Рабочая программа по искусству. 9-класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена

на заседании МО

протокол № 1

от «26» августа 2015 г.

_________/Д.В.Шарипов/


Согласована

Заместитель директора

по учебной работе

__________/Э.В. Мирзаханова/

«27» августа 2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ

села Нижний Искубаш»

_________/И.М. Муллахметов/

Приказ № 106/15

от «28» августа 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству (базовый уровень) для 9-класса

учителя изобразительного искусства высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Шарипова Дамира Василовича

на 2015-2016 учебный год






Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 2 от «28» августа 2015 г.




4.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по искусству для 9 - го класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089,

  • примерной программы основного общего образования по искусству,

  • образовательной программы МБОУ «СОШ села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан,

  • учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год, утверждённого приказом №102/15 от 24 августа 2015 г.

Учебник «Изобразительное искусство» - «Основы живописи», «Основы рисунка», «Основы композиции», «Краткий словарь художественных терминов», под. общ. ред. Н.М.Сокольникова., Обнинск, издательство «Титул» 2006 г.

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год на изучение предмета в 9 классе отводится 34 часа, в неделю 1 час.

Цели программы:

развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:


  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально- эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.


4.4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Воздействующая сила искусства

8

2

Искусство предвосхищает будущее

7

3

Дар созидания. Практическая функция

11

4

Искусство и открытие мира для себя

8


ИТОГО:

34


4.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 8 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный 'художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных /или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.


4.6.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п



Дата проведения

Примечание

Тема урока

Плани-руемая

Факти-ческая

8ч.

Воздействующая сила искусства.

1.

Искусство и власть.

03.09



2.

Музыка и власть.

10.09



3.

Какими средствами воздействует искусство?

17.09



4.

Какими средствами воздействует музыка?

24.09



5.

Храмовый синтез искусств.

01.10



6.

Синтез в музыкальном искусстве.

08.10



7.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении (кинематограф)

15.10



8.

Музыкальный синтез искусств в современной жизни

22.10



7ч.


Искусство предвосхищает будущее.

9.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

29.10



10.

Дар предвосхищения. Какие знания дает музыка?

12.11



11.

Предсказание в искусстве.

19.11



12.

Художественное мышление в авангарде науки.

26.11



13.

Музыкальное мышление в авангарде науки.

03.12



14.

Художник и ученый.

10.12



15.

Композитор и ученый. Предвидение сложных коллизий в 20 - 21в.

17.12



11ч.

Дар созидания. Практическая функция .

16.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

24.12



17.

Архитектура исторического города.

14.01



18.

Архитектура современного города.

21.01



19.

Синтез искусств в архитектуре.

28.01



20.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

04.02



21.

Декоративно-прикладное искусство.

11.02



22.

Музыка в быту.

18.02



23.

Массовые, общедоступные искусства.

25.02



24.

Изобразительная природа кино.

04.03



25.

Музыка в кино.

11.03



26.

Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов.

18.03



8ч.


Искусство и открытие мира для себя .

27.

Виды живописи, графики, скульптуры, ДПИ, дизайна и архитектуры.

01.04



28.

Жанры изобразительного искусства.

08.04



29.

Зарубежное изобразительное искусство

15.04

30.

Современное изобразительное искусство.

22.04



31.

Специфика изображения в полиграфии.

29.04



32.

Возможности в фотографическом искусстве (фотограф)

06.05



33.

34.

Исследовательский проект «Пушкин наше все»

13.05

21.05



Итого:

34





4.7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  • Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

  • Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

4.8. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используемая литература


1.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство - Основы живописи; Основы композиции; Основы рисунка; Краткий словарь художественных терминов; Обнинск, издательство «Титул» 2006 г.

2.Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - 2-е изд., - М.: Дрофа, 2008 г.

4.9. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

proshkolu.ru/user/miharina/blog/404649
school-collection.edu.ru
digital-edu.ru/fcior/133/373

4.10. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Примерные тесты


1. Какие виды искусства используют в лечебных целях?

А) скульптура

Б) фотография

В) театр

Г) музыка

  1. Театр в переводе с греческого

А) представление

Б) зрелище

В) места для зрелищ

Г) спектакль

  1. Основатель русской театральной системы

А) И. Смоктуновский

Б) К. Станиславский

В) братья Люмьер

Г) Н. Михалков

  1. Какому виду искусства фотография ближе всего

А) скульптура

Б) дизайн

В) живопись

Г) кино

  1. Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму, и выполняются из твердых материалов.

А) графика

Б) фотография

В) скульптура

Г) дизайн

  1. Дизайн от латинского designare, что означает…

А) отрезать

Б) создавать

В) отмерять

Г) делать

  1. Кто создал скульптуру «Рабочий и колхозница»?

Рабочая программа по искусству. 9-класс

А) Е. Вучетич

Б) Р. Исмагилов

В) В. Мухина

Г) В. Клыков



8. В каком веке появился кинематограф?

А) XVIII

Б) XIX

В) XX

Г) XXI

9.Найти русский народный костюм Рабочая программа по искусству. 9-класс

А) Б) В) Г) Рабочая программа по искусству. 9-классРабочая программа по искусству. 9-классРабочая программа по искусству. 9-класс




10. Песня, которую написал Д.Ф.Тухманов

А) «С чего начинается Родина?»

Б ) «День победы»

В) «Нам нужна одна победа»

Г) «Нежность»

4.11. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

В тесте 10 вопросов, каждый вопрос оценивается по 5 бальной системе.

максимальный бал: 50

Оценка «5» ставится, при набранном балле - 50

Оценка «4» ставится, при набранном балле - 40

Оценка «3» ставится, при набранном балле - 30

Оценка «2» ставится, при набранном балле - 20





© 2010-2022