- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО (8-9 класс)
Рабочая программа по ИЗО (8-9 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пискунова Н.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ ШЕБЕРТИНСКАЯ СОШ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО заместитель директора Приказом директора
учителей гуманитарного цикла по УВР МКОУ МКОУ Шебертинская СОШ
МКОУ Шебертинская СОШ Шебертинская СОШ № 154 от 01.09.2015 г.
28/августа 29/августа 2015 г.
Протокол № 1 от 2015 года
Рабочая программа
по Изобразительному искусству
8-9 класс
Учитель изобразительного искусства
Пискунова Наталья Александровна
Рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.
2015 - 2016
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана на основании: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.
Цели и задачи решаемые при реализации рабочей программы :
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
Занятия по этой программе способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
В результате обучения изобразительному искусству, учащиеся получают знания
-
об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;
-
наиболее крупных художественных музеях России и мира;
-
овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры,
-
художественного конструирования в своем творчестве;
-
определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
-
ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства,
-
узнают изученные произведения;
-
объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
-
эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них;
-
используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
-
пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются следующие формы образовательного процесса: познавательная деятельность - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Содержание программы 8 - 9 класс - 34 часа
Синтез искусств (3 час).
Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре (10 час).
Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре (4 час).
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии (7 час).
Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ - символ - знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Изображение в фотографии (3 час).
Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств (7 час).
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Учебно-тематический план
8 класс.
Тема
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Синтез искусств. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
3
1
2
Синтез искусств в архитектуре Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры
10
-
10
Синтез искусств в театре
4
-
4
Всего - 17 часов
Учебно - тематический план
9 класс
Тема
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Изображение в полиграфии
7
1
6
Изображение в фотографии
3
2
1
Синтетическая природа экранных искусств
7
3
4
Всего - 17 часов
Виды и формы контроля
Проверкой знаний, умений и навыков является текущая проверка художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это творческие работы учащихся, выполненные в различных видах изобразительного искусства.
Планируемый уровень подготовки выпускников основной школы.
В конце восьмого года обучения учащиеся должны:
знать/понимать
-
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Список литературы:
-
А.С. Питерских, Г. Е. Гуров. Дизайн и архитектура в жизни человека
-
П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен
-
Л. Волынский. Лицо времени.
-
Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре
-
Е. Каменева. Какого цвета радуга
-
А.Д. Алехин. Когда начинается художник
-
Ю. Аксенов. Цвет и линия
-
А. Воротников. История искусств
-
М. Семенова. Мы - россияне
-
Н. Костерин. Учебное рисование
-
Журналы «Юный художник»
-
О.Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью
В конце девятого года обучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
-
роль синтетических визуальных искусств, принципы пространственной и временной композиции;
-
задачи образной интепритации в визуально-зрелищных искусствах;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
-
анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
-
создавать собственные композиционные работы;
-
построить образ и композицию в полиграфических изданиях (книге, журнале и др.); моделировать дизайн различных видов полиграфической продукции; выполнять принципиальное композиционное построение (макетирование) того или иного вида печатной продукции по выбору;
-
выполнять и анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фоторактике;
-
построить изображение в пространственно-временном развитии; построить видеоряд - «раскадровку»;
-
аргументировано анализировать современные течения в изобразительном искусствеи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Список литературы:
-
П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен
-
Л. Волынский. Лицо времени.
-
Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре
-
Е. Каменева. Какого цвета радуга
-
А.Д. Алехин. Когда начинается художник
-
Ю. Аксенов. Цвет и линия
-
А. Воротников. История искусств
-
М. Семенова. Мы - россияне
-
Н. Костерин. Учебное рисование
-
Журналы «Юный художник»
-
О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Изобразительному искусству
Класс 8
Учитель: Пискунова Наталья Александровна
Количество часов в год 17 , в неделю 0.5 часа
Планирование составлено на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
№
Наименование тем
Всего часов
Дата
Корректировка
1.
Синтез искусств.
1
2.
Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем.
1
3.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
1
4.
Виды архитектуры.
1
5.
Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов).
1
6.
Выполнение эскизов архитектурных композиций.
1
7.
Стили в архитектуре . Античность. Зарисовки элементов архитектуры.
1
8.
Стили в архитектуре. Готика. Зарисовки элементов архитектуры.
1
9.
Стили в архитектуре. Барокко. Зарисовки элементов архитектуры.
1
10.
Стили в архитектуре. Классицизм. Зарисовки элементов архитектуры.
1
11.
Связь архитектуры и дизайна.
1
12.
Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости). Создание художественно-декоративных проектов.
1
13.
Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
1
14.
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография.
1
15.
Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
1
16.
Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
1
17.
Создание эскиза костюмов.
1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Изобразительному искусству
Класс 9
Учитель: Пискунова Наталья Александровна
Количество часов в год 17 , в неделю 0.5 часа
Планирование составлено на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
№
Наименование тем
Всего часов
Дата
Корректировка
1.
Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения.
2.
Образ - символ - знак.
3.
Проектирование рекламы.
4.
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).
5.
Проектирование визитной карточки.
6.
Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
7.
Иллюстрирование литературных произведений.
8.
Изображение в фотографии и изобразительном искусстве.
9.
Художественного образа в фотоискусстве. Создание художественного фотоколлажа.
10.
Создание художественного фотоколлажа.
11.
Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
12.
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов.
13.
Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.)
14.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
15.
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
16.
Создание видеофильма.
17.
Создание видеофильма.