- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству. 9-класс
Рабочая программа по искусству. 9-класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарипов Д.В. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рассмотрена на заседании МО протокол № 1 от «26» августа 2015 г. _________/Д.В.Шарипов/
| Согласована Заместитель директора по учебной работе __________/Э.В. Мирзаханова/ «27» августа 2015 г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ села Нижний Искубаш» _________/И.М. Муллахметов/ Приказ № 106/15 от «28» августа 2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (базовый уровень) для 9-класса
учителя изобразительного искусства высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Шарипова Дамира Василовича
на 2015-2016 учебный год
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № 2 от «28» августа 2015 г.
4.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по искусству для 9 - го класса составлена на основе:
-
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089,
-
примерной программы основного общего образования по искусству,
-
образовательной программы МБОУ «СОШ села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан,
-
учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год, утверждённого приказом №102/15 от 24 августа 2015 г.
Учебник «Изобразительное искусство» - «Основы живописи», «Основы рисунка», «Основы композиции», «Краткий словарь художественных терминов», под. общ. ред. Н.М.Сокольникова., Обнинск, издательство «Титул» 2006 г.
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год на изучение предмета в 9 классе отводится 34 часа, в неделю 1 час.
Цели программы:
развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
-
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально- эстетической компетентности;
-
формирование умений и навыков художественного самообразования.
4.4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Воздействующая сила искусства
8
2
Искусство предвосхищает будущее
7
3
Дар созидания. Практическая функция
11
4
Искусство и открытие мира для себя
8
ИТОГО:
34
4.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 8 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный 'художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных /или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
4.6.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата проведения
Примечание
Тема урока
Плани-руемая
Факти-ческая
8ч.
Воздействующая сила искусства.
1.
Искусство и власть.
03.09
2.
Музыка и власть.
10.09
3.
Какими средствами воздействует искусство?
17.09
4.
Какими средствами воздействует музыка?
24.09
5.
Храмовый синтез искусств.
01.10
6.
Синтез в музыкальном искусстве.
08.10
7.
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении (кинематограф)
15.10
8.
Музыкальный синтез искусств в современной жизни
22.10
7ч.
Искусство предвосхищает будущее.
9.
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?
29.10
10.
Дар предвосхищения. Какие знания дает музыка?
12.11
11.
Предсказание в искусстве.
19.11
12.
Художественное мышление в авангарде науки.
26.11
13.
Музыкальное мышление в авангарде науки.
03.12
14.
Художник и ученый.
10.12
15.
Композитор и ученый. Предвидение сложных коллизий в 20 - 21в.
17.12
11ч.
Дар созидания. Практическая функция .
16.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
24.12
17.
Архитектура исторического города.
14.01
18.
Архитектура современного города.
21.01
19.
Синтез искусств в архитектуре.
28.01
20.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
04.02
21.
Декоративно-прикладное искусство.
11.02
22.
Музыка в быту.
18.02
23.
Массовые, общедоступные искусства.
25.02
24.
Изобразительная природа кино.
04.03
25.
Музыка в кино.
11.03
26.
Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов.
18.03
8ч.
Искусство и открытие мира для себя .
27.
Виды живописи, графики, скульптуры, ДПИ, дизайна и архитектуры.
01.04
28.
Жанры изобразительного искусства.
08.04
29.
Зарубежное изобразительное искусство
15.04
30.
Современное изобразительное искусство.
22.04
31.
Специфика изображения в полиграфии.
29.04
32.
Возможности в фотографическом искусстве (фотограф)
06.05
33.
34.
Исследовательский проект «Пушкин наше все»
13.05
21.05
Итого:
34
4.7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
-
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
-
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
4.8. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемая литература
1.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство - Основы живописи; Основы композиции; Основы рисунка; Краткий словарь художественных терминов; Обнинск, издательство «Титул» 2006 г.
2.Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - 2-е изд., - М.: Дрофа, 2008 г.
4.9. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
proshkolu.ru/user/miharina/blog/404649
school-collection.edu.ru
digital-edu.ru/fcior/133/373
4.10. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Примерные тесты
1. Какие виды искусства используют в лечебных целях?
А) скульптура
Б) фотография
В) театр
Г) музыка
-
Театр в переводе с греческого
А) представление
Б) зрелище
В) места для зрелищ
Г) спектакль
-
Основатель русской театральной системы
А) И. Смоктуновский
Б) К. Станиславский
В) братья Люмьер
Г) Н. Михалков
-
Какому виду искусства фотография ближе всего
А) скульптура
Б) дизайн
В) живопись
Г) кино
-
Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму, и выполняются из твердых материалов.
А) графика
Б) фотография
В) скульптура
Г) дизайн
-
Дизайн от латинского designare, что означает…
А) отрезать
Б) создавать
В) отмерять
Г) делать
-
Кто создал скульптуру «Рабочий и колхозница»?
А) Е. Вучетич
Б) Р. Исмагилов
В) В. Мухина
Г) В. Клыков
8. В каком веке появился кинематограф?
А) XVIII
Б) XIX
В) XX
Г) XXI
9.Найти русский народный костюм
А) Б) В) Г)
10. Песня, которую написал Д.Ф.Тухманов
А) «С чего начинается Родина?»
Б ) «День победы»
В) «Нам нужна одна победа»
Г) «Нежность»
4.11. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В тесте 10 вопросов, каждый вопрос оценивается по 5 бальной системе.
максимальный бал: 50
Оценка «5» ставится, при набранном балле - 50
Оценка «4» ставится, при набранном балле - 40
Оценка «3» ставится, при набранном балле - 30
Оценка «2» ставится, при набранном балле - 20