Творческий проект Костюм народов Поволжья (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект Костюм народов Поволжья(5 класс)Творческий проект Костюм народов Поволжья(5 класс)Творческий проект Костюм народов Поволжья(5 класс)Приложение 1

Творческий проект: «Костюм народов Поволжья»

Содержание

  1. Автор проекта

  2. Класс

  3. Краткая аннотация проекта

  4. План работы над проектом

  5. Выполнение проекта

  6. Пример продукта проектной деятельности обучающихся

  7. Материалы по итоговому оцениванию

  8. Список литературы

1. Автор проекта

Кандратьева Наталья Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ СШ №16 в городе Димитровграде Ульяновской области

2. 5 классы (А, Б, В)

Учебный проект выполняется по программе внеурочной деятельности «Художественное творчество в дизайне»

3. Краткая аннотация проекта

Проект предназначен для обучающихся 5-х по программе внеурочной деятельности «Художественное творчество в дизайне». Знакомство с художественными и культурными традициями народов, проживающих в Поволжье, изучение предметов быта, орнамента, народного костюма. Проект научит школьников творчески мыслить, проявлять инициативу, работать в группе.

Цель проекта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и Поволжья.

Задачи:

  • развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

  • сформировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

В результате реализации проекта учащиеся будут знать:

  • основные элементы народного костюма;

  • способы отделки костюма, особенности орнаментальных композиций и колористического решения в вышивках народов Поволжья;

  • виды головных уборов и способы их декорирования;

будут уметь:

  • работать с дополнительными источниками информации;

  • разрабатывать эскизы орнамента и костюмов народов Поволжья;

  • формулировать цель и задачи проекта;

  • разрабатывать план и этапы выполнения работы;

  • работать в группе;

  • оформлять работы в альбом (или для выставки), электронную презентацию;

  • выполнять самоконтроль и взаимоконтроль;

  • выступать на презентации проекта.

Длительность работы по проекту - 8ч

4. План работы над проектом

Подготовительный этап (1ч)

Выбор и формулирование темы проектной работы. В процессе эвристической беседы перед учащимися формулируется ряд вопросов. Основным вопросом является следующий: "Какие цели и задачи должны поставить учащиеся в процессе выполнения своего группового проекта?". Обсуждение проходит в форме дискуссии. При обсуждении предложенные цели и задачи записываются на доске, и на основе их формулируется общая цель и задачи проекта.

Подбор источников информации.

Этап планирования (1ч)

  • Создание творческих групп, выбор руководителей.

  • Определение и утверждение темы проектов.

  • Составление графика работы по каждому этапу.

  • Формулировка и распределение задач каждого члена проектной группы

Этап реализации проекта (4ч)

  • Определение последовательности выполнения проектных работ.

  • Изготовление творческих работ: эскизы костюмов, вышивки, головных уборов.

Заключительный этап (2ч)

  • Оформление результатов и подготовка пояснительной записки.

  • Подготовка презентации результатов работы в различных формах. Публичная презентация проектной работы каждой творческой группы. Оценка работы творческой группы в целом и каждого ее участника. Оценивание группы в целом производиться в баллах.

  • Рефлексия (беседа за круглым столом.)

5. Выполнение проекта

Подготовительный этап (1ч)

На первом (подготовительном) этапе происходит введение учащихся в проектную деятельность, определение целей и задач проекта, выбор темы и предполагаемого результата проекта. Для полного погружения в работу проведена эвристическая беседа, с демонстрацией видеофильма, с просмотром электронных презентаций, прослушиванием музыкальных фрагментов народных мелодий. В помощь учащимся в работе над проектом предлагается папка, в которой размещены следующие материалы:

  • Темы проектов;

  • Требования к пояснительной записке;

  • Требования к оформлению презентации;

  • Критерии оценки презентации: «Рейтинговая таблица».


Этап планирования (1ч)

На этом этапе учащиеся создали четыре творческие группы, выбрали руководителей, утвердили название проектов в каждой группе, составили график работы, распределили обязанности.

Этап реализации проекта (4ч)

На данном этапе утверждается последовательность выполнения работы, выполняется поисковая и исследовательская работа, создается образ проектного продукта. Благодаря исторической справке, созданной подборке слайдов, беседе с родителями, бабушками и дедушками ребята создают рисунки с эскизами костюмов мужских и женских, праздничных и повседневных. В процессе работы выполняется самоконтроль и взаимоконтроль.

Заключительный этап (2ч)

На заключительном этапе оформляется пояснительная записка (презентация, альбом).

Подготовка группы к публичной презентации. Оформляется доска и демонстрационные стенды, распределяются роли при представлении проекта.

Предзащита в группе. Проводиться предварительная защита проекта. При этом регламентируеся время на каждый доклад, выявляются речевые неточности в тексте. Вносятся исправления и поправки.

Защита проектной работы. Публичная презентация творческих групп.

Создается экспертная группа, в состав которой могут войти представители администрации, учителя, обучающиеся старших классов.

Творческие группы оцениваются по следующим критериям:

эстетичность оформления презентации (0-10б);

степень погружения в проект (качество проведенной работы, глубина исследования темы) (0-10б);

практическая значимость результата проекта (0-10б);

уровень согласованности коллектива творческой группы (0-10б).

Результаты: По количеству набранных баллов объявляется команда - победитель.

Рефлексия. Руководители групп высказывают свое мнение о том, что из задуманного удалось, а что нет; каков индивидуальный вклад каждого участника группы в решение проблемы; чему проект научил его участников.

6. Пример продукта проектной деятельности учащихся

  • эскизы народных костюмов, головных уборов, орнаментальные композиции, украшения;

  • пояснительная записка;

  • презентация проекта.

7. Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Требования к оформлению пояснительной записки.

Требования к проведению презентации.

Рейтинговая таблица.







Требования к оформлению пояснительной записки

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена на листах формата А4 рукописным шрифтом или напечатана с помощью компьютера (шрифт 14, междустрочный интервал 1,5).

Пояснительная записка включает:

Титульный лист

Содержание

Введение

1. Историческая справка

2. Эскизы костюмов, орнаментов, головных уборов.

3. Заключение

4. Список литературы

Титульный лист - первая страница пояснительной записки. В верхнем поле указывается название учебного заведения - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16 города Димитровграда Ульяновской области»

В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Далее указываются класс, фамилия, имя руководителя и членов творческой группы (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя.

Во введении к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.

В первой главе, описывается история народного костюма, значение символов орнаментальных композиций, виды и способы декоративной отделки костюма.

Во второй главе должны быть представлены все эскизы моделей проектной группы.

Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.

После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (учителей, старшеклассников и представителей администрации). Время выступления определяется регламентом. В своем выступлении участники проектной группы должны рассказать:

о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);

о поставленных перед собой задачах;

дать краткую историческую справку по теме проекта;

о ходе выполнения проекта (использованная литература, решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);

сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ проектного продукта);

После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Примерными критериями творческого проекта, учитывающими оценку изделия и пояснительную записку, могут быть следующие:

оценка "отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Работа выполнена грамотно с соблюдением предъявляемых к нему эстетических требований. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках «Изобразительного искусства» или на других уроках.

оценка "хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет возможность индивидуального применения.

оценка "удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к работе.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.


Требования к проведению презентации

Презентация - это наглядное представление окружающим того, каким был замысел и что получилось в результате проектной деятельности. В ходе презентации необходимо четко и ярко представить полученный проектный продукт, а также рассказать о том, какие идеи возникли в ходе работы над проектом, с какими трудностями пришлось столкнуться и как они были преодолены.

Время на каждый доклад должно быть строго регламентировано и отработано на этапе предзащиты проекта. Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из представителей администрации училища, преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения.

После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащихся защищающих свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.


Виды презентации

  1. Устное выступление (возможно сопровождение устного доклада показом альбома, эскизов, чертежей, тематического стенда, коллажа).

  2. Защита проекта.

  3. Театрализованное представление.

  4. Показ видеофильма.

  5. Слайд-шоу.

  6. Конференция.

  7. Тематический классный час и др.


8. Список литературы

  1. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. - М.: Вако, 2011.

  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. - М.: Просвещение, 2013.

  4. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.

  5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

  6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учебн. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

  8. Есенков Ю. В. Педагогическое проектирование в деятельности преподавателя учреждения среднего профессионального образования. Методические рекомендации - Ул.: УКПКПРО, 2011.


© 2010-2022