Урок Музыка и кино

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Искусство

Класс - 9


Тема урока - Музыка и кино.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

проявление интереса к изучению отечественной и зарубежной киномузыки, расширение представление о функциях музыки в драматургии фильма; знакомство с миром экранного искусства, с профессиями звукорежиссера, звукооператора.

осмысление коммуникативной функции киномузыки, включение исполнительской деятельности в процесс творческой коммуникации школьников; отбор лучших образцов киномузыки для создания домашней коллекции.


формирование целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.


Словарь урока: драматургия, саундтрек, тапёр

Ресурсы урока: учебник, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки, презентация


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

(2 мин.)

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

слов учителя: "Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза". Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

ИЛИ Добрый день! Начинаем урок. Для начала проверим, готовы ли в к нему? Поднимите правую руку, если есть на столе учебник. Теперь поднимите левую руку если есть на столе тетрадь. А теперь на счет три хлопаем в ладоши! Молодцы! С этими добрыми аплодисментами начинаем наш урок.


Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя.

2 этап. Мотивация

(2 минуты)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о связи музыки с другими видами искусства. Начать наш урок я хочу словами Арама Хачатуряна: "Эмоциональное воздействие музыки возрастает в ее огромной степени при ее совпадении со зрительным восприятием". Посовещайтесь в парах между собой .

Какие два основных элемента выделил Арам Хачатурян?

На основе эпиграфа попытайтесь сформулировать тему урока.

Если есть затруднения, то вам поможет загадка:

Там можно посмотреть мультфильмы,

Журналы, клипы, кинофильмы.

Идём туда мы целым классом.

Там - хорошо, там просто - классно!

Там что-то не были давно,

Пора бы посетить … (КИНО).

Читают и слушают эпиграф; вступают в диалог с учителем.


Примерные ответы: «музыка и зрительный образ, музыка и кино, музыка и зрительное восприятие».

Пытаются сформулировать тему урока.

Примерные ответы: «Музыка и кино, Роль музыки в кино». «Музыка и телевидение»

3 этап. Актуализация знаний

(5 мин.)

Назовите виды искусства с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.(Предлагаются иллюстрации с видами искусства и они должны выйти, выбрать один из вариантов, назвать вид искусства, и закрепить на магнитной доске)

Эти прекрасные виды искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и еще одно молодое искусство «кинематограф». Ему всего чуть более 100 лет.(иллюстрация кино)

Кино-кинематограф вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений

Запишите в тетради

Какие профессии связаны с миром кино?



Кто пишет музыку для кино?

Какое значение имеет музыка в нашей жизни?


Примерные ответы: Музыка, театр, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, портрет, натюрморт и т.д.



Записывают в тетрадь

Примерные ответы: режиссёр, оператор, актёр, сценарист, гримёр, декоратор, звукорежиссёр, продюсер, массовка и т.д.

Примерные ответы: композитор.

Примерные ответы: функцию эстетического наслаждения, интеллектуально-философской игры, фоново-лечебную функцию, воспитательную, состояние души т.д.


4 этап.

Целепола-гание и планирова-ние

(2 мин.)

Звучит музыка «До чего дошёл прогресс».

Кому из вас знакома прозвучавшая песня?

Где вы её слышали?

С какой целью режиссёр использует музыкальное оформление в своих фильмах?

Музыка одухотворяет фильм, вносит в него новые эмоции, выражает его идею.

На основе ваших ответов постарайтесь сформулировать цель сегодняшнего урока.

Сегодня мы познакомимся с историей создания кинематографа и его развитием, поговорим о музыке в кино, мультфильмах, телепередачах, выполним практическое задание.

Примерные ответы: это музыка из к\ф «Приключения Электроника».

Примерные ответы: Режиссёр пытается с помощью музыки передать эмоции героев фильма; заинтересовать зрителя, подчеркнуть образность действия


Формулируют цель. Примерный вариант: познакомиться с ролью музыки в кинематографе.


5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(25 мин.)





















Физкультми-нутка




  1. История создания кинематографа.

Просмотрите видеофрагмент, посвящённый зарождению кинематографа. По ходу видео кратко запишите основные аспекты увиденного.

Просмотр видеофрагмента («История зарождения кинематографа»)

Система вопросов к видеофрагменту:

Где был показан первый в мире фильм?

Что было прообразом киноаппарата?


Кто стал изобретателем первого киноаппарата?

Получилось ли у них снять кино на первый киноаппарат? Почему?

Какие же предметы легли в основу усовершенствованного киноаппарата?

  1. Немое кино.

Первый фильм братьев Люмьер назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

Просмотр видеофрагмента.

(«Прибытие поезда»)

В чём особенность данного фильма?

Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил Тапёр,он

заглушала шум работающего киноаппарата, а не содержания фильма.

(Запишите значение слова)

Тапёр- музыкант,

сопровождающий немые фильмы игрой на фортепьяно.

Музыка, которую они играли, помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.

Появились и первые кинозвезды.

-Самым популярным из них был?

Чарли Чаплин- первая звезда немого кино. Легенда мирового кинематографа, один из самых узнаваемых образов в мире, мега-звезда эпохи немого кино, актер, сценарист, режиссер, композитор, создатель образа бродяги Чарли. Чарльз Спенсер Чаплин (Charles Spenser Chaplin)...

Галина Сергеевна Кравченко (1905 - 1996), звезда советского немого кино.





  1. Музыка в кинофильмах.

Шло время, менялась жизнь и конечно же менялось кино. Оно обрело цвет и звук.

Как же появились звуковые фильмы? Об этом нам расскажут юные искусствоведы.

Иногда даже словами трудно описать чувства людей, и тогда на помощь приходит музыка.

Творческое задание.

Перед вами видеофрагмент из к\ф «Метель» по повести А.С.Пушкина. Музыка Свиридова Георгия Васильевича. По ходу просмотра видеофрагмента ваша задача красками на чистом листе бумаги изобразить цветовую композицию (без определенных предметов). После работы объясните использование конкретных цветов.

представим себе картину, которую «рисует» музыка

Цвето-музыкальные ассоциации

























Музыка способствует драматургическому развитию происходящего на экране действия. Особенно хорошо работает приём музыкального контраста.

Как вы думаете, в чём заключается этот приём?

Таким приёмом искусно владеет итальянский кионокомпозитор Энио Морриконе - автор саундтреков к 450 фильмам. Его называют вторым Моцартом

Запишите определение понятия «саундтрек» в тетрадь.(Слайд

Саундтрек- звуковая дорожка, которая необходима для музыкального оформления фильмов, мультфильмов и телепередач.

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 176. На основании изображений учебника, назовите фильмы, музыку к которым написал Энио Морриконе.

Звучит мелодия к фильму «Профессионал».

какая музыка по характеру.


Эта единственная мелодия, которая звучит в фильме «Профессионал». Именно это придает фильму особый колорит. В какие бы ситуации не попадал Бельмондо, это музыка передает взгляд режиссера. Возникает своего рода интрига, когда автор фильма знает то, что пока неведомо зрителю,- он знает финал. И финал этот трагичен, что подчеркивается музыкой.

Какие из этих фильмов вы смотрели?

Назовите песни из своих любимых кинофильмов.



  1. Музыка в телепередачах и мультфильмах.

Как вы думаете, в каких телевизионных передачах больше всего используется музыка?

Скажите, ребята, кто в кинематографе работает над озвучивание фильма

-Как вы думаете, что входит в обязанности звукорежиссера и звукооператора?

Действительно, люди этих профессий отвечают за то, чтобы все в фильме звучало правдоподобно.

Вот мы попробует сделать то, что делают звукорежиссёр и звукооператор -озвучим фильм.


Работа с видеофрагментом. Конспектирование основного материала об истории зарождения кинематографа.


Отвечают на вопросы с помощью сделанных записей.

Примерные ответы:

В1896 году в Париже, на Бульваре Капуцинов д.14.

Машина крутя ручку которой, можно было быстро пролистывать нарисованные изображения.

Братья Огюст и Луи Люмьер.

Нет, изображение было смазанным. Это произошло потому, что плёнка не стояла определённое время на месте, а постоянно двигалась.

Фотоаппарат, швейная машина, вентилятор.


Просматривают видеофрагмент.

Примерные ответы: отсутствует звук поезда, слышна только музыка.


Записывают определение в тетрадь.









Выполняют действия физкультминутки вместе с учителем.



Выступление двух обучающихся «Появление звукового фильма».(3 мин)

(Приложение №3)


Просматривают видеофрагмент. Выполняют творческое задание: по ходу фильма красками на чистом листе рисуют цветовую композицию (без определённых предметов). Объясняют использование конкретных цветов.

Примерные ответы: музыка как средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма, бесконечность, холод, пурга, страх,переживание. Ассоциации возникающие у меня метели с черным цветом это мрак - тьма, пустота,

Это своего рода защита от тяжелой эмоциональной ситуации в которой они находятся главные герои. Вызывает чувство горечи, тяжести, уныния.



Примерные ответы: в резком переходе от спокойной музыке к тревожной, не совпадение образа на экране с сопутствующей музыкой.


Записывают личность в тетрадь.

Примерные ответы:

Записывают определение.

Примерные ответы: Композитор написал музыку к таким фильмам как: «Однажды в Америке», «Теорема», «Двадцатый век», «профессионал», «Гамлет», «Хороший, плохой, злой» и т.д.


Примерные ответы детей: трагичная, грустная, тревожная, волнующая, сильная,




Примерные ответы: «Постой паровоз» (Из к\ф «Операция «Ы»), Clara Lago - La Cama (Музыка из к\ф «Три метра над уровнем неба»), Carter Burwell - Who Are They (Из к\ф "Сумерки"),


Примерные ответы: в детских передачах.

Примерные ответы:

звукорежиссер, звукооператор.

Задачей звукорежиссёра звукооператора является создание озвучивания фильма в соответствии с идеей художественным замыслом автора сценария и режиссёра.


6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (5 мин.)

Выполнение практического задания.

Коллективная работа - озвучивание мультфильма «Антошка».

Ребята, сейчас вы увидите известный вам мультфильм «Антошка». Только мультфильм будет продемонстрирован без слов и звука.

Вы, конечно знаете, что в мультфильме звучит песня «Антошка» слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского. Она звучит в протяжении всего мультфильма. Попытайтесь сделать мультфильм более выразительным?



Предлагается раздаточный материал. (Приложение №2-3)


Работа в группах.




Делятся на 2 группы.

Первая группа берёт раздаточные листы с текстом песни, вторая - название звуков пространства, которые необходимо продемонстрировать.


7 этап. Рефлексия и оценивание

(3 мин.)

Наш урок подошёл к завершению. Целью нашего урока было познакомиться с ролью музыки в кинематографе.

Удалось ли нам достичь цели?

Что вам больше всего понравилась на уроке, а какие эпизоды вызывали затруднение?

- Мы поговорили об истории создания кино и звуковом кино, вспомнили о людях, озвучивающих фильмы, какой вывод о значении музыки в кино мы можем сделать? (ответы детей).

Правильно, ребята, именно благодаря музыке и звуку кино стало более выразительным и эмоциональным. Музыка позволяет раскрыть характеры героев. Музыка в большей степени изменила и расширила выразительные возможности целостного восприятия фильма.

Открыли ли вы для себя что-то новое на этом уроке?

Что вам захотелось сделать после этого урока?

Выставление и комментирование оценок.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Примерные ответы: создать домашнюю коллекцию саундтреков; посмотреть ещё раз любимые фильмы.

8 этап. Домашнее задание.

(2 мин.)

Варианты:

1)Нарисовать поющего героя любимого мультфильма.

2) Сделать подборку музыки из отечественных кинофильмов.


- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.

Ответы детей:

- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художниковУрок Музыка и кино

© 2010-2022