- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Использование элементов музыки, хореографии на уроках ИЗО в целях развития нравственности учащихся
Использование элементов музыки, хореографии на уроках ИЗО в целях развития нравственности учащихся
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Телешева Л.А. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Лингвистическая гимназия «BEST»
Кафедра эстетического цикла
Доклад
На тему: Использование элементов музыки, хореографии на уроках ИЗО в целях развития нравственности учащихся.
Выполнила: Телешева Л.А.
г. Петропавловск 2002 - 2003 учебный год
Замечательный русский писатель В. Гаршин сказал: «О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были предоставлены своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал бы только пищу, ими добытую. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни; мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приобщает нас мощная рука творчества».
Да, все мы знаем, - искусство и выпрямляет и облагораживает человека. Но чем? Чем оно умудряется проделать эту огромную работу? Именно тем, что приобшает! Очевидно, в этом и есть суть способности искусства выпрямлять, поднимать и вести к высотам человеческого духа.. Точно так же, как знания в точных науках приобщают к многовековому опыту покорения человеком сил природы, искусство приобщает к огромному духовному опыту человечества.
Всякая работа в искусстве, чтобы породить творческое отношение (а иначе она бесмысленна), должна приносить радость, удовольствие. «Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой - говорит
Д.К. Кабалевский, - которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях».
Теоретически все школьные предметы должны познаваться с удовольствием. Учение с увлечением во много раз эффективнее, - об этом даже написана специальная книга известным писателем и журналистом С.Л. Соловейчиком - «Учение с увлечением». В искусстве получения знаний, то есть понимание без радости, без удовольствия, без наслаждения абсолютно нереально, непостижимо. Знания эти оказываются мертвыми и несут скорее антиэстетическое, чем эстетическое развитие. Такое учение порождает снобов - людей, знания которых по духовному, нравственному итогу в развитии личности идентичны безграмотности.
Увлечение порождает жажду знаний, труда, потребности в них. Между увлечением и развлечением есть общее - это радость, получаемая и от того и от другого. Появилась потребность в поиске форм, дающих толчок проявлению творчества, выявлению возможностей ученика. В связи с этим возникла идея создания структуры, где взаимодействуют искусства во главе с музыкой и изобразительным искусством.
Была предпринята попытка реализовать эту идею на практике и как оказалось, именно музыка давала толчок изобразительности и пластике, она передавала состояние персонажей. Наглядный пример тому - открытое занятие на тему : «Нашествие», данное учителем музыки Матыгиной Л.В. и экспозиция на тему:«Рисуем музыку», выполненную под руководством Телешевой Л.А., учителем изотруда лингвистической гимназии «BEST».
Наглядно образные и художественные способы освоения мира на уроках искусства образуют особую сферу педагогических явлений, тесно связанных с общим интеллектуальным и творческим развитием ребенка.
С этой точки зрения педагогика искусства нуждается в комплексном подходе к освоению художественной деятельности и цель, поставленная на развитие образного и чувственного восприятия окружающего мира будет с успехом достигаться.
В своем докладе я хочу ознакомить вас с работой нашего коллеги Ю.Антонова, педагогом школы-лаборатории, руководителем детского творческого обьединения «Муза» г.Вильнюса. За исходный принцип взято развитие творчества как метод воспитания.
Занятия включали разные виды художественного творчества, от графики и живописи до хореографии и театрализации.
«Кармен - это целый конгломерат различных художественных образов: в музыке, литературе, пластике, а также их взаимодействие. Многим трудно давалась пластическая интерпретация музыки - но до тех пор, пока мы ее не «порисовали», - пишет Антонов, - Как потом рассказывали сами ребята, установка на выражение содержания в линиях и цвете мобилизовала их на иное слушание, а впоследствии также музыка в движении выражалась легче и свободнее. Подход такой - дать детям осмыслить переживаемые эмоции и чувства, а потом испытать их на практике. В пластике это - эвритмия, где органично переплетается импровизация и знаковое начало, своеобразный язык движений. Эскизы костюмов выполнялись техникой аппликации из тканей, а девочкам пошили широкие клешевые юбки эпохи Кармен, в которых они с большим удовольствием они танцевали на репетициях и на итоговом уроке».
Предлагаю внести в программу нашей кафедры открытое занятие на тему «Народные праздники» как комплексное мероприятие в таких предметах как изотруд, музыка, хореография.