Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс

  Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основе авторской программы Б. Неменского в соответствии с нормативно-правовыми и   инструктивно – методическими документами.   Составлена с учетом федеральных образовательных стандартов второго покаления. Программа включает в себя пояснительную записку с целями и задачами,общую характеристику предмета,  содержание  разделов учебного предмета, календарно-тематическое планирование, материально-технологическое обеспечение...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования администрации Марксовского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/ Обломова Л.А. /

Протокол № 1 от

«___» августа 2014г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ - СОШ № 4

_______/ Александрова Е.А./

«___» августа 2014г.

«Утверждено»

Директор МОУ - СОШ № 4

____________/ Фадеева Н.А./

Приказ № _____ от

«___»___________2014г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по изобразительному искусству


7 класс












Составила:

учитель изобразительного искусства

высшей категории

Сергиенко Марина Петровна







2014 - 2015учебный год



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для 7 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно - методическими документами:

  • Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28)

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. 36), утверждённый постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями и дополнениями

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н)

  • Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»)

  • Региональный базисный учебный план (утверждён приказом министерства образования Саратовской области от 06.12.2004г. № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию и реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г. № 1403)

  • Авторская программа Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1- 9 кл.»: Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.

Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №4 г. Маркса Саратовской области на 2013 - 2014уч.год

  • Положение Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №4 г. Маркса Саратовской области о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов). № 138 от 18.06.13г. Цели и задачи изучения учебного предмета: Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи:

  • понимать эстетическое, идейное и функциональное значение выдающихся

  • произведений архитектуры, основных художественных стилей в их связи с конкретной эпохой, социальным строем и господствующим мировоззрением в обществе, о предметах быта и окружающей нас среды;

  • развивать способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладевать средствами художественного изображения;

  • овладевать основами практической творческой работы.

Условие решения этих учебных задач - освоение учащимися в теории и на практике средств художественной выразительности дизайна и искусства архитектуры.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной и авторской программами.

В рабочую программу включены проектные творческие работы: «Полиграфический дизайн книги», «Проектирование города», «Дизайн прически и визажа». Предусмотрены резервные уроки для проведения административного тестирования, диагностических работ и осуществления проектной деятельности.

Особенности организации учебного процесса:

Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

  • Игровые технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • личностно-развивающие образовательные технологии

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Индивидуальная


  • метод обучения в сотрудничестве;

  • метод проектов;

  • метод проблемного изложения;

  • поисковый метод

Используемый УМК:

Состав УМК для реализации рабочей программы:

Автор

Название

Издательство

Год

Питерских А.С.

Учебник. Дизайн и архитектура в жизни человека

М.: Просвещение

2010

Питерских А.С.

Поурочное планирование. Дизайн и архитектура в жизни человека

М.: Просвещение

2012


Формы контроля: текущий, итоговый

Уровень контроля

Вид контроля

Контрольная работа

тесты

проекты

Урочный

1

2

3

Административный

1

Всего

1

3

3

II. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес​кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис​кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис​кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на​родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ​ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про​фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол​жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих​ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен​ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению стилей архитектуры разных эпох, конструктивным видам искусства и искусству дизайна. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель​ностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности - практическое художе​ственное творчество посредством овладения художественными матери​алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В процессе ведения уроков объединены практические художественно-творческие за​дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус​ства и окружающей действительности в единую образовательную струк​туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет​кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея​тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости​жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

В результате изучения дизайна, архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно - историческое понимание общественного идеала эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к оценке культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.

III. Место учебного предмета в учебном плане:

Образовательная область

Название предмета


За счёт каких часов реализуется

Сроки реализации программы

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Искусство

Изобразительное ис​кусство

Федеральный компонент

1 год

35

1


IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В процессе изучения учебного предмета на уроках учащиеся смогут:


  • создавать собственные проекты - импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов;

  • создавать работы разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

  • объединять в индивидуально - коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ;

  • изучать основы дизайнерского искусства и применять их на уроках по созданию дизайна предметов быта, окружающей среды, в архитектурных формах, облике человека (одежда, прическа, макияж).

  • находить дополнительную литературу и материалы, используя интернет, создавать презентации, выполнять рефераты на заданные темы;

  • уметь продемонстрировать и защитить свою работу, отстаивать свою точку зрения;

  • знать основные термины и определения, изучаемые на уроках.



V. Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Количество часов

Содержание раздела учебного предмета


Межпредметные связи

  1. Дизайн и

архитектура в жизни человека

8

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Симметрия, асимметрия, динамическое равновесие. Движение, статика, ритм. Прямые линии в организации пространства. Цвет - элемент композиционного творчества.

Хроматические, ахроматические цвета, теплые, холодные, монохромные. Буква - строка - текст. Искусство шрифта. Разнообразие шрифтов. Искусство написания букв, текста. Буква как знак, изобразительный элемент композиции.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна

литература, история, математика, технология

2. Художественный язык конструктивных искусств

8

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Архитектурно - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание, как сочетание различных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь, как сочетание объемов и материальный образ времени. Дизайн вещи.

Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне

литература, история, математика, технология

3. Город и человек Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

10

Образны материальной культуры прошлого. Стилевой язык архитектуры прошлого. Античное искусство, романский, готический стили, Ренессанс, барокко, классицизм, ампир, электа, модерн. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Городской дизайн.

Роль архитектурного дизайна в формирование городской среды. Малые архитектурные формы. Дизайн пространственно - вещевой среды интерьера

Убранство и оформление внутреннего пространства здания. Ландшафтная архитектура разных стилей.

история, математика, технология

4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры

9

Функционально- архитектурная планировка своего жилища.

Дизайн вещно -пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада Дизайна одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

история, математика, технология

VI. Календарно - тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Контроль уровня обученности

к/р,л/р, п/р, электр.тест) и т.д.

Реализуемые проекты

Сроки

( учебная неделя)

Примечания

  1. Дизайн и архитектура в жизни человека. 8 часов

1

2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

2

Урок формирования и систематизации знаний

текущий

1

2

3

Прямые линии в организации пространства

1

Урок формирования знаний

текущий

3


4

Цвет - элемент композиционного творчества. Основные формы: линии и пятна

1

Урок формирования знаний

текущий

4

5

Буква - строка - текст

Искусство шрифта

1

Урок контроля ЗУН

тест

5

6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Плакат.

1

Урок формирования знаний

текущий

6

7

8

Многообразие форм графического дизайна. Книги

2

Урок закрепления и совершенство -вания знаний

текущий

Проектная работа «Полиграфический дизайн книги»

7

8


  1. Художественный язык конструктивных искусств. 8 часов

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

1

Урок формирования знаний

текущий

9

10

Архитектурно -композиционная организация пространства.Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1

Урок формирования знаний

текущий

10


11

12

Конструкция: часть и целое. Здание, как сочетание различных форм. Понятие модуля

2

Урок формирования и систематизации знаний

текущий

11

12

13

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Урок контроля ЗУН

тест

13

14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и

функционального в вещи. Дизайн вещи

1

Урок формирования знаний

текущий

14

15

Роль и значение материала в конструкции

1

Урок формирования знаний

текущий

15


16

Цвет в архитектуре и дизайне

1

Урок формирования знаний

текущий

16


  1. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 10 часов

17

Город сквозь времена и страны. Образно - стилевой язык архитектуры прошлого

1

Урок формирования знаний

текущий

17

18

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

1

Урок формирования знаний

текущий

18


19

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

Урок формирования знаний

текущий

19

20

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формирование городской среды

1

Урок контроля ЗУН

тест

20

21

22

Дизайн средство создания пространственно - вещевой среды интерьера. Витрина магазина

2

Урок формирования и систематизации знаний

текущий

21

22

23

25

Природа и архитектура. Организация архитектурно - ландшафтного пространства

2

Урок закрепления и совершенствова

ния знаний

текущий

Проектная работа «Проектирование города»

23

24


25

26

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

2

Урок формирования и систематизации знаний

текущий

25

26

4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. 9 часов

27

Мой дом - мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома жилища

1

Урок формирования знаний

текущий

27

28

29

Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно -пространственной среды

2

Урок формирования и систематизации знаний

текущий

28

29


30

Дизайн и архитектура моего сада

1

Урок формирования знаний

текущий

30

31

Мода, культура и ты. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды

1

Урок формирования знаний

текущий

31

32

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1

Урок закрепления и совершенствова

ния знаний

текущий

Проектная работа «Дизайн прически и визажа»

32

33

Итоговый урок

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Контрольная работа

33



34

35

Резерв

2

Комбинированный урок

34

35

Всего уроков

35

Контрольная работа -1 Тесты - 3

Проекты - 3

VII. Материально-техническое обеспечение предмета

Библиотечный фонд

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. - 129с.

2. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

3. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. (Стандарты второго поколения). - М.Просвещение, 2011. - 48с.


Учебно-методическая литература


1. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Дизайн и архитектура в жизни человека. Питерских А.С., Гуров Г.Е.- М.: Просвещение, 2012. - 175с.

2. «Изобразительное искусство и художественный труд 1- 9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.- 180 с.

Методические пособия, журналы


1. Изобразительное искусство. Основы композиции. 5-8 классы. Сокольникова Н.М.- Обнинск: Титул, 2010. - 80 с.

2. Изобразительное искусство. Основы живописи. 5-8 классы. Сокольникова Н.М.- Обнинск: Титул, 2010. - 80 с.

3. Изобразительное искусство. Основы рисунка. 5-8 классы. Сокольникова Н.М. - Обнинск: Титул, 2010. - 80 с.

4. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов. 5-8 классы. Сокольникова Н.М. - Обнинск: Титул, 2010. - 80 с.

5. Алехин А.Д., Когда начинается художник. - М. Просвещение, 2009. -145 с.

6. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. - М. Просвещение, 2009. -145 с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. - М., 2007.- 98 с.

8. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2007.- 159с.

9. Дмитриева Н.А. Античное искусство. - М.: Детская литература, 2008. - 214 с.

10. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. - М.: Знание, 2008. - 210 с.

11. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. 3-е изд. - М., 2011.

12. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции, школа. - М. Изобразительное искусство. 2007. - 296 с.

13. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 2010. - 254 с.

14. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. - М., 2009. - 60 с.

15. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

16. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: «АСТ - ПРЕСС», 2012. - 160 с.



Учебно-практическое оборудование

  1. Мольберты

  2. Краски акварельные П

  3. Краски гуашевые П

  4. Тушь

  5. Бумага А3, А4 П

  6. Бумага цветная П

  7. Кисти беличьи П

  8. Кисти щетина П

  9. Баночки для воды Ф

  10. Клей П

  11. Ножницы П


Модели и натурный фонд

  1. Живописные, графические и объемные работы учителя.

2 Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

3. Схемы и технологические карты, последовательного выполнения элементов.

  1. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  2. Ученические работы


Цифровые образовательные ресурсы (CD)


1. Искусство. Стандарты. «Учитель» 2011.

2. Изобразительное искусство. С древнего мира до XX века. «Учитель» 2011.

3. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Методики. Материалы к урокам. «Учитель» 2012.

  1. Живопись. Авторские презентации.

  2. Примерные разработки уроков по ИЗО. Авторские разработки.

  3. Презентации к урокам. Авторские материалы.

  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Диск 3 2010-2011г., 2011-2012г.

  5. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Новый диск» 2011.


Интернет - источники


  1. radmuseumart.ru/

  2. museum.ru/M106

  3. ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/izobrazitelnoe-iskustvo/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskustvu-8-klas-dizain-i-arhitektura-v-zhizni-cheloveka.html



Технические средства обучения

Компьютер

6


© 2010-2022