- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Статья: о педагогическом проекте Музыкальная палитра
Статья: о педагогическом проекте Музыкальная палитра
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бражкина В.С. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«О проекте «Музыкальная палитра»
статья
Проводимая политика Федерального государственного образования говорит о том, что изучение школьниками искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям художественной культуры.Но, чтобы накопить такой опыт маленькому человеку, необходимо научить его получать опыт в различных видах творческой деятельности.
Для повышения интереса учащихся к познанию искусства, мы и придумали проект, совместно с учителями изобразительного искусства, педагога - психолога и педагога музыки, в котором интегрировалась бы урочная и внеурочной деятельности образовательной области «искусство», воспитательная и психолого-педагогическая работа с детьми и их родителями не только в школе, но и за ее пределами. И назвали этот проект «Музыкальная палитра».
Цель проекта: Развитие единой системы взаимодействия урочной и внеурочной деятельности педагогов для повышения мотивации к обучению и положительному восприятию искусства.
Участники проекта: учащиеся 4-7 классов(10-14 лет); преподаватели музыки, изобразительного искусства, педагоги дополнительного образования, психолог, педагог-организатор, родители.
На подготовительном этапе проекта мы провели опрос среди учащихся 4-7 классов, с целью определения отношения учащихся к предметам музыки и изобразительного искусства, а так же знания языка этих искусств. И выяснили, что чем старше становится ученик, тем меньше интерес он проявляет к образовательной области «искусство».
Чтобы исправить эту ситуацию, в проект мы включили следующие мероприятия:
1.Коррекция образовательных программ музыки и изобразительного искусства для проведения интегрированного блока-занятий в рамках самих предметов.
2.Коррекция программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления Гимназии для проведения блока-занятий в рамках работы художественных студий («Цветной мир» и «Цветик-Семицветик»).
3.Провести открытое мероприятие по привлечению учащихся к работе в творческих мастерских. (конкурс «Музыкальная палитра»)
4.Организовать тематическую выставку.
5.Привлечь к активному участию в организации интегрированных занятий школьного психолога для анализа работ и мониторинга.
На уроках и занятиях используются методы:
«метод импровизации»- это творческий метод свободного фантазирования, экспромта, придумывания внезапных, непредвиденных и неожиданных сюжетов на картине в процессе самой работы.
«Ассоциативный метод» под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта.
«метод проблемного изложения» используется для активизации деятельности учащихся. Его реализация стимулирует школьников к творческому добыванию знаний и поиску способов деятельности.
По результатам эксперимента по использованию данных методов, среди учащихся 4-х,5-х,6-х классов на протяжении трех лет (2010-2013),на уроках изобразительного искусства наблюдается динамика в качестве выполненных работ в использовании образов и символов, использовании оттенков и тонов для передачи чувств и представлений, уменьшилось использование локальных цветов, обогатилась палитра. Умение слушать музыку почти не изменилось. Однако на занятиях художественной студии динамика более выраженная. Умение слушать музыку увеличилось, а умений выразить свои чувства через средства художественной выразительности увеличилось на 25%.
Для проведения занятий, были написаны инструкции:
Вот одна из них:
2 этап: Инструкция проведения задания на использование средств художественной выразительности.
Уроки изобразительного искусства.
Материалы: гуашь 6 цветов, кисти, лист А4,А5, баночка с водой, тряпочка(салфетка)
Время работы:15 минут
Уроки музыки.
Материалы:цветные карандаши,ручки,лист формата А5
Время работы 5-7 минут
Слова учителя: Дорогие ребята!
Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент.
Послушайте его внимательно (звучит фрагмент не более 1-2 минут)
А теперь попытайтесь изобразить ваши впечатления, чувства, представления с помощью
1 урок-упражнение 1:с помощью цветовых линий
2 урок-упражнение 2:с помощью цветовых пятен
3 урок-упражнение 3:с помощью цветовых линий и цветовых пятен
4 урок-упражнение 4: различных средств художественной выразительности живописи
Включается это же музыкальное произведение до конца выполнения упражнения.
По истечении времени учитель сообщает об окончании работы.
Слова учителя:
А теперь расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства у вас вызывает это музыкальное произведение? Почему вы использовали именно эти цвета и сочетали эти краски?
Учитель просит рассказать нескольких учеников о своем впечатлении. Учитель предлагает учащимся развесить работы на доске.
Учитель сообщает название и автора музыкального произведения или фрагмента.
Знакомство с музыкой начинается с классических произведений, а затем включаются другие музыкальные направления и стили.
Такие упражнения и занятия ограничены во времени и учащийся мобилизуясь, прислушивается к своим чувствам, передает свои впечатления на бумаге, а еще рассказывают о них.
Я надеюсь, что проект «Музыкальная палитра» приобщит к искусству как духовному опыту поколений не только учащихся, но и их родителей; учащиеся будут все больше и больше овладевать способами художественной деятельности. Проект должен был способствовать развитию индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. При этом учащимися узнают такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получат представление об изобразительном искусстве и музыке, как целостном явлении. Взаимодействие разных видов педагогической деятельности (урочная, внеурочная,) заключается в содержании общей идеи сформирует представления о многообразии и увлекательности художественного творчества.
3