- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Образовательная программа внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся начальных классов
Образовательная программа внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся начальных классов
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каргина Е.Н. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
____________________________________________
Проверено Утверждена
Заместитель директора по ВР Директор МОУ Зеленорощинская СОШ
МОУ Зеленорощинская СОШ ________ __________
__________
« 30» августа 2013 г « _____» __________ 2013 г
Образовательная программа
внеурочной деятельности
объединения « Оригами»
Продолжительность освоения курса: 1год
Возраст детей : 6-10 лет
Всего часов: 34 ч.
1 год - 34 ч.
Программа разработана педагогом
дополнительного образования
Каргиной Е.Н.
педагогический стаж 23 года, первая квалификационная категория
Рассмотрено и одобрено
на районном заседании методического объединения
учителей начальных классов
протокол №____от____________2013г.
Руководитель МО _______________________________
2012
Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе программы Кононовой М. Н. по обучению учащихся основам искусства оригами.
Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая.
Цель занятий оригами: развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи курса:
расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
прививать настойчивость в достижении цели;
обогащать и активизировать словарный запас;
вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
научить экономному и разумному использованию бумаги;
тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы: тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе, математике. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, коллективно сложенных работ.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 - 10 лет.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся (ведущий метод)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой - организация работы в группах.
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно - тематический план
№
Название темы
всего
теория
практика
1
Что такое оригами
1
1
-
2
Игрушки
5
1
4
3
Дикие и домашние животные
10
2
8
4
Новогодние игрушки
3
0,5
2,5
5
Птицы
9
1
8
6
Цветы
6
0,5
5,5
ВСЕГО
34
6
28
Содержание дополнительной образовательной программы
1. Что такое оригами. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ПДД.
Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии.
2-6. Игрушки. Квадрат - основная фигура оригами. Практическое занятие. Способ заготовки квадрата. Изготовление детских забав разных стран: самолетик, фусен, волчок, кораблик, закладки
7-16. Дикие и домашние животные. котенок, собачка, зайка, аппликация "Аквариум". Содержание беседы: «обитатели водоемов», домик для собаки, кошка с котятами, заяц, свинья, животные зоопарка, различные модели рыбок.
17-19. Новогодние игрушки. Беседа по теме "Скоро Новый Год!", чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; Практическая работа: изготовление елочных украшений: снежинок, кубика, звезды
20-29. Птицы Беседа по теме: "Покорми птиц зимой", изготовление моделей птиц. (снегирь, пингвин, воробей, домашние птицы, соловей, голубь, журавлик)
29-34. Цветы . Букет для мамы и бабушки. Беседа по теме "История празднования дня 8 Марта". (нарциссы, гвоздики)
Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий оригами
-
Учебные столы и стулья
-
Выставочные стенды
-
Инструкционные карты,
демонстрирующие
процесс складывания изделия -
Схемы складывания изделий
-
Журналы и книги по оригами
-
Конверты для незаконченных работ
-
Белая бумага
-
Цветная бумага тонкая
-
Цветная бумага плотная
-
Двухсторонняя цветная бумага
-
Цветной картон
-
Линейки
-
Ножницы
-
Клей ПВА
-
Кисточки для клея
-
Бумажные салфетки
-
Коробочки для мусора
-
Магнитофон
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
• умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «квадрат», "воздушный змей", «рыба», «двойной треугольник», «двойной квадрат»
- Высокий уровень - делает самостоятельно,
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень - не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
• умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• умение сделать изделие по инструкционной карте.
• умение сделать несложное изделие по схеме.
- Высокий уровень - делает самостоятельно,
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень - не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.
- Высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень - имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень - работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале учебного года) этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.
Список литературы
Выгонов В.В. "Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели". М.: Первое сентября, 2002
Долженко Г.И."100 оригами" . Ярославль: Академия холдинг, 2003.
Сержантова Т.Б."Оригами для всей семьи". М.: Айрес-пресс, 2003
Соколова С.В. "Игрушки и забавы. Оригами". С.-Пб.: Нева, 2003
Соколова С.В. "Театр оригами. Теремок". С.-Пб.: Нева, 2003
Проснякова Т.Н."Уроки мастерства". М.:Учебная литература, 2003
Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И."Твори. Выдумывай. Пробуй". Самара: Корп. Федоров, 2004
"Делаем 50 моделей из оригами", сборник. Минск: Попурри, 2001
"Оригами - искусство складывания из бумаги". М.: Московский центр оригами, 1993
"100 игрушек из бумаги". С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000
"Снежинки. Вырезалочка". М.: Омега, 2002
"Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.". Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002