- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Проектная деятельность. Проект Золотая хохлома
Проектная деятельность. Проект Золотая хохлома
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стерхова Ю.А. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБУ ДО ХМР «Центр детский (подростковый)» п. Луговской
Структурное подразделение п. Горноправдинск
Проект
«Золотая хохлома»
Работу выполнила:
Дыба Анастасия
Руководитель проекта:
Стерхова Юлия Александровна
2015 г.
Паспорт проекта.
1. Название проекта: Золотая хохлома
2. Руководитель проекта: Стерхова Юлия Александровна
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство.
4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: трудовое обучение, окружающий мир.
6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9-10 лет
7. Тип проекта: учебно - исследовательский
8. Цели проекта: - познакомиться с возникновением народного промысла,
- современное использование Хохломы
9. Задачи проекта.
- выяснить, нужна ли сегодня Хохлома?
10. Вопросы проекта.
1)Введение
2) Основная часть:
-
Где зародилась Хохлома;
-
Легенды о хохломе, первые мастера:
-
Сколько лет «золотой» посуде;
-
Как изготавливают предметы народного промысла;
-
Узоры и орнамент хохломы;
-
Благодаря каким свойствам Хохлома остаётся любимой и в настоящее время
11. Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
12. Актуальность проекта.
Проект имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Мы хотели узнать, готовы ли учащиеся 3-4 классов освоить элементы росписи хохломы, и использовать эти навыки в повседневной жизни.
13. Этапы работы над проектом.
-
Определение темы работы над проектом
-
Постановка проблемы. Выявление её актуальности.
-
Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.
-
Исследование. Анализ полученных знаний, подведение итогов, оформление результата.
-
Представление проекта
14. Список использованных информационных ресурсов:
-
Василенко В.М. Искусство Хохломы. /В.М. Василенко - М.:Искусство, 2009.
-
Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Альбом./ Т.И. Емельянова - М. Интербук - бизнес, 2010.
-
Жегалова С.К. Русская народная живопись/С.К. Жегалова.- М.: Прикладное искусство, 2008.
-
Хохломская роспись, Орлова Л.В., рабочая тетрадь по основам народного искусства.
-
Ресурсы интернета.
Краткая аннотация.
Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов. Работать над проектом мы начали в декабре. В течении декабря - января мы находили нужную информацию, обрабатывали ее. В ходе работы над проектом мы узнали об истории возникновения росписи. Собирая материал, использовали много источников информации, учились отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. Мы учились систематизировать, классифицировать и обобщать. В середине марта мы приступили к практической части.
-
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
П. Синяковский
I. Введение.
Наш учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе». Однажды, на кружке «Юный художник», учитель познакомила нас с народными промыслами: мы посмотрели фильм о народных промыслах, альбомы, работы мастеров. Больше всего мне понравились узоры «Хохломы» - они очень яркие, теплые. Мне захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня Хохлома.
II. Основная часть.
1. Где зародилась Хохлома.
Меня заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи? Хохломской промысел был основан в Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.
2. Легенды о Хохломе.
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своими крыльями к чашке, и чашка стала золотой.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».
Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) - напоминали людям о молодости, силе.Чёрный цвет - цвет пепелища, земли.
3. Сколько лет «золотой» посуде?
Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всё мире и существует он более трёхсот лет. Мне захотелось самой создать какое - либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Я изучала её вместе с педагогом.
4. Как изготавливают предметы народного промысла
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски - заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.
Следующий этап - лужение., то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело - зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком.(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно - лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Когда мы узнали о технологии изготовления изделий, приступили к собственному созданию изделий с росписью Хохломы. Деревянную заготовку - разделочную доску мы купили в хозяйственном магазине . Теперь нужно загрунтовать изделие. Мы решили облегчить процесс и загрунтовали доску клеем ПВА. Затем покрыли золотистой акриловой краской. Далее нужно было приступать к росписи. А как расписать? Так мы узнали, что выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивается фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Самым простым способом для нас оказалась «верховая» роспись.
Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.
Самый любимый и стародавний из них - «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком.
«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек - осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
«Травка» - самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.
Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.
Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник». Он состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.
Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «рыжиком»; а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу, образуют розетку.
Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Так песня отличается от подробного рассказа, а рассказ - от записи наблюдения.
Художник в строении и форме растений показывает только самое заметное или, как говорят, самое характерное. Вы всегда узнаете травку, хотя написана она красным или чёрным цветом, и мастер не нарисовал прожилок, которые, если присмотреться внимательно, узорной сеточкой покрывают листья.
Самые затейливые узоры называются «Кудрины». Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкою дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки «Кудрины» всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы, загораются они на чёрном или красном фоне.
Когда мы с педагогом собрали материал о предмете своего исследования, то выяснили, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.
В наше время изделия из хохломы из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.
СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
1.
2.
3.
4.
СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ
1.
2.
3.
4.
III. Исследовательская часть.
Для выяснения, что ребята знаю о декоративно - прикладном творчестве, мы провели исследование и проанализировали собранные данные.
Было проведено анкетирование среди учащихся 3,4 классов (участвовало 23 учащихся)
Итоговая таблица по результатам опроса всех респондентов
№
Вопросы
Результаты
1
Какие окружающие нас предметы можно назвать произведениями декоративно-прикладного творчества?
2
Какие художественные ремесла характерны для ДПИ?
3
Какие народные промыслы известны росписью по дереву?
4
Считаете ли Вы необходимым украшать предметы быта и почему?
5
Хотели бы вы иметь вещи, украшенные хохломской росписью?
-
Да
-
Нет
23
0
IV. Заключение.
В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»