Рабочая программа по ИЗО (8-9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ШЕБЕРТИНСКАЯ СОШРабочая программа по ИЗО (8-9 класс)

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО заместитель директора Приказом директора

учителей гуманитарного цикла по УВР МКОУ МКОУ Шебертинская СОШ

МКОУ Шебертинская СОШ Шебертинская СОШ № 154 от 01.09.2015 г.

28/августа 29/августа 2015 г.

Протокол № 1 от 2015 года







Рабочая программа

по Изобразительному искусству

8-9 класс

Учитель изобразительного искусства

Пискунова Наталья Александровна



Рабочая программа составлена на основе

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;

В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.










2015 - 2016

учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана на основании: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;

В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.

Цели и задачи решаемые при реализации рабочей программы :


  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Занятия по этой программе способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

В результате обучения изобразительному искусству, учащиеся получают знания

  • об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;

  • наиболее крупных художественных музеях России и мира;

  • овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры,

  • художественного конструирования в своем творчестве;

  • определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

  • ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства,

  • узнают изученные произведения;

  • объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

  • эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них;

  • используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

  • пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются следующие формы образовательного процесса: познавательная деятельность - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Содержание программы 8 - 9 класс - 34 часа


Синтез искусств (3 час).

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре (10 час).

Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

Синтез искусств в театре (4 час).

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии (7 час).

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ - символ - знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Изображение в фотографии (3 час).

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (7 час).

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.


Учебно-тематический план

8 класс.

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Синтез искусств. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

3

1

2

Синтез искусств в архитектуре Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры

10

-

10

Синтез искусств в театре

4

-

4

Всего - 17 часов






Учебно - тематический план

9 класс

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Изображение в полиграфии

7

1

6

Изображение в фотографии

3

2

1

Синтетическая природа экранных искусств

7

3

4

Всего - 17 часов



Виды и формы контроля

Проверкой знаний, умений и навыков является текущая проверка художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это творческие работы учащихся, выполненные в различных видах изобразительного искусства.

Планируемый уровень подготовки выпускников основной школы.

В конце восьмого года обучения учащиеся должны:

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список литературы:


  1. А.С. Питерских, Г. Е. Гуров. Дизайн и архитектура в жизни человека

  2. П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен

  3. Л. Волынский. Лицо времени.

  4. Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре

  5. Е. Каменева. Какого цвета радуга

  6. А.Д. Алехин. Когда начинается художник

  7. Ю. Аксенов. Цвет и линия

  8. А. Воротников. История искусств

  9. М. Семенова. Мы - россияне

  10. Н. Костерин. Учебное рисование

  11. Журналы «Юный художник»

  12. О.Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью

В конце девятого года обучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • роль синтетических визуальных искусств, принципы пространственной и временной композиции;

  • задачи образной интепритации в визуально-зрелищных искусствах;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;

  • создавать собственные композиционные работы;

  • построить образ и композицию в полиграфических изданиях (книге, журнале и др.); моделировать дизайн различных видов полиграфической продукции; выполнять принципиальное композиционное построение (макетирование) того или иного вида печатной продукции по выбору;

  • выполнять и анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фоторактике;

  • построить изображение в пространственно-временном развитии; построить видеоряд - «раскадровку»;

  • аргументировано анализировать современные течения в изобразительном искусствеи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список литературы:


  1. П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен

  2. Л. Волынский. Лицо времени.

  3. Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре

  4. Е. Каменева. Какого цвета радуга

  5. А.Д. Алехин. Когда начинается художник

  6. Ю. Аксенов. Цвет и линия

  7. А. Воротников. История искусств

  8. М. Семенова. Мы - россияне

  9. Н. Костерин. Учебное рисование

  10. Журналы «Юный художник»

  11. О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по Изобразительному искусству






Класс 8

Учитель: Пискунова Наталья Александровна

Количество часов в год 17 , в неделю 0.5 часа

Планирование составлено на основе

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;







Наименование тем

Всего часов

Дата

Корректировка

1.

Синтез искусств.

1



2.

Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем.

1



3.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

1



4.

Виды архитектуры.

1



5.

Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов).

1



6.

Выполнение эскизов архитектурных композиций.

1



7.

Стили в архитектуре . Античность. Зарисовки элементов архитектуры.

1



8.

Стили в архитектуре. Готика. Зарисовки элементов архитектуры.

1



9.

Стили в архитектуре. Барокко. Зарисовки элементов архитектуры.

1



10.

Стили в архитектуре. Классицизм. Зарисовки элементов архитектуры.

1



11.

Связь архитектуры и дизайна.

1



12.

Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости). Создание художественно-декоративных проектов.

1



13.

Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

1



14.

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография.

1



15.

Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

1



16.

Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

1



17.

Создание эскиза костюмов.

1







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по Изобразительному искусству






Класс 9

Учитель: Пискунова Наталья Александровна

Количество часов в год 17 , в неделю 0.5 часа

Планирование составлено на основе

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;








Наименование тем


Всего часов

Дата

Корректировка

1.

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения.

2.

Образ - символ - знак.


3.

Проектирование рекламы.


4.

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).

5.

Проектирование визитной карточки.


6.

Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

7.

Иллюстрирование литературных произведений.


8.

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве.


9.

Художественного образа в фотоискусстве. Создание художественного фотоколлажа.

10.

Создание художественного фотоколлажа.


11.

Специфика киноизображения: кадр и монтаж.


12.

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов.

13.

Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.)

14.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

15.

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.


16.

Создание видеофильма.


17.

Создание видеофильма.



© 2010-2022