Внеклассное занятие Адыгейский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого внеклассного занятия.

Тема: Адыгейский орнамент в декоративно-прикладном искусстве.

Цели и задачи:

всемерно развивать художественное творчество, умело и настойчиво пропагандировать подлинно народное искусство;

воспитывать эстетические качества, уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

развивать творческие способности.

Зрительный ряд: наглядные пособия с элементами адыгейского орнамента.

Принадлежности: гуашь, кисти, баночка для воды, деревянные изделия.

План.

  1. Орг. Момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Беседа.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

«Народ-это все равно, что золотоискатель, он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное»

Тема занятия: « Адыгейский орнамент в декоративно-прикладном искусстве.»

Цель нашего занятия закрепить знания, полученные на прошлом уроке.

Вопрос. Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом занятии?

Ответ. О Декоративно-прикладном искусстве адыгского народа.

Адыгейское народное декоративное искусство, прошедшее длинный и сложный путь исторического развития, отличается самобытностью и яркими специфическими чертами.

Археологические материалы подтверждают, что на протяжении своей многовековой истории адыгейский народ творчески развивал свой орнамент, воплощая в нем окружающую природу, свои идеи, связанные с развитием условий материальной жизни, религией.

2. Орнамент является определяющим компонентом народно-прикладного искусства адыгов. Образцы орнамента нашли яркое выражение в произведениях их многовекового творчества: в плетении циновок, украшении одежды, резьбе по дереву, в тонких узорах золотого шитья и ювелирных изделий.


вопрос. На какие группы можно классифицировать орнамент?

Ответ:Его можно классифицировать по группам: геометрический, растительный, зооморфный.
Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами.
Крест, крест в круге встречаются на глиняных сосудах из меото-сарматских могильников Северо-Западного Кавказа, обозначал Солнце, которое отождествлялось с божеством, служило символом плодородия.

Вопрос. Вторая группа.

Ответ: В языческой религии адыгов существовало ритуальное поклонение священным деревьям, что свидетельствует о древности растительных мотивов в орнаменте адыгов.

Дополнение: Древним культовым элементом адыгского орнамента является изображение дерева и отдельных его частей. Изображалось "мировое дерево" и отдельные его части: подземная, земная и небесная. Крона, ствол и корни дерева представлялись с характерными их обитателями.

Вопрос. Третья группа.

Ответ: Древний орнаментальный элемент «бараньи рога» тоже, видимо, происходит от существовавшего в древности культа барана. Его приносили в жертву, и на очаг клали бараньи рога, так как они считались символом изобилия.

Орнамент у адыгов формировался на тех же составляющих элементах, что и орнамент других народов: реалистические и схематические рисунки, магические и культовые знаки, тамговая система и солярные знаки.
Конец XIX - начало XX веков - период, когда золотошвейные изделия вытеснились фабричными. Но при всех обстоятельствах искусство золотого шитья не исчезло из быта адыгов. В настоящее время традиции его пытаются возродить в современном декоративном искусстве.

3. Практическая работа. (закрепление темы на практике, изображение элемента орнамента на изделиях из дерева ).

4. Поведение итогов.

Внеклассное занятие Адыгейский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

© 2010-2022