План-конспект открытого занятия Осенний ветер

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

Муниципального Образования Динской район

«Центр творчества»









УРОК

«Осенний ветер»

(план - конспект открытого занятия)













Велиева Татьяна Тофиковна

Педагог УДО

/педагогический стаж 29 лет/

ИЗО-студия «Колор»

2015

ст. Динская



Тема занятия: «Осенний ветер» графика

«Осенний ветер» тема из программы «Проблемное обучение детей изобразительному искусству в учреждении дополнительного образования детей». Данное занятие является звеном в цепи последовательно выстроенных тем /от простого к сложному/. Это занятие по изучению нового материала. Во время занятия ребенок должен: 1) По визуальным признакам определить время года и состояние погоды, 2) Изучить цикл развития дерева, 3) Ознакомиться с техническими приемами работы пастелью, 4) Выполнить практическую работу пастелью на тонированном картоне, 5) В каждой работе должно быть передано состояние осеннего ветреного дня

Цели и задачи:

  1. Учить наблюдать воспитанников за окружающей природой

  2. Научить передавать состояние природы (линия, образ, цвет)

  3. Закрепить у воспитанников понятие «Линия горизонта»

  4. Дать элементарные навыки работы пастелью

Материалы и оборудование: Для педагога: Маркерная доска, маркеры, план-конспект занятия, магнитофон, диски с музыкальным сопровождением. Для учащихся: ФАЗ (тонированный лист, мягкий материал: пастель соус, уголь, сангина, мел белый, цветные мелки)

Возраст учащихся: 6-7 лет (1 год обучения)

Количество учащихся в группе: 10-12 человек

План проведения занятия:

* Организационная часть

* «От семени до дерева» диалогическая беседа

* Практическая работа. Изображение осеннего ветреного дня, путем ритмического повторения наклоненных стволов деревьев, пейзаж

* Индивидуальная работа. Научить ребят основам работы с пастелью на тонированном картоне. Уделить внимание каждому ребенку в практическом выполнении работы новым графическим материалом

* Рефлексия. «Мы видим ветер»

* Просмотр и обсуждение работ

* Уборка рабочих мест

ПЛАН-КОНСПЕКТ

П.: Вам интересно узнать, чем мы будем сегодня заниматься. Усаживайтесь удобнее и послушайте одно маленькое стихотворение:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Красивое стихотворение? Как вы думаете, о каком времени года идет речь в этом стихотворении?

У.: Это осень.

П.: А какие времена года вы еще знаете?

У.: Лето, зима, весна.

П.: Скажите, а как мы узнаем какое время года? По каким признакам? Где лучше это видно в помещении, комнате или на улице, на природе.

У.: На улице.

П.: Как выглядят небо, деревья, трава поздней осенью.

У.: Небо хмурое, тучи, деревья голые или с листьями желтого цвета, коричневые, оранжевые.

П.: Значит, лучше всего видны изменения природы и погоды на растениях, т.е. на деревьях. Замечательно. А кто нам скажет, из чего состоит дерево?

У.: Ствол, корни, ветки, листья, плоды.

П.: Каждое дерево вырастает из земли (или неба?)

У.: Из земли!

П.: Вот зерно в земле, прошел дождь, и оно начинает расти. Дает корень вниз, а ствол вверх. И ствол - это вначале тоненькая веточка, которая с течением времени с годами остановится все толще и толще, но, даже вырастая в большое, взрослое дерево этот ствол не превращается в столб, морковь или пирамиду, а остается стволом. Как вы думаете, а зачем это я вам объясняю, из чего состоят и как выглядят деревья?

У.: Значит, мы их будем рисовать!

П.: Угадали. Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревья, а значит - это будет пейзаж. Кто помнит, что такое пейзаж?

У.: Пейзаж - это изображение природы.

П.: Да, мы будем сегодня рисовать графический пейзаж. Чем мы с вами будем рисовать, если мы говорим (рисунок или графика).

У.: Карандаши, мелки, фломастеры.

П.: Правильно, сегодня я покажу вам очень интересный материал. Это красивые цветные мелки.

Идет показ пастели, угля, соуса, сангины.

Показывая разные виды мягких материалов, проговариваю, их названия: уголь, сангина, соус, пастель, обращая внимание на правильность ударения в новых словах. Обращаю внимание на то, что уголь, сангина, соус - мелки монохромные, т.е. одного цвета. А вот мелки с необычным названием пастель - цветные. На вопрос о том, какими бы мелками хотелось работать, получаю естественный ответ - цветными, пастелью!

П.: Сегодня мы с вами будем рисовать пейзаж под названием «Осенний ветер». Скажите, пожалуйста, с чего мы всегда начинаем рисовать пейзаж?

У.: С линии горизонта.

П.: Отлично. Провожу линию горизонта и рисую пейзаж с деревьями. Посмотрите, те деревья, которые к нам ближе - они большие, те которые дальше кажутся маленькими. И на листике первые, большие - рисую ниже, а маленькие, дальше - рисую выше. Скажите, как человек узнает, что на улице ветер? Его видят, слышат, чувствуют?

У.: Листья падают, ветки качаются, шумит ветер, тяжело идти.

*Физкультминутка:

Показывают, как идти со встречным или попутным ветром

П.: Как вы думаете, как легче всего показать ветер в нашем «Осеннем ветреном пейзаже». Чтобы вам было это легче понять, давайте представим себе, что вы это деревья, а я ветер, который дует на эти деревья. Что с вами - деревьями будет происходить?

*Физкультминутка:

Ребята наклоняются, машут руками, в сторону движения ветра, таким образом, подвожу учащихся к пониманию, того что художнику по силам изобразить невидимое, но ощущаемое явление природы - ветер!

П.: Скажите, есть ли ветер на той картине, которую я нарисовала?

У.: Нет.

П.: Быстро стираю стволы, на их месте рисую наклонившиеся стволы, трепещущие ветви и летящие листья «А теперь»?

У.: Есть!

*Физкультминутка:

Покажите, как трепещут от ветра листья?... и летят, летят, летят

П.: Жёлтый лист за листом

Опадает с ветвей;

С неба солнце кругом

Стало греть холодней.

По раздольным полям

Буйный ветер шумит,

Осень тёмная к нам

Темной птицей летит...

Ну, а теперь вы сами попробуйте нарисовать ветер, т.е. картину под названием «Осенний ветер»

Учащиеся выполняют практическую работу. Рисуют графический пейзаж пастелью, на передачу состояния природы «Осенний ветер».

Напоминаю, что изображение любого пейзажа начинаем с изображения линии горизонта. Далее обращаю внимание на доску, где изображен примерный пейзаж ветреного дня. Можно воспользоваться данным рисунком, или упростить, усложнить его. Во время выполнения практической работы, поочередно подхожу ко всем учащимся для того что бы, своей рукой показать приемы работы пастелью на их рабочих листах. Поправляю руку, ее направление, показываю разницу толщины линии от нажима руки на мелок. Показываю приемы работы линией, штрихом, пятном. Во время практической работы каждое свое действие на листе озвучиваю.

Возможно звуковое оформление фона. Это может быть музыкальное сопровождение, подобранное в соответствии с эмоциональной нагрузкой данной теме.

Готовые работы вывешиваются на мольберты для обсуждения. Обсуждение проходит в виде рефлексии, т.е. вопросы опираются на тему, данную в начале занятия, и представляют собой, пункты для закрепления знаний полученных на данном занятии

Вопросы для обсуждения

  • Как называется изображение природы?

  • С чего начинаются изображения пейзажа?

  • Как мы узнаем, что «поднялся» ветер?

  • Как художник может показать на своей картине ветер?

  • На каких картинах легкий ветерок?

  • У кого сильный ветер в картине?

  • Есть ли на наших картинах буря?

Методические рекомендации

Данное занятие - ознакомление с новым материалом взято из авторской программы «Проблемное обучение изобразительному искусству детей в учреждении дополнительного образования детей». Для данного вида занятия в разделе «Методические рекомендации к проведению занятий по программе», имеется таблица, которую я привожу ниже, так как эта таблица отвечает требованиям проведения данного занятия и сходных с ним по форме проблемного обучения:

А) Занятие - ознакомление с новым материалом.

Педагогические задачи

Содержание

1 этап: организационный Решение задачи происходит путем:

Подготовка к работе на занятии: снятие психологических барьеров общения, активизация внимания.

Создание поля эмоционально-личностного взаимодействия с целью совместного решения проблем.

Определение места занятия в системе учебного курса: возвращение к эвристическому вопросу, познавательной задаче, проблемному заданию или интригующему итогу предыдущего занятия.

2 этап: подготовительный

Подготовка к восприятию нового: обеспечение мотивации исследовательской деятельности, сообщение темы и целей занятия.

Создание педагогом проблемной ситуации и совместная постановка целей, как средства решения проблемы.

Выбор оборудования и материалов для решения проблемы.

3этап: основной Решение задачи происходит через:

Усвоение новых знаний и способов действий: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Закрепление знаний и способов действий.


Знакомство с новым материалом (техникой), выдвижение предположений по поводу причин выбора приемов работы и материалов. Сравнение их с уже известными, вычленение сходств и различий.

Утверждение предположений через установление опытным путем целесообразности хода выполнения работы.

Выбор ребенком сюжета или предмета (материалов, формы, уровня сложности) для самостоятельного применения техники или приема.

Выполнение работы, сопровождающееся сообщениями об эмоциональном и технологическом ее восприятии.

4 этап: рефлективный (взаимозаменяем с контрольным или применяется вместе с ним).

Самооценка выполнения заданий учащимися

Презентация работ: описание выбранной последовательности действий, описание «открытий», сделанных учащимся в ходе выполнения задания.

5 этап: контрольный.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Взаимопроверка детьми работ, поиск ошибок в выполнении техники или приема (может осуществляться параллельно с основным этапом - периодически).

6 этап: итоговый.

Анализ продуктивной деятельности учащихся на занятии.

Совместное сопоставление проблемы и средств ее решения, меры достижения целей занятия.

Определение ответов на проблемные вопросы, поставленные в начале занятия.

Определение сферы применения полученных знаний в повседневной жизни.

Список литературы:

  1. Кондрашова Л., И.Зорина «Стихи русских поэтов о природе. Времена года», Москва, 2008.

  2. Рубцов Л.И. «Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре», Киев, 1977.

Музыкальное сопровождение:

  1. Вивальди «Времена года»

  2. Моцарт «Музыкальные интерпретации»

  3. Чайковский П.И. «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)



Фото приложение №1

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

Фото приложение№2

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

Фото приложение№3

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

Фото приложение№4

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

Фото приложение№5

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

Фото приложение№6

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

Фото приложение№7

План-конспект открытого занятия Осенний ветер

План-конспект открытого занятия Осенний ветер



© 2010-2022