Конспект занятия по рисованию «Веселая палитра» в группе 4-5 лет, I год обучения

Тема: «Особенности изображения элементов  узора в дымковской игрушке «Барышня». Цель занятия: познакомить детей с геометрическим орнаментом при выполнении рисунка на дымковской игрушке. Задачи:Образовательные:- познакомить детей с народным промыслом, росписью дымковских игрушек;- способствовать обучению детей видеть  форму, цвет;- продолжать знакомить детей с приёмами рисования плавных линий при работе кистью и закрепить умение рисовать кончиком кисти. Воспитательные:-  способствовать созданию б...   - способствовать формированию художественно-творческой активности.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия

по рисованию «Веселая палитра» в группе 4-5 лет, I год обучения

Ботвиной Елены Александровны, педагога дополнительного образования

МАОУ ДОД «Дом детского творчества №15»

Программа: модифицированная образовательная по рисованию «Веселая палитра»,

Срок реализации программы: 3 года

Тема: «Особенности изображения элементов узора в дымковской игрушке «Барышня»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: познакомить детей с геометрическим орнаментом при выполнении рисунка на дымковской игрушке.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с народным промыслом, росписью дымковских игрушек;

- способствовать обучению детей видеть форму, цвет;

- продолжать знакомить детей с приёмами рисования плавных линий при работе кистью и закрепить умение рисовать кончиком кисти.

Воспитательные:

- способствовать созданию благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка

- воспитывать интерес к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа

- способствовать воспитанию художественного вкуса у детей

Форма занятия: игра-путешествие

Развивающие:

- способствовать развитию мелкой моторики рук

- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений декоративно прикладного искусства, народных игрушек

- способствовать формированию художественно-творческой активности

Время проведения: 30 мин.

Прогнозируемый результат:

- обучающиеся будут иметь представление о происхождении дымковской игрушки и об особенностях изображения элементов узора;

- выполнят роспись на готовом образце дымковской игрушки «Барышня».

Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.

Методы: наглядно-слуховой (слушание аудиозаписей, просмотр презентации), наглядно-зрительный (рассматривание иллюстраций), словесный метод (беседа, рассказ), практический метод (показ с пояснением), игровые приемы (использование элемента костюма барышни, привлечение образа барышни), проблемный метод (самостоятельный поиск детьми вариантов изображения узоров), приём погружения в рисование.

Дидактические средства: диски с записью народной музыки, CD диск с записью песни о Дымке муз. Дунаевского сл. народные, наглядные пособия с изображением дымковских игрушек, сундучок, силуэт птицы.

Инструменты и материалы: беличьи кисти №3, №2 на каждого ребенка, альбомные листы А4 на каждого, баночки для воды на каждого, гуашевые краски на каждого, палитра на каждого, салфетки на каждого, заготовка контура дымковской игрушки на каждого, простой карандаш на каждого.

Средства ТСО: телевизор, DVD - плэйер, магнитофон.

Использованная литература:

  1. Гаранина Н.К., Левашова Е.А. «Наша деревушка. Дымковская игрушка» Карапуз, 2010.

  2. Кулешов А. Г. Дымковская игрушка. В сб.: Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009. С. 79-84.

  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2009.

  4. Менчикова Н. Н. Дымковский промысел на рубеже XX-XXI вв. Проблемы развития. - В сб.: Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М.А. Некрасовой. Вологда, 2008, с. 225-228.

  5. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.

Этапы занятия:

Подготовка к занятию: влажная уборка, проветривание помещения.

  1. Организационный

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление нового материала.

  4. Заключительная часть, подведение итогов

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся



1.Организационный этап (5 мин.)


Цель для педагога: создать положительный эмоциональный настрой у детей к занятию.

Задачи:

- способствовать воспитанию художественного вкуса у детей

- развивать у детей эмоциональное восприятие и отзывчивость

- способствовать созданию благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка

Рабочее место подготовлено, на столах стоят баночки с водой, лежат палитры, кисти, гуашевые краски.

Критерии для достижения целей и задач:

- Создать положительный настрой перед началом занятия и мотивировать на совместную деятельность.

- Наладить контакт со всеми детьми.

Орг. момент: (Гаснет свет. Звучит фонограмма полета птицы, игра теней. На ширме появляется сундучок). (Педагог подходит к ширме и берет сундучок). Ой, что это? Сундучок! Он не пустой, интересно, что в нем? (ставит на стол). Ребята, подойдите ко мне. Давайте посмотрим вместе, что там лежит (достает фигурки). Посмотрите, какие интересные фигурки. Но почему они не раскрашены?

Очень давно я слышала одну историю о том, как Дымковская Барышня ждала гостей. Она так готовилась к встрече с ними: нарядилась - надела сарафан, кофту, кокошник, напекла пирогов, поставила самовар. А когда она стала печь пироги, ей помогали ее друзья. Барышня так спешила к встрече с гостями, что засыпала своих друзей мукой. И стали они все совершенно, белые. Посмотрите, ребята, мне кажется, что это они и есть. Ребята, давайте поможем Барышне и отправимся в увлекательное путешествие, в село Дымково, где живет Барышня, но в дороге необходимо соблюдать определенные правила, как вы думаете какие?

(Гаснет свет. Звучит фонограмма. Игра теней).
Птица - тень:

Сундучок мой, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка.
Кто сундучок открывает -
Тот путешествие совершает!
1,2,3 - повернись, в селе Дымково, окажись!

Ребята, вот мы с вами и оказались селе Дымково, здесь мы познакомимся с элементами росписи дымковских игрушек и распишем одну из игрушек, а для этого вы должны быть активными, помогать мне во время нашего путешествия и внимательно слушать и слышать друг друга. Вы согласны?



каждый ребенок

здоровается и описывает свое настроение



Дети отвечают: шкатулка, коробка, ларец, сундук

Дети отвечают: там находится сюрприз, сладости, конфетки, маленькие игрушки

Дети подходят к педагогу

Педагог открывает сундучок, достает фигурки, спрашивает детей: «Что это?, Почему не раскрашены?»

Дети отвечают: девочки, барыни

Нам нужно будет разукрасить их, потому что у художника кончились краски



Дети отвечают: не кричать, не шуметь, не толкаться, не мешать друг другу, вести себя хорошо, быть активными, внимательно слушать и слышать друг друга



Дети за педагогом повторяют слова



Дети отвечают: да




2. Изучение нового материала (7 мин.)


Цель для педагога: познакомить детей с историей села «Дымково», с основными элементами росписи.

Посмотрите, ребята, как здесь красиво. Повсюду висят расписанные народными умельцами игрушки. Давайте пройдемте и посмотрим внимательно. А вы знаете, почему у этого села такое чудное название?
С высокого берега реки Вятки видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман, все село - будто в дымке. Вот и назвали его «Дымково».
(Звучит музыка. Появляется Дымковская Барышня).

Ребята, посмотрите, а вот и сама Барышня.
Барышня: Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада встрече с вами. Добро пожаловать! Для каждого найдется в моем доме и местечко, и словечко. Давно припасла для вас забавушек на всякий вкус: Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку!
Педагог: Мы пришли помочь вам.
Барышня: Спасибо, друзья! Я так спешила, так спешила, что засыпала всех своих друзей мукой.
Педагог: Не волнуйтесь, наши дети помогут вам украсить ваших друзей, и они снова будут красивыми.

Барышня: Ребята, пойдемте со мной, я покажу вам какие нарядные раньше были мои друзья, садитесь поудобнее (педагог включает презентацию «Роспись Дымки»). Видите, какие они были яркими, красочными. Вам понравилось? Ребята, а какие цвета, используют мастера при росписи дымковских игрушек?

Правильно, какие вы у меня внимательные! В дымковской игрушке есть все цвета, которые вы назвали: огненно красный, солнечный желтый, светлый зеленый, апельсиновый оранжевый, небесно синий.

Барышня: А из каких элементов состоит дымковский узор?

Барышня: Правильно, круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение линий - землю. Сама игрушка должна оставаться белой, чтобы казаться красочной, яркой.

Ребятки, что-то наши ножки засиделись, давайте-ка мы их немножко разомнем и в пляс пойдем

Динамическая пауза: дети совместно с педагогом исполняют танец под русскую народную песню «Барыня».

Молодцы, ребята! Ну что ж нам пора приступать к работе.

Подойдите к волшебному сундучку, возьмите по игрушке и садитесь за столы. Подумайте, как бы вы расписали игрушку. Необходимо еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (педагог показывает образец дымковской игрушки «Барышня»). С чего же мы начнем нашу работу? Сережа, напомни всем ребятам, какие цвета и узоры используются при росписи дымковских игрушек. Ребята, вспомним правила работы с гуашевыми красками:

  1. Краску брать понемногу

  2. После каждого взятого цвета тщательно промывать кисточку в воде

  3. Рисовать узоры кончиком кисточки

  4. Воду не разбрызгивать

  5. Смешивать на палитре не больше двух цветов

  6. После работы кисть ставим на подставку

Ребята, основные правила, мы с вами вспомнили, можно приступать к работе, выпрямились все, подружили свои ножки, стопы должны стоять на полу, пододвинули к себе фигурки и приступили к работе. Ребята, также вы можете проявить фантазию

и нарисовать для своей барышни пейзаж .

Катя, как аккуратно ты расписываешь свою игрушку, молодец.

Максим, мне очень нравится, как ты расположил узоры на своей игрушке.

Марина, умница, ты очень хорошо владеешь кистью.

Ребятки, каждый из вас получает наклейку, которую заслуживает, они разные: за аккуратность, за хорошую осанку за столом, за яркость рисунка, за узорчатость.

Дети рассматривают расписанные игрушки.

Дети отвечают: там повсюду дым, все село охватывает дымкой

Педагог предлагает детям послушать «Песню о Дымке» муз. Дунаевского, сл. народные.







Дети смотрят презентацию «Роспись дымки»

Дети отвечают: да

Дети отвечают: красный как огонь, яркий солнечный желтый, светлый зеленый, оранжевый как долька апельсина, небесно синий.


Дети отвечают: круг, кольцо, волнистые линии, прямые линии, точки - горошины, клетки



Дети свободно двигаются под музыку



Дети отвечают: 1) выбираем узоры, которые будут использоваться; 2) как и где узор будет располагаться; 3) какие цвета будут использоваться

Дети отвечают: красный как огонь, яркий солнечный желтый, светлый зеленый, оранжевый как долька апельсина, небесно синий.


Дети отвечают: круг, кольцо, волнистые линии, прямые линии, точки - горошины, клетки





3. Закрепление нового материала (13 мин.)


Цель: роспись дымковской игрушки.

Ребята, с какой дымковской игрушкой мы сегодня познакомились? Какие цвета, используют мастера при росписи дымковских игрушек? Из каких элементов состоит дымковский узор?

Молодцы, ребята.

Дымково чем славится? Игрушкою своей! И радует, и нравится в ней все до мелочей. Прозрачные и яркие, веселые цвета. В ней что-то есть от радуги - Какая красота!
Когда наблюдаешь за работой мастеров, кажется что все очень просто. Вот отщипнул кусочек глины, вылепил фигурку, поставил сушиться сначала на лавке, а потом в печке. А из печки выходят фигурки крепкие, закаленные. Побелил их мелом, разведенном на молоке и можно расписывать. И появляются из - под кисточки узоры: кружочки, полоски, клеточки, точки - все на своем месте и все горят ярко - ярко. Краски малиновые, красные, зеленые - пестро и весело, как в хороводе. И получились фигурки глазу на удивленье, всем на радость.

Барышня: Какие прекрасные у нас мастера, спасибо вам за моих друзей, они снова стали красивые, яркие. Мне хочется, чтобы вы рассказали о них.

Педагог: Ребята, предлагаю вам устроить ярмарку и полюбоваться вашими игрушками.

- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

- Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

Педагог: Спасибо вам уважаемая Барышня, мы вам с ребятами помогли, но, к сожалению, нам пора возвращаться домой.

Барышня: Спасибо вам большое, что помогли, раскрасить, развеселить и меня и моих друзей. До новых встреч! А свои игрушки вы можете оставить себе на память о нашем селе Дымково.

Педагог: Ребята, загостились мы в Дымково, но нам пора домой. Давайте скажем слова: «1,2,3 - повернись, дома «Журавлик» окажись!»

Дети отвечают: барышня

Дети отвечают: красный как огонь, яркий солнечный желтый, светлый зеленый, оранжевый как долька апельсина, небесно синий.

Дети отвечают: круг, кольцо, волнистые линии, прямые линии, точки - горошины, клетки







Дети представляют свои игрушки

- Ребята, какая игрушка самая яркая?

У Сережи, потому что он выбрал яркие цвета.

- А какая игрушка самая аккуратная? (у Марины, она работала неспеша и аккуратно).

- А какая игрушка самая нарядная? (Варина, на ее игрушке очень много узоров и я бы подарил ее маме).

Дети благодарят Барышню

Дети отвечают: В этой стране живут сказочные волшебники; по улицам разгуливают нарядные девочки и мальчики, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнышко, и все вокруг переливается! А жить там будут наши барышни.

Дети отвечают: До свидания.

4. Заключительная часть, подведение итогов (5 мин.)

Цель для педагога: Определить уровень полученных знаний.

Вот мы и дома! Вы знаете, Барышня мне на прощанье сделала сюрприз и дала еще не расписанных дымковских барышень, мне очень хочется, чтобы у ваших барышень появились подружки, поэтому я прошу вас расписать дома каждый свою дымковскую игрушку и принести ее на следующее занятие, которое тоже будет необычным, мы отправимся в сказочную страну «Фантазия».

Задавая работу на дом, родители вместе с детьми выполняют работу, самостоятельно расписывают дымковскую игрушку, тем самым, закрепляют изученный материал.

Вспомните, что вы сегодня узнали нового на занятии, окакой игрушке узнали?

Какие геометрические фигуры вы использовали при росписи костюма дымковской игрушки?

Какие цвета вы использовали, чтобы костюм получидлся ярким?

Вам понравилось наше путешествовать?

Вы хотите совершить путешествие по другим странам? На следующем занятии Вы узнаете, что это за страны. Как вы думаете, кто там будет жить? Но, тсс…, об этом мы узнаем на следующем занятии.

А сегодня вы все хорошо поработали, и теперь нам пора прощаться.

Дома с родителями почитайте книжку-малышку «Дымковская игрушка», чтобы узнать еще больше. А на следующем занятии мы с вами об этом поговорим.

А теперь скажем волшебные слова:

Я люблю себя!

Я люблю всех!

Я желаю всем добра,

До свиданья, детвора!

До свидания!

Дети произносят волшебные слова







Дети отвечают

Анализ детей: Сегодня на занятии мы очень много узнали интересного о селе «Дымково», о дымковских игрушках, о народных мастерах. Мы все хорошо поработали. Настроение у нас очень хорошее. Путешествие было очень увлекательным.





Дети гладят себя по голове.

Обнимают себя.

Машут рукой на прощание.



© 2010-2022