Программа по декоративно-прикладному искусству

В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественно – эстетического образования детей. Целью образования становится воспитание человека – творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.    Художественно-эстетическое воспитании  решает важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности.    Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя н...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Пояснительная записка

В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественно - эстетического образования детей. Целью образования становится воспитание человека - творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Художественно-эстетическое воспитании решает важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности.

Декоративно - прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции русской культуры.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно - практической деятельности учащихся.

Возникает потребность в создании комплексных программ, посвящённых не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения - особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи «Природа- Человек- Предметная среда».

В процессе творческой деятельности ребёнок учится сравнивать, сопоставлять разные элементы и детали, подмечать общее, выделять индивидуальные особенности.

Развивается наблюдательность, которая является не врождённой, а приобретённой активной формой познания. Формируется творческое мышление (память, воображение, умение анализировать), способствующее развитию ребёнка.





Программа курса «Бумажная пластика» ,«Лепка из соленого теста» , «Роспись по дереву» способствует духовному, нравственному, эстетическому и экологическому воспитанию ребёнка (человека). Цветы - одно из самых прекрасных и уникальных творений природы. В процессе создания лепестка, листика, цветка дети проникаются чувством любви к прекрасному, у них формируется бережное отношение к этому хрупкому творению. Бумага по своим свойствам и структуре обладает упругостью и ближе к природным материалам чем ткань. Поэтому композиции, выполненные в технике бумажной пластики «излучают тепло».

При организации работы с бумагой , тестом и красками целесообразно соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Выполнение бумажных композиций, сувениров способствует установлению добрых отношений с детьми, созданию атмосферы открытости и доверия.

Наиболее целесообразно, когда каждая последующая работа дополняет, усложняет предшествующую, подсказывает новые идеи, активизирует творческое мышление, открывает перспективу дальнейшего творческого развития.

Особый интерес представляет исследование творческого мышления в ходе занятий ДПИ:

итоги многолетних исследований подтверждают, что занятия тесто -пластикой и бумагопластикой создают природосообразные, а значит эффективные и не опасные для здоровья условия быстрого естественного роста природных способностей детей - внимания, памяти, мышления, воображения. У детей отмечается уменьшение уровня внутренней тревожности, избавление от неврозов, а значит, и повышение интереса и успешности обучения по общеобразовательным предметам.

Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего возраста.

Таким образом, обучение в рамках данной программы студии ДПИ способствует развитию личностных качеств детей. Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления.

Новизна программы

В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.

Актуальность программы

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:

-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;

-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);

-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;

-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;

-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.

Цель:воспитание интереса и любви к народному творчеству; формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом и бумагопластикой; вовлечение детей в активную творческую деятельность.



Содержание программы



1. Вводное занятие. Техника безопасности, санитария и гигиена при работе с бумагой, клеем ,ножницами. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

2. Мозаичная аппликация из бумаги. Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает : контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения), сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них. Оригинально будет смотреться мозаичная работа, выполненная из объемных элементов, сделанных из фантиков или бумажных салфеток катышков, комочков. Главное - подобрать нужное количество элементов по цвету.

2.1 Объёмная мозаичная аппликация «Букет цветов»

Практика: Рисование контура цветов в корзине. Сделать комочки из цветной бумаги для лепестков и листьев(цвет по выбору),приклеить на светлый фон.



2.2 Сюжетная аппликация. «Рыбки в аквариуме»

Практика: Рисование контура рыбок в аквариуме. Сделать комочки из цветной бумаги для рыбок, нарезать тонкие зелёные полоски для травки в аквариуме, приклеить на голубой фон картона.

2.3 «Цветы с колосьями»

Практика. На белом картоне рисуется гуашью много колосьев. Сделать комочки из цветной бумаги для цветов. Лепестки и листья (цвет по выбору),приклеить на светлый фон с нарисованными колосьями.

2.4 «С новым годом!» Поздравительная открытка.

Практика: По шаблону вырезается ёлка из зелёного картона, приклеивается на открытку. Ёлка украшается новогодними украшениями сделанных из маленьких комочков окрашенной разными цветами, салфетки.



3.Тестопластиа. Приёмы работы, которые необходимо знать. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем).

3.1Техника безопасности, санитария и гигиена. Работа с солёным тестом. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

3.2 Как сделать солёное тесто, как лепить, как сушить?

3.3«Праздничный подсвечник» Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка корзины с цветами. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

3.4 «Букет из роз» Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка корзины с цветами. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

3.5 Животные. Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка корзины с цветами. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

3.6 Организационные мероприятия, итоговые занятия.

Посещение музеев и выставок.

Подготовка к выставкам: оформление работ , создание экспозиции.

Участие в выставках и конкурсах по декоративно-прикладному искусству различного уровня: внутренних, районных, окружных, городских, международных.

Подведение итогов работы по теме обучения ,за пол года ,за год. Может иметь форму мини-выставки, просмотра и обсуждение работ.



4. Роспись по дереву. Вводное занятие. Вызвать интерес ребенка к занятиям по данной программе.

Теория: общее знакомство с программой, правилами организации рабочего места, материалами и инструментами, охраной труда

Практика: проверить первоначальные способности детей.

4.1 История возникновения мезенской росписи.

Дать необходимые знания о мезенской росписи.

Теория: беседа о мезенской росписи, укладе жизни поморской семьи.

Практика: постановка руки, технология выполнения простейших элементов росписи.

4.2 Элементы росписи, обработка приемов росписи.

Дать необходимые знания и практические умения способов изображения основных элементов мезенской росписи.

Теория: технология выполнения основных элементов.

Практика: правильная постановка руки, технология выполнения элементов росписи (конь, олень, птицы, деревья).

4.3 Семантика орнамента.

Дать необходимые знания и практические умения способов изображения характерных особенностей орнамента в мезенской росписи.

Теория: значения элементов росписи.

Практика: технология выполнения элементов росписи (знаки неба, земли, дождя, солярные знаки).

4.4 Изучение изделий старины.

Познакомить с работами мастеров прошлого.

Теория: рассказать о назначении, строении, традициях, связанных с прялкой.

Практика: зарисовка орнамента с прялок.

4.5 Составление простой композиции.

Дать необходимые знания и практические умения по построению простой композиции в мезенской росписи.

Теория: правила построения простой композиции.

Практика: технология выполнения простого композиционного построения с использованием орнамента и элементов росписи.

4.6 Роспись простой композиции.

Отработка практических умений при росписи в цвете.

Теория: технология росписи простой композиции.

Практика: отработка практических умений на основе простой композиции.

4.7 Сюжеты в мезенской росписи.

Дать необходимые знания и практические умения способов изображения сюжетов в мезенской росписи.

Теория: традиционные сюжеты в мезенской росписи.

Практика: технология выполнения сюжетов на темы: «Катание», «Кораблик», «Север», «Охота».

4.8 Составление композиции с сюжетом.

Дать необходимые знания и практические умения по составлению композиции в мезенской росписи с использованием сюжетов.

Теория: алгоритм составления композиции с сюжетом.

Практика: технология выполнения композиционного построения с использованием сюжетов «Катание», «Кораблик», « Север», « Охота».

4.9 Роспись композиции с сюжетом.Отработка практических умений при росписи в цвете.

Теория: технология росписи композиции с сюжетом.

Практика: отработка практических умений на основе росписи композиции с сюжетом.

4.10 Композиционное построение с орнаментом.

Дать необходимые знания и практические умения по составлению композиции с орнаментом.

Теория: алгоритм построения композиции с орнаментом.

Практика: технология выполнения композиционного построения с использованием орнамента.

4.11 Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии.

Проверить полученные знания и практические навыки.

Теория: повторение полученных знаний.

Практика: самостоятельная работа, отработка полученных знаний на практике.

4.12 Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за учебный год.

Практика: анализ самостоятельных работ, подведение итогов.

Прогнозируемые результаты на конец первого года обучения обучающийся

знает:

- историю и особенности мезенской росписи;

- цветовую гамму характерную для данной росписи;

- значение символов;

- материалы и инструменты, применяемые в росписи;

- технологию выполнения росписи;

- технику безопасности: до начала работы, во время работы, после окончания работы;

- как организовать рабочее место;

- как пользоваться наглядными материалами.

умеет:

- организовать рабочее место;

- правильно использовать цветовую гамму;

- пользоваться материалами и инструментами;

- использовать полученные знания на практике.

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал:

- специальная литература;

- технологические карты;

- иллюстрации, фотографии;

- трафареты;

- дидактический и наглядный материал;

- предметы старины (прялки, веретено, туеса);

- карта Архангельской области.

Материально - техническое обеспечение:

Кабинет оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и рабочими местами для детей.

Технологическое оснащение кабинета:

- краски: темпера, гуашь.

- подставки для карандашей, кистей

- баночки для воды

- кисти: белка, колонок №1,2,3

- карандаши

- линейки

- ластики

- циркули

- альбомные листы

- изделия из дерева, фанеры

- лак.

































































© 2010-2022