Конспект сценария к литературной гостиной В гостях у Волошина

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий

литературной гостиной, посвященной творчеству поэтов начала ХХ века

«В гостях у М.Волошина»

Видеоролик «Образы Серебряного века»

Встреча поэтов происходит в доме поэта М.Волошина.

Ведущий 1: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской культуре - поэзии «Серебряного века».

Ведущий 2 : Поэзии двух первых десятилетий прошлого века, вместивших в себя три революции и гражданскую войну.

Ведущий 3 : Начало века открыло такое количество талантливых поэтов, что число их можно сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго можно назвать Моцартом стиха.

Ведущий 1 : Мы с вами побываем в самом модном поэтическом салоне начала прошлого века.

Ведущий 2 : Дом Максимилиана Волошина в Коктебеле превратился в место паломничества литературно-художественной интеллигенции.

Ведущий 3 : Волошин создавал свой дом как «художественную колонию для поэтов, ученых и художников». Благодаря своему хозяину Дом стал духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивавшим к себе творческих, мыслящих людей, попадавших в его «силовое поле».

Стопкадр - гостиная Волошина.

Ведущий 1 : 17 августа 1916 года. День именин Волошина. Максимилиан Волошин и его жена М.С.Заболоцкая. Гости: поэты, поэтессы. Супруги Волошины встречают гостей. Приоткроем дверь веранды, куда съезжаются друзья на именины поэта, и послушаем, о чем говорят.

(Дверь приоткрывается. Слышны музыка, пение.)

Чернецкая: Романс Настеньки «Героям 1812 года» ( музыка А.Петрова)

Входит Марина Цветаева. Подходит к Волошину, подает руку для пожатия.

Волошин : Марина Ивановна, почему вы даете руку так, точно подкидываете мертвого младенца?

Цветаева : То есть?

Волошин: (спокойно) Да, да! Именно мертвого младенца - без всякого пожатия, как посторонний предмет. Руку нужно давать открыто, прижимать плотно всей ладонью к ладони, в этом весь смысл рукопожатия, потому что ладонь - это жизнь. А не подсовывать ее как-то боком, как какую-то гадость, не нужную ни вам, ни другому. В вашем рукопожатии отсутствует доверие, просто обидеться можно. Ну, дайте мне руку, как следует.

(Пожимают друг другу руки, обнимаются. Марина Ивановна отходит, садится в кресло).

Цветаева: Максимилиан Александрович, что новенького вы написали?

Волошин : «Окоем»…

Один из гостей - сидит за мольбертом: Вы до сих пор считаете себя подмастерьем?

Волошин : Жизнь - бесконечное познанье. Возьми свой посох - и иди! И я с этих пор остаюсь верен этому завету.

Один из гостей : Но есть ли у этого странствия цель и конец?

Волошин : Цель поэта - стать из подмастерья Мастером.

Когда же ты поймешь, что ты

Не сын Земле,

Но путник по Вселенной,

Когда поймешь, что человек рожден,

Чтоб выплавить из мира

Необходимости и разума

Вселенную свободы и Любви,

Тогда лишь

Ты станешь Мастером.

Я считаю, что мир, основанный на любви, - высшее достижение, к которому должно стремиться человечество. По пути к нему следует постичь природу зла и метод борьбы с ним; зло надо не отвергать, а преображать в добро любовью и доверием. Марина, ты нам что-нибудь прочтешь?

Цветаева : «Кошки». Посвящаю Вам, Максимилиан Александрович.

(видеоряд «Кошки»)

Они приходят к нам, когда

У нас в глазах не видно боли,

Но боль пришла - их нету боле;

В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,

Их обучать домашней роли?

В кошачьем сердце рабства нет.

Как ни мани, как ни зови,

Как ни балуй, в уютном холе,

Единый миг - они на воле;

В кошачьем сердце нет любви!

(Исполняется песня на слова Цветаевой)

Гостья : (поет) «Под лаской плюшевого пледа…»

(Входят Блок и Ахматова. Блок раскланивается с Цветаевой, Ахматова целует Цветаеву в щеку)

Ахматова : (Цветаевой) Рада вас видеть, дорогая.

Цветаева : (улыбаясь) Я тоже, я тоже…

Заболоцкая : Поликсена,какими судьбами Вы оказались у нас?

Блок ( язвительно): Поздравляю Вас с вручением Пушкинской премии.

(обнимаются)

Заболоцкая: Поликсена, спойте. Очень просим.

П.Соловьева - поет романс «Какой покой»

Кто-то из гостей :

Как хорошо, забыв свои страдания

Природы голосам внимать средь тишины...

Я не думаю, что Макс забыл одну нашумевшую историю... И я её хорошо помню... Петербург. Серый, промозглый. В один из дней августа 1909 года известный искусствовед и издатель Сергей Константинович Маковский, занятый организацией нового журнала "Аполлон",получил письмо - мелко исписанный листок в траурной рамке, подписанный одной буквой "Ч". Неизвестная поэтесса предлагала "Аполлону" стихи, которые заинтересовали Маковского изысканной грацией и автобиографическими полупризнаниями. Поэтесса как бы невольно проговаривалась о себе, о своей участи, загадочной и печальной. Почерк был изящен,бумага пропитана пряными духами, листки стихов переложены засушенными цветами. Вскоре таинственная незнакомка сама позвонила Маковскому - и тот услышал "обворожительный голос". Были присланы ещё несколько стихотворений. Вся редакция "Аполлона", а там были такие известные поэты, как И.Анненский, В.Иванов, Н.Гумилёв, М.Кузмин, - безоговорочно решила печатать стихи неизвестной. Постепенно её облик, её судьба из телефонных бесед и стихов прояснялись. Стало известно, что унеё рыжеватые, бронзовые кудри, бледное лицо с ярко очерченными губами. Она родом испанка, ревностная католичка, ей 18 лет, строгое воспитание получила в монастыре и находится под надзором отца-деспота и монаха-иезуита, её исповедника. Чарующей музыкой звучало её имя - Черубина де Габриак. В изысканных строках стихов сквозила тоска одиночества,желание пойти навстречу зову сердца, найти душу, которой можно было довериться...

(Стих."Царицей призрачноготрона...")

Надо ли удивляться тому, что Маковский влюбился в прекрасную незнакомку? Он мечтал увидеть её, умолял о свидании, акогда она сообщила, что уезжает в Париж, Маковский так горевал в её отсутствие, что Анненский предложил взять на себя заботу о журнале на то время, в которое Маковский смог бы поехать в Париж за Черубиной и там отыскать её.

1909-1910 годы воистину стали эпохой Черубины. Все "аполлоновцы" были заочно влюблены в неё, никто не сомневался в её красоте и таланте. Вячеслав Иванов восторгался её икушённостью в "мистическом эросе", художник Константин Сомов мечтал написать её портрет - для этогоготов был ехать к ней с завязанными глазами и никому не открыть, где живёт прекрасная Черубина. Однако раздавались и голоса скептиков: если она так хороша, то почему столь усердно прячет себя? А проницательный Анненский сказал как-то Маковскому:"Нет, воля ваша, что-то в ней не то. Не чистое это дело". Особенно доставалось Черубине от некоей поэтессы Елизаветы Ивановны Дмитриевой, - у которой бывали "аполлоновцы"- и до Маковского доходили её меткие, язвительные эпиграммы и пародии на Черубину.

Наконец , загадка разрешилась. Поэт М.Кузмин, проникший в тайну, сообщил Маковскому № телефона "незнакомки", которая оказалась не кем иной, как...Елизаветой Дмитриевой. Маковский вначале не поверил Кузмину, но позвонил - и ему ответил тот единственный для него "волшебный " голос. На другом конце провода стоном вырвалось: "Вы? Кто вам сказал?". И тогда Маковский прозаически пригласил поэтессу Дмитриеву " на чашку чая". Он ещё надеялся на то, что веё облике есть черты пленительной испанки. Но в комнату вошла невысокая полная темноволосая и прихрамывающая женщина, показавшаяся ему некрасивой. Сказка Черубины кончилась...

Максимилиан Волошин - один из "аполлоновцев" -не только с самого начала знал, кто скрывается под именем Черубины, но и был её создателем... Летом 1909 года к нему в гости приехала влюблённая пара. Она - 18-летняя студентка, изучавшая старофранцузскую и строиспанскую литературу, Елизавета (или Лиля, как называли её друзья) Дмитриева. Он - поэт Николай Гумилёв. Лиля попала в "силовое поле" Макса, влюбилась, а Гумилёв был отправлен её в Петербург. Волошин настолько увлёкся, что помышлял о разводе. Он полагал, что стихи Дмитриевой в духе французсих поэтов моглибы подойти новому журналу "Аполлон", однако аристократичного и элегантного Маковского стихи скромной, неизвестной девушки удовлетворить не смогли. И тогда родилась Черубина. Имя было позаимствовано у Брет Гарта - так звали героиню одного из его рассказов. А Габриаками в окружении Волошина называли выточенные волнами из корня виноградной лозы фигуры морского чёрта: сначала одна из таких фигурок стояла па полке в кабинете Волошина, а затем была подарена Лиле.

"Эпоха Черубины де Габриак", быстро окончившаяся, ознаменована наделавшим в своё время много шума эпизодом - дуэлью Волошина и Гумилёва. 19 ноября 1909года в мастерской художника Головина произошло следующее: Н.Гумилёв, встретив Дмитриеву говорил с ней дерзко, громко. Заплаканная Лиза подошла к Волошину и рассказала о выходке Николая. При большом скоплении людей Волошин дал пощёчину Гумилёву, после чего дуэль между ними была неизбежна. 22 ноября на Чёрной речке - месте дуэли Пушкина - противники стрелялись, но никто не пострадал... Но сложный клубок отношений, завязанных здесь, в Коктебеле, в 1909 году, не разрешился на дуэли. Дуэль лишь завершила короткий век Черубины де Габриак. Жизнь её автора продолжалась. И если в 1909 году Е.И.Дмитриева предпочла М.Волошина, то позже её сердце теперь уже безответно было отдано Н.Гумилёву. Вы спросите, где доказательства? В её стихах...

( Читаются ст. " Памяти Анатолия Гранта" и "Да, целовала и знала...")

(появляется Клюев, Есенин .Волошин встает им навстречу)

Волошин : О, Клюев, Николай Алексеевич! Рад вас видеть!

Клюев : Здравствуйте, Максимилиан. Приветствую Вас, дамы. Какая удача! (раскланявшись и осмотревшись) Благодать… Какая здесь благодать! Море, солнце, чудесный сад! После «края дождей и непогоды» это кажется раем земным. (Показывает на Есенина) Вот, привел к вам юношу златокудрого, знакомьтесь.

Есенин : Сергей Есенин.

Волошин: Очень хорошо. Располагайтесь. Чувствуйте себя непринужденно.

Ахматова : Однако не забудьте, что в ответ на приглашение хозяев мы должны предъявить свою визитку, т. е. поделиться планами, почитать свои стихи.

Есенин : «Не жалею,не зову,не плачу»…

Блок: Почитайте, Анна Андреевна, «Все мы бражники здесь».

Ахматова: Когда я читаю «Я надела узкую юбку», публика обычно смеется.

Блок: Пусть вас это не смущает. Когда я читаю «И пьяницы с глазами кроликов», - тоже смеются. Но мы же в узком кругу.

Ахматова: Нет, я прочту вам это. «Смятение».

Было душно от жгучего света

А взгляды его - как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился - от что-то скажет...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Не любишь? Не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

Кто-то из гостей: Друзья, давайте вспомним, что все мы собрались здесь в честь именин Максимилиана. Давайте сфотографируемся все на добрую память.

Все становятся для фотографирования)

(звук фото)

Под песню «По улице моей» участники медленно уходят.

Видеоролик о судьбах поэтов Серебряного века.

Серебряный век - это не хронологический период и не сумма литературных течений, а образ мышления художников, которые при жизни, случалось, нешуточно враждовали между собой, но со временем слились в сознании потомков в неразделимую плеяду, где каждый сам по себе личность и в то же время невозможен без взаимодействия с другими. " Это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, А НАВСЕГДА



© 2010-2022