Рабочая программа по изо 6 класс

          Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобра...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Цели и задачи

Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета



Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Количество часов в неделю - 1 ч.

Количество часов в год - 35ч.

Планируемые результаты

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны научиться:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Учащиеся должны овладеть:

- практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

- компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

Содержание учебного материала

Раздел 1. Виды изобразительного искусства (8 часов)

1. Изобразительное искусство и семья пространственных искусств (Конструктивные - это архитектура и дизайн, декоративно-прикладное значит украшать, изобразительные - живопись, графика, скульптура) .

2. Рисунок- основа изобразительного творчества (Это выразительность, внутренняя форма, план, моделировка).

3. Линия и её выразительные возможности (Линия- основное формообразующее средство в рисунке, её виды и характерные особенности).

4. Пятно как средство выражения (Основное средство изображение на плоскости, виды пятен, характерные особенности). Композиция, как ритм пятен.

5. Цвет. Основы цветоведения (Спектр, каждый цвет имеет свой строго определённый дополнительный цвет).

6. Цвет в произведениях живописи (В основе живописи - цветовые отношения, колорит - это цветовой строй произведения, раскрывает образную мысль художника).

7. Объёмные изображения в скульптуре (Скульптура - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов).

8. Основы языка изображения (Язык изобразительного искусства - это язык выразительной формы).

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

1. Реальность и фантазия в творчестве художника ( Реальность - правдоподобие в изобразительном искусстве, фантазия - условность в ИЗО, развивает творческие способности).

2. Изображение предметного мира - натюрморт (Неподвижная, «мёртвая натура» состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности).

3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (Форма - важное свойство произведения ИЗО, она отражает облик предмета, придавая ему определённое качество, назначение).

4. Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива (Перспектива - система отображения на плоскости глубины пространства).

5. Освещение. Свет и тень (Освещение, как средство выявления объёма какого-либо предмета).

6. Натюрморт в графике (Графика - это вид ИЗО, включающий рисунок, гравюра и литография).

7. Цвет в натюрморте ( Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух).

8. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) закрепить материал пройденный в четверти).

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)

1. Образ человека - главная тема искусства (Изображение человека в ИЗО).

2. Конструкция головы человека и её пропорций (Изображение пропорций человеческого лица).

3. Изображение головы человека в пространстве (Принцип изображения в пространстве требует наблюдательности, тренировки, фантазии).

4. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека

( Проанализировать на примере творчества любого художника).

5. Портрет в графике.

6. Портрет в скульптуре.

7. Сатирические образы человека

( Главное для художника - карикатуриста - художественное преувеличение).

8. Образные возможности освещения в портрете.

9. Портрет в живописи (Форма выражения глубокого интереса к личности, репродукции художников).

10. Роль цвета в портрете.

11. Великие портретисты (обобщение темы). Леонардо да Винчи «Джоконда».

Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)

1. Жанры в изобразительном искусстве (это богатство и разнообразие содержания произведений искусства), исторический, бытовой, мифологический.

2. Изображение пространства.

3. Правила линейной и воздушной перспективы (Перспектива - это учение о способах передачи пространства на плоскости изображения).

4. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства (Виды местности, образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства).

5. Пейзаж- настроение. Природа и художник (Иван Иванович Шишкин, русский пейзажист).

6. Городской пейзаж (первый русский мастер городского пейзажа - Федор Яковлевич Алексеев).

7. Выразительные возможности изобразительного искусства

(Произведение - это всегда диалог между художником и зрителем).

8. Язык и смысл.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. - М.Просвещение, 2010. - 48с. - (Стандарты второго поколения).

Дополнительные пособия для учителя:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение,2006

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. - М.: Рольф, 1999. - 80 с., с илл. - (Ступени).

16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.

17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997

Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор ,интерактивная доска

Методический фонд

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока по теме

Дата

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Примечание

По плану

Фактич.

Коррекц.

Раздел 1. Виды изобразительного искусства (8 часов)

1

1

Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. Конструктивные - это архитектура и дизайн, декоративно-прикладное значит украшать, изобразительные - живопись, графика, скульптура

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Найти и разобрать открытки по видам искусства. Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера.

Фронтальный опрос.

Зарисовка с натуры отдельных растений.

2

2

Виды рисунка.

Этапы выполнения рисунка.

Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек. Выразительность, внутренняя форма, план, моделировка.

Рисунок- основа изобразительного творчества

Ознакомление с видами искусства. Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера.

Фронтальный опрос.

Сравнение и анализ работ.

Выполнение по представлению рисунка растений

3

3

Свойства линии, виды и характер линии.

Особенности линейного рисунка. Линейный ритм, линейные узоры, разнообразие линий. Линия- основное формообразующее средство в рисунке, её виды и характерные особенности.

Линия и ее выразительные возможности.

Выполнение линейных рисунков. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

Анализ результатов собственной художеств. деятельности

Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серов

4

4

Силуэт, тон, композиция, ритм, доминирующее пятно. Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) Основное средство изображение на плоскости, виды пятен, характерные особенности.

Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен

Выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.

Создание

проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка

Сравнение и выбор лучших работ

Изображение различных осенних состояний в природе.

5

5

Основные и составные цвета, теплые и холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота. Спектр, каждый цвет имеет свой строго определённый дополнительный цвет.

Цвет, основы цветоведения.

Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной палитрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Фантазийное изображение сказочных царств.

6

6

Понятия «Локальный цвет», «Тон», «Колорит», «Гармония цвета». Механическое смешивание цветов.

Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). В основе живописи - цветовые отношения, колорит - это цветовой строй произведения, раскрывает образную мысль художника.

Цвет в произведениях живописи

Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение.

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Изображение осеннего букета.

7

7

Выразительные возможности объёмного изображения.

Понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры.

Объемные изображения в скульптуре

Объемное изображение животных . Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти.

Опрос, просмотр и анализ работ.

Объёмное изображение животных в разных материалах.

8

8

Примеры графики, живописи, скульптуры.

Язык изобразительного искусства - это язык выразительной формы.

Основы языка изображения

Выполнение конкурсных заданий. Отличать работы по видам искусства.

Подведение итогов конкурса.

Составить кроссворд(5-6 слов), используя приобретен-ные знания.

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9

1

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Произведения разных эпох и контрастные между собой по языку изображения. Реальность - правдоподобие в изобразительном искусстве, фантазия - условность в ИЗО, развивает творческие способности

Реальность и фантазия в творчестве художника

Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке.

Опрос, просмотр и анализ работ.

Суметь выразить свою творче фантазию в худ. воплощение.

10

2

Основные понятия о натюрморте. Выполнение натюрморта из плоских изображений знакомых предметов. Неподвижная, «мёртвая натура» состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности.

Изображение предметного мира

Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм

Опрос, просмотр и анализ работ.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов.

11

3

Понятие формы, многообразие форм в мире.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел. Форма - важное свойство произведения ИЗО, она отражает облик предмета, придавая ему определённое качество, назначение

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их

Просмотр и анализ работ.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

12

4

Плоскость, объём, перспектива, правила объёмного изображения геометрических тел. Перспектива - система отображения на плоскости глубины пространства.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел . Творческое обсуждение выполненных работ.

Просмотр и анализ работ.

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел.

13

5

Понятия «свет», «блик», «тон», «полутон», «рефлекс», «падающая тень». Освещение, как средство выявления объёма какого-либо предмета.

Произведения выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского.

Освещение. Свет и тень.

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Знать основы изобразительной грамоты: светотень

Фронтальный опрос. Самоанализ работ учащихся.

Изображение геометрических тел из гипса

14

6

Графические изображения натюрмортов. Графика - это вид ИЗО, включающий рисунок, гравюра и литография.

Натюрморт в графике.

Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Просмотр и анализ работ

Выполнение оттиска.

15

7

Собственный (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух.

Изображение натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный.

Цвет в натюрморте

Цветовая организация натюрморта. Знать выразительные возможности цвета. Знать выразительные возможности цвета.

Анализ и оценка процесса и результатов собствен.

художеств. творчества.

Завершение работы над проектом.

16

8

О натюрморте 19-20 веков. Натюрморт-автопортрет. Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии

Выразительные возможности натюрморта.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. Анализ произведений натюрмортного жанра.

Анализ и оценка результатов проектной деятельности

Изображение натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)

17

1

О изображении человека в искусстве разных эпох. Беседа «Портрет, как образ определенного, реального человека». История развития жанра.

Образ человека, главная тема искусства

Изображение человека в искусстве разных эпох.

Оценить внимание и эрудированное участие в беседе.

Фронтальный устный опрос.

Выполнение портрета

18

2

Закономерности и конструкция головы человека.

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по - разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм).

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция). Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ.

Просмотр и анализ работ.

Построение головы по пропорциям.

19

3

Особенности изображения головы человека в пространстве. Выполнение рисунка или аппликации головы человека.

Изображение головы человека в пространстве.

Изображение головы человека с соотнесенными по - разному деталями лица. Найти и прочитать материал в исторической литературе.

Просмотр и анализ работ.

20

4

Автопортрет: история возникновения и развития. Граф. портрет Дюрера, Леонардо да Винчи.

Графический портретный рисунок и выразительность образа.

Выполнение автопортрета. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

Просмотр анализ и оценка.

Создание автопортрета.

21

5

Особенности графического портрета. Правила построения головы человека

Портрет в графике.

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Поиск информации, создание алгоритма деятельности.

Просмотр анализ и оценка.

Рисунок портрета друга с натуры.

22

6

Особенности портрета в скульптуре. Изображение в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой

Портрет в скульптуре.

Поиск информации, создание алгоритма деятельности. Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.

Мультимедий-ная презентация. Анализ и оценка.

Выполнение скульптурного портрета.

23

7

Карикатура, дружеский шарж. Выполнение сатирических образов литературных героев или дружеские шаржи.

Сатирические образы человека.

Изображение сатирических образов литературных героев. Уметь работать графическими материалами.

Тест. Просмотр и анализ работ.

Изображение сатирических образов.

24

8

Влияние освещения на натуру. Выполнение набросков (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Образные возможности освещения в портрете

Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении.

Просмотр и анализ работ.

Выполнение зарисовок головы с натуры.

25

9

Обобщённый образ человека в живописи. Выполнение зарисовок композиций портретов известных художников.

Портрет в живописи.

Уметь активно работать в технике коллажа Ассоциат. портрет в технике коллажа: мама, папа, бабушка, дедушка. (Груп. работа.)

Представление работ. Анализ и оценивание.

Выполнение зарисовок в цвете

26

10

Влияние цвета на настроение, фактуру, решение образа. Аналитические зарисовки портретов известных художников.

Роль цвета в портрете.

Анализ цветового решения образа в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры.

Ответ на вопрос

Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет?

27

11

Индивидуальности образного языка в портретах известных художников.

Великие портретисты.

Повторяем и обобщаем.

Презентация проектов.

Подведение итогов завершение работ.

Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)

28

1

Жанры изобразительного искусства. Примеры по каждому жанру.

Жанры в изобразительном искусстве.

Просмотр презентации на тему «Жанры». дискуссия

Практическая работа.

29

2

Виды перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы.

Примеры перспективы из произведений художников, изученных на уроке.

Правила воздушной и линейной перспективы.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы. Соотнести репродукции произведений разных жанров (Портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов.

Просмотр, анализ и оценка.

Изображение пространства в картине

30

3

Пейзаж, как самостоятельный жанр искусства. Соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению.

Пейзаж - большой мир. Организация пространства.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти

Просмотр, анализ и оценка работ.

Изображение линейной и воздушной перспективы в пейзаже

31

4

Роль колорита в пейзаже- настроении. Пейзаж - настроение.

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы.

Оценить ответы и рассуждения.

Создание пейзажа-настроения.

32

5

Понятие «городской пейзаж». Выполнение задания по теме «Наш (мой) город».

Городской пейзаж

Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь.

Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художеств. деятельности.

Наброски городских пейзажей.

33

6

Понятие «городской пейзаж». Выполнение задания по теме «Наш (мой) город».

Городской пейзаж

Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь.

Анализ и оценка работ.

34

7

Основные понятия изученные за год. Творчество и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Поставить оценки за конкурсные задания. Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года.

Самоанализ работ учащихся.

Выставка лучших работ , выполненных втечение учебного года.

35

8


Резерв



© 2010-2022