа на поставленный вопрос, его нужно найти)

2. Из трудов Соловьева В. (Философ и поэт, публицист, переводчик, положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIX - начала XX в.в )

«Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть. Необходимо его изменить. Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей. Убедить их можно, только раскрыв истину. Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновленном. Необходимо религиозное преображение человека. Что же преобразует человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление эгоизма. Что такое соборность? Это общность людей, единство бога, Природы и человека».

Вопросы к отрывку №2:

- Какую задачу ставит философ? (Задачу необходимости изменить существующий порядок)

- Каким способом автор предлагает это сделать? (Путем воздействия на убеждения людей, раскрывать истину)

- Где автор предлагает искать истину? (В христианстве)

- Что преобразует человека? (Любовь и соборность)

- В чем особенность этого отрывка?( Автор ставит много вопросов и пытается на них ответить, много сомнений)

УЧИТЕЛЬ. Итак, мы с вами проанализировали отрывки из сочинений русской интеллигенции к.19-н.20 веков. Давайте попытаемся сделать вывод о том, каким же был XX век - излом тысячелетья?

УЧЕНИК: Группа обществоведов делает вывод, что философы: ищут пути философско-религиозного обновления общества, пытаются понять идею России, определить её задачи и место в мире, отвергают революцию как средство переустройства общества. Социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных, эволюционных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых нравственных идеалов, основанных на христианском учении.

УЧИТЕЛЬ ВЫВОД:

Перефразируя М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье...»

4. Учитель литературы. Действительно, «литература-очевидец всех времён истории».

- Как вы думаете, что чувствует человек и не просто человек, а творческая личность в это кризисное время? (Тревогу, переживания, неуверенность……)

Именно в это время, в начале 20 века, получает распространение декадентство. А вместе с таким литературным направлением, как реализм, ведущее место в литературе начинает занимать модернизм и множество его течений: символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

- Объяснить значения этих слов помогут девочки из группы «Литературоведы», которые заранее поработали со словарём. Ребята, а вы основные моменты их презентации запишите в своих тетрадях.

Словарная работа. (Презентация 1) «Словарная работа».

Учитель: - Почему именно поэзия заняла тогда в культуре ведущее место? (Потому что помогает лучше передать чувства, индивидуальные переживания человека).

Учитель: Для этого времени характерна активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов.

- Какие направления и стили характеризуют «Серебряный век»? Об этом нам расскажут ребята из группы «Литературоведов», которые приготовили презентацию. Вы познакомитесь с основными течениями «Серебряного века» и должны будете записать их основные принципы в своих тетрадях.

(Презентация 2) «Серебряный век в русской поэзии» .

Комментарий к презентации по литературе.

2-й слайд: Серебряный век - это время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

3-й слайд: Литературоведы до сих пор спорят о хронологических рамках поэзии Серебряного века. Но существует общепризнанное мнение, что отсчёт надо вести с 1890 года до 1917, вплоть до 1920 годов, отдельные течения продолжали существовать даже до 1925г.

4 - 5 - 6 слайды: Каковы же основные течения в поэзии Серебряного века и наиболее яркие их представители?

Течений было много, мы выделим как основные 4 - это символизм, акмеизм, футуризм и новокрестьянская поэзия. Наиболее яркими представителями такого течения, как символизм были А.Блок, В.Брюсов, А. Белый; акмеизма: А.Ахматова, Н.Гумилёв, Б.Пастернак; футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк; наиболее яркие представители новокрестьянской поэзии - это С.Есенин, Н.Клюев, А.Ширяевец.

Это был полный солнечного сияния созидательный мир, жаждущий красоты и самоутверждения.

7 слайд: Самым первым и самым значительным течением в конце 19- в начале 20 века был символизм, что в переводе с греческого языка означает «знак», «символ».

8-й слайд: Основными принципами символизма были:

- Во-первых, установка на сотворчество с читателем

- Мифотворчество (в своих стихах поэты-символисты часто обращались к мифам, использовали мифологические образы)

- Мистические идеалы и вера в обновление мира

- Открытие многозначности слова (для символистов слово-это некий символ, знак, который читатель должен разгадать, причём каждый читатель может понимать слова-знаки по-своему)

- для символистов также характерна - Музыкальность поэзии

9-й слайд: Вот, например, стихотворение А. Блока «Фабрика» (ученик читает стихотворение «Фабрика»).

10-й слайд: Акмеизм также является одним из течений модернизма. В переводе с греческого языка акмеизм означает «высшая степень чего-либо, цветущая сила». Это течение тесно связано с символизмом, акмеисты пытались преодолеть некоторые недостатки символистов.

11-й слайд: Основные принципы акмеизма - это

- Отношение к поэзии как к мастерству

- Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях

- Возрождение традиций «золотого века» русской поэзии

- Романтические мотивы

- Возвращение ценностей и красоты реального мира

12-й слайд: Анна Ахматова - одна из ярких представительниц акмеизма. Стихотворение «Муза» (ученик читает стихотворение «Муза»).

13-й слайд: Футуризм в переводе с латинского языка означает «будущее».

Футуристы отводили себе роль прообраза искусства будущего, разрушали культурные стереотипы. Цель их творчества - побуждение к действию.

14-й слайд: принципы футуризма:

- Футуристы отрицали старое и утверждали новое искусство, считали, что оно призвано преобразить окружающий мир

- Хотели обновить поэтический язык (для них характерно словотворчество)

- Эстетическое бунтарство, эпатаж

- Новые функции искусства как выражения творчества масс

Стихам этих поэтов характерны приёмы звукоподражания, использование лозунгов, плакатов, новых ритмов, необычных рифм и многое другое.

15-й слайд: Очень ярким представителем футуристов был Владимир Маяковский. Вот, например, его стихотворение «А вы могли бы?» (ученик читает стихотворение «А вы могли бы?»).

16-й слайд: Главными устоями, объединявшими поэтов "новокрестьянской" плеяды,- были любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой.

17-й слайд: Отличительные принципы новокрестьянской поэзии - это

- Поэтизация деревенского быта и сельской природы

- Связь труженика с миром природы и устного творчества

- Чувство неприязни к жизни шумного и душного города

18-й слайд: У истоков новокрестьянской поэзии стоял Николай Клюев. А мы послушаем стихотворение другого представителя этого течения - Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» (ученик читает стихотворение).

19-й слайд: Каково же значение Серебряного века?

- Она выражала настроения эпохи

- Искала новые пути в литературе

- Открыла большое количество творческих индивидуальностей

- Активизировала читателя, привлекала его к сотворчеству

20-й слайд: Таким образом, можно сказать, что поэзия конца 19 - начала 20 веков занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века

Учитель литературы: Итак, мы убедились с вами, как много было новых имён в созвездии поэзии «Серебряного века», стремящихся выразить настроение, нерв, музыку эпохи, ищущих новые пути в искусстве, для которых «Жизнь и поэзия - одно…»

А теперь давайте предоставим слово ещё одной группе ребят - «Искусствоведам», которые расскажут о «Серебряном веке» в других видах искусства.

5.Учитель МХК. (Презентация 3) «Серебряный век в живописи».

Учитель: - « Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат» писал Леонардо да Винчи.

-Из рассказа предыдущей группы, мы услышали, насколько разнообразна, необычна, интересна была литература. Группе «Искусствоведов» было дано задание - исследовать направления в изобразительном искусстве конца 19-нач 20 в. Предоставим им слово.

(Слайд 2-4)Ученик 1. Прочные позиции удерживали художники Реалисты - представители русской академической школы и наследники передвижников (И. Репин, М. Нестеров, В. Суриков и др.).

Музыка тоже успешно развивала лучшие традиции русских композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем продолжала поиски в области формы и содержания.

Учитель. Но не они определяли лицо русского искусства начала XX века! «Время неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» (А.А.Блок).

(Слайд 5-7)Ученик 1. Русские художники конца 19 и начала 20 в. увлеклись импрессионизмом. А.Серов, И.Грабарь, К. Коровин.

(Слайд 8)Ученик 2. Законодателем моды стал стиль «Модерн». Последователи этого направления объединились в творческое общество «Мир искусств».

(Слайд 9-10) Одним из художников этого общества был Н.Рерих.

(Слайд 11)Учитель. Один из современных исследователей отмечал: «Всякий стиль неповторим, но стиль модерн - самый неповторимый среди всех стилей». Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

Ученик 3. Мне кажется, что модерн соединил в себе все направления: романский, готический, классицизм, барокко, русский стиль.

(Слайд 12) Это мы видим в постройках Ф.О.Шехтеля, В.Валькотта.

Учитель. Да, в столицах возводились постройки в стиле модерн, или как его еще называли неоклассицизм.

(Слайд 13)Ученик 3. Мы провели исследования в градостроительстве нашего города, и нашли интересные постройки этого периода. В Симбирске конец 19 - нач. 20 века называли эпохой ФАНТАЗЕРОВ.

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения российского архитектора, инженера и дизайнера - Федора Ливчака. В Ульяновске сохранилось более двух десятков его строений.

(Слайд 14) В 2014 году исполняется 150 лет выдающемуся русскому архитектору Августу Шоде.

(Слайд 15)Учитель. В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза». Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Насколько мы можем понять и «расшифровать» поэтические слова В.Я.Брюсова в стихотворении «Творчество»?

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине…

Ученик 2. Мне кажется, символ можно истолковать словами, но истинный смысл понять нельзя, можно только догадываться.

(Слайд 16) Символизм в живописи был представлен такими разными художниками, как М.Врубель и К. Петров-Водкин.

В созданных образах Михаилом Врубелем нашли отражения не только духовные поиски, но и внутренние противоречия сложного времени, в которое он жил. Реальность, мечта и фантазия переплелись в его полотнах невероятным образом. «Царевна лебедь».

(Слайд 17) «Демон» Врубеля - олицетворяет борьбу мятущегося человеческого духа, страх перед неизвестностью.

(Слайд 18) В домашнем задании опишите, какие символы вы можете увидеть в картине Петрова-Водкина «Купание Красного коня»?

(Слайд 19) Но символизм в русской живописи не был единым стилем.

«Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»… Чем объясняется многообразие и пестрота направлений в искусстве?

Ученик 2. Наверное, им было интересно экспериментировать, искать новые формы и пути в изобразительном искусстве.

(Слайд 20) Крупнейшие русские художники «авангардисты»: В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др., каждый со своим «авторским» стилем.

(Слайд 21-24) В «Абстракционизме» Василия Кандинского отказ от изображения реальных предметов и явлений в живописи; стремление выразить стихийность в динамике пятен или объемов. «Цвет - это клавиши; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль» говорил Кандинский. Свои работы он называл «Импрессия 3», «Концерт», «Импровизация 26», «Импровизация 209», «Композиция 6» и т.д.

(Слайд 25) «Супрематизм» К.С.Малевича: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур. Фигуры парящие в пространстве.

(Слайд 26) «Черный квадрат - это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания…» - писал сам автор.

Учитель. Какие же мы сделаем выводы из всего этого многообразия.

(Слайд 32)Ученик. Мы увидели, что в искусстве происходит отказ от старых художественных традиций, смелые эксперименты. Художники стали раскрепощенными и свободными в своем творчестве.

Ученик. Существовало множество направлений, каждое из которых провозглашало свою идею и стремилось реализовать ее в творчестве. В них и по сей день сложно разобраться.

Учитель МХК: - Ну что ж, ребята, давайте обобщим всё, о чём мы говорили и сделаем выводы. Как вы думаете, почему в русском искусстве эпоха конца 19 - начала 20 веков получила название «Серебряный век»? Что нового вы узнали для себя на уроке?

-Таким образом, конец 19 - начало 20 веков подарил миру не несколько десятков имён в литературе, а целую плеяду талантливейших людей в разных областях искусства, каждый из которых индивидуален и самобытен по-своему. Это был феноменальный расцвет в культуре.

- А теперь проведём небольшое тестирование, которое поможет нам выяснить, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Каждая группа приготовила вопросы, на которые вы ответите вместе внутри своих групп (ответы занести в бланки), затем оцените тесты, оценки выставите в «Оценочные листы» и озвучите результаты работ в группах.

Тестирование. Работа в группах.

Литераторы

Историки

Искусствоведы

1

Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

1) начало 20 века

2) конец 19 - начало 20 века

3) начало-середина 20 века

К началу ХХ века на тер-ритории Российской империи проживало около:

1) 128,2 млн. человек

2) 22 млн. человек

3)300 млн. человек

1.Какого из художественного объединения начала 20 века не существовало?

1)«Бубновый валет»

2) «Голубая роза»

3) «Пиковая дама»

2

Название какого поэтического течения переводится как «знак»?

1) акмеизм

2) футуризм

3) символизм

Основной формой монополий в России в начале ХХ века стали:

1) синдикаты

2) картели

3) тресты

2.Кто из названных русских художников конца 19-начала20 веков не входил в творческое общество «Мир искусства»?

1)А.Н.Бенуа

2)Н.К.Рерих

3)В.В.Кандинский

3

Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1) акмеизм

2) футуризм

1) символизм

Первая российская революция произошла:

1) 1904-1905 гг.

2) 1905-1906 гг.

3) 1905-1907 гг.

3.В начале творческого пути А.Скрябин продолжил традиции группы:

1)«Мир искусства»

2) «Могучая кучка»

3) «Русские сезоны»

4

Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

1) акмеизм

2) футуризм

3) символизм

События 9 января 1905 ода получили название:

1) «Кровавый понедельник»

2) «Кровавая пятница»

3) «Кровавое воскресенье»

4.Картина «Демон» принадлежит кисти художника:

1) А.Серов

2) М.Нестеров

3) М.Врубель

Учитель литературы:

-А теперь оцените результаты тестирования (по одному ученику из группы озвучивают результаты)

- Многие стихи поэтов Серебряного века положены на музыку. Сейчас мы с вами услышим в исполнении Иры Сергеевой и Насти Замалетдиновой романс «Не жалею, не зову, не плачу…» на стихи Сергея Есенина.

8. Домашнее задание.

1) по литературе:

а) индивидуальное задание - подготовить презентацию-рассказ о поэтах «Серебряного века» (о Блоке, Маяковском, Есенине, Ахматовой);

б) заполнить сравнительную таблицу об основных течениях модернизма по аналогии.

Интегрированный урок «Культура Серебряного века» 9 класс

2) по истории: по выбору:

а) составить кроссворд по теме «Культура России конца 19 - начала 20 веков»;

б) написать план по теме «Культура России конца 19 - начала 20 веков».

3) по МХК: по выбору:

а) Перечислите символы, использованные в картине Петрова-Водкина «Купание Красного коня»?

б) Можно ли говорить о «музыкальности» живописи Врубеля и «живописности» музыки Скрябина?

9. Рефлексия.

Учитель литературы - Ребята, на этом наш урок окончен. Всем спасибо. Каждый из вас получит за работу оценку после того, как вы сдадите свои «Оценочные листы».

Учитель МХК- А в заключение нам всем хотелось бы узнать, как вы оцениваете себя. Поэтому выберите, пожалуйста, из 2-х квадратов Малевича -чёрный и красный - один, который охарактеризовал бы вашу работу и эмоциональное состояние сегодня на уроке.

На обратной стороне доски помещены иллюстрации чёрного и красного квадрата Малевича. Учащиеся прикрепляют свой магнитик рядом с той картиной, которая соответствовала их настроению на уроке.

© 2010-2022