Конспект урока по ИЗО Узор в полосе (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

Цель: Познакомить обучающихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; развивать познавательные потребности, способности; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Вступительная беседа.

Из уроков истории вы знаете, что во все времена человек стремился к прекрасному. Древний человек украшал свое жилище. В дальнейшем, по мере развития человеческого разума, он стремился изготовить себе оружие, одежду, посуду. Все эти предметы он украшал по-своему. Если мы обратимся к временам наших бабушек и дедушек, мы увидим, что в основном все предметы быта изготавливались собственными руками. Это и орудия труда: грабки, косы, вилы; посуда, а сделана она была из глины: кувшины, тарелки и т.д.; это и одежда: рубахи, платья, кофты; это и вещи, предназначенные для убранства русской избы: дорожки, рушники, занавески.

Предметы из железа изготавливали кузнецы. Человек, который хорошо умел изготовить посуду и другие предметы быта из глины, назывался гончар. Одежду в те времена умела изготавливать каждая женщина. На Руси каждая незамужняя девушка готовила себе сундук с приданным. Считалось, что размер приданого говорит о том, какая из нее получится хозяйка. Чем тяжелее сундук и красивее изготовлены вещи, тем лучше. Значит девушка - настоящая рукодельница. Узоры придумывали и составляли сами. Говоря современным языком, каждой вещи был присущ свой орнамент. Что же обозначает это слово? В переводе с латинского «орнамент» - это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет декоративные формы, заимствованные из внешних форм животных, растений, путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. Орнамент появился еще в глубокой древности несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга, пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах.

Источником создания оригинальных композиций для орнамента современного человека стала природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков: плоды и листочки разных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Виды орнамента. Орнамент имеет три разновидности:

Ленточный

Замкнутый

Сетчатый

Ленточный - орнамент обычно располагается в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.

Замкнутый - орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной фигуре (салфетка, скатерть).

Сетчатый - орнамент строится при помощи сетки, на которой расположены различные узоры. Он применяется в оформлении потолка, стен, пола в помещении.

Для выполнения узора используются контрастные цвета:

Красный - зеленый

Оранжевый - синий

Фиолетовый - желтый

Черный цвет придает выразительность узору.

Орнаменты бывают:

Растительные

Животные (зооморфные)

Символические

Комбинированные

Геометрические

Русский орнамент очень разнообразен. В старину декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувство и интересы крестьянина. Например: фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай. Цвет в узоре имел особое значение. Красный выражал восторг, радость, это цвет солнца, огня и жизни. Белый цвет связывался со светом, чистотой. Желтый - цвет солнца. Зеленый сочетался с природой, окружавшей человека.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых, духов. На воротниках и рукавах рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.

Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и народу: Россия, Украина, Молдавия, Узбекистан и т.д.

Орнамент можно вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, металлу. Его можно сплести из кружева, нарисовать красками, карандашами, гуашью.

-Ребята, а вам бы хотелось научиться выполнять такие красивые узоры?

Так как у нас сегодня урок изобразительного искусства, то мы будем рисовать орнамент.

Задание: выполнить узор в полосе, состоящий из одного вида орнамента.

(Работа по шаблону)

Прорисовывание узора простым карандашом.

Правильный подбор цветовой гаммы.

Роспись узора при помощи кисти.

3. Творческая работа обучающихся.

Работу выполняют под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».

4. Рефлексия.

-Какие основные виды орнамента бывают?

- Каковы особенности орнамента?

5. Анализ работ обучающихся, выставление оценок.

Дополнительный материал, используемый на уроке:

У нас в России живут поистине волшебники, создающие неповторимые, красочные узоры, это создатели дымковской игрушки.

Слобода Дымково находится на берегу реки Вятки, близ города Вятки. Слободчане издавна делают глиняные игрушки. Главным образом это были свистульки. Ассортимент их разнообразен - это и барашки, и лошадки, всадники на конях. Стиль росписи красочный, яркий, жизнерадостный.

Городецкая роспись.

Жители села Городец, расположенном на берегу реки Волги,

занимались строительством и украшением домов. Дома они покрывали резьбой от конька до завалинки. Тут же работали мастера-игрушечники, балалаечники, сундучники. Они изготавливали и расписывали свои изделия. Для этого использовали яркие, красочные цвета: красный, зеленый, синий.

Хохломская роспись.

Хохлома - село, стоящее за рекой Узолой в Заволжье. Здесь расписывали волшебные узоры на золотом фоне. В основном деревянную посуду: ложки, чашки, сахарницы, вазы. Способ золочения дерева и письма по нему заимствовали у иконописи. На проолифленную доску тампоном наносили обыкновенный оловянный порошок, по нему писали красками, потом покрывали слоем специально сваренной олифы и ставили в протопленную печь калить. И делали это несколько раз. Олифа спекалась до такой густоты, что серебристое под ней казалось золотым и светилось.

В 1918 году в селе Семеново была организована школа художественной обработки дерева, которая выросла в большую фабрику - «Хохломская роспись». Орнамент - травка, точки-ягодки.



© 2010-2022