- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Бинарный урок литература + МХК
Бинарный урок литература + МХК
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Круглова М.Б. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Открытый бинарный урок в 7 классе
(литература + МХК)
«Я родом из детства»
Учитель литературы Н.М. Гречановская
Учитель МХК М.Б. Круглова
Цели урока: сосредоточить внимание школьников на психологических переживаниях , мыслях и чувствах авторов произведений А. Экзюпери и М. .Горького.
Задачи урока: - актуализировать знания, полученные раннее на уроках литературы и музыки;
- показать сложность взаимоотношений взрослых и детей, вызывая у учащихся
чуткость и внимание к чужой боли;
- продолжить работу по формированию культуры диалога, умения выслушивать другую точку зрения.
Ход урока:
«Быть человеком - это значит чувствовать,
что ты за все в ответе»
«… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил»
«Зорко одно лишь сердце.
Самого главного газами не увидишь»
А. Экзюпери «Маленький принц»
«Вспоминая эти свинцовые мерзости
дикой русской жизни, я минутами
спрашиваю себя: да стоит
ли говорить об этом?
И… отвечаю себе - стоит;
ибо это - живучая, подлая правда…»
М. Горький «Детство»
Н.М. Вступительное слово учителя. Ребята, мы сегодня проводим бинарный урок на тему «Я родом из детства» по произведениям французского писателя Экзюпери «Маленький принц» и русского писателя М.Горького «Детство». К уроку мы подобрали эпиграфы.
(чтение учащимися эпиграфов).
-Откуда они?
Беседа по сказке «Маленький принц». Начинаем мы наш разговор по сказке Экзюпери.
- Каким предстает перед нами Маленький принц при первом знакомстве?
- Как он относится к своей планете?
-Какие у него представления о жизни? Какие правила?
-Неожиданно на планете Б -612 появляется гостья - Роза. Что она собой представляет?
- Почему герой сказки отправляется в путешествие?
- Как Роза отнеслась к решению Маленького принца?
-Почему Роза так себя вела?
Пояснение учителя. Сам герой до определенного момента путешествует бесцельно, не понимая, что гонит его от Розы и чего он ищет. Прекрасный и капризный цветок доставлял принцу много забот и хлопот, потому то он и решил оставить Розу и уйти.
Только самодовольные высказывания географа заставляют принца задуматься над тем, что же является вечным, а что эфемерным, заслуживает ли внимания и любви простой цветок, обреченный на увядание, когда в мире есть огромные горы и огромные океаны.
Посещая различные планеты, М. п. встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Географ, заставивший М. п. вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть ее, советует мальчику планету Земля, у которой «неплохая репутация». Именно там происходит встреча М. п. и Лиса.
- Расскажите о встречи М. п. и Лиса. ( рассказ учащихся).
-Чему учит Лис мальчика?
(Лис знакомит героя с бездонностью человеческой души, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и потому лишились друзей. Бич современной жизни - огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.
Грустная ирония автора - в словах принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его. «Я бы рад, но у меня так мало времени» (гл.21)
В возражении Лиса « узнать можно лишь те вещи, которые приручишь… надо запастись терпением» - большая мудрость. Чтобы иметь друзей надо дарить им душу, отдавать самое дорогое - свое время. ( «Твоя роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни»).
В словах Лиса вера самого Экзюпери: познать что - нибудь можно лишь приручая; приручение состоит в создании уз: один человек нуждается в другом так же, как другой в самом человеке,- мы ведь «в ответе за всех, кого приручили».
И теперь мальчик твердо знает: его Роза - единственная на свете, потому что он ее «приручил». Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит все его сердце. Поэтому он и возвращается к своей Розе.
- Что автор говорит о человеческих взаимоотношениях?
(Учитель. Каждое чувство нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь- это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу.
Не случайно тот повторяет слова Лиса «чтобы лучше запомнить». Важно, чтобы их запомнил читатель: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу).
М.Б.- Да, это хорошо, но это сказка. А в жизни все по - другому. Пример тому «Детство» - М. Горького. Счастливый ребенок приезжает к родным и сразу своим чутким детским сердцем понимает, что здесь не царит любовь. Зачитайте мнение Алеши (гл.1.,с. 99, Литература 7 класс, под редакцией Г.И. Беленького, «Мнемозина», Москва 2012))
- Что же стало причиной таких отношений между родными людьми? Найдите в тексте эти строки ( гл.2.,с.100) Получение наследства и сейчас тяжелое испытание для человека. Зависть начинает управлять людьми. Родные, близкие люди, которые должны поддерживать друг друга вдруг оказываются злейшими врагами. Дети чутко чувствуют обстановку в семье, кого можно обидеть и надсмеяться. Давайте вспомним такие эпизоды из романа. (гл.2 с.104, 105-108) История с наперстком, скатертью. (пересказ учащихся). Не минул этого испытания и дед Каширин, когда после 50 совместных лет решил разделить имущество с законной женой. (гл.13,с. 134)
Н.М. - Но бабушка только посмеивалась над дедом. В жизни каждого ребенка должен быть хотя бы один человек, который относился бы к ребенку по- доброму, защищал его от невзгод. Таким человеком в жизни Алеши стала бабушка Акулина Ивановна. «Ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». ( Горький)
- Расскажите, как выглядела бабушка. (пересказ)
-Бабушка необыкновенно талантливый человек. Она знала огромное количество сказок, песен, пословиц. Вспомните. Как она рассказывала сказки?
(Учащиеся читают - гл.1, с.98 «Сказки она сказывала тихо…»)
Учитель. Мы знакомимся с бабушкой Алеши в тот момент, когда она везет свою овдовевшую дочь с внуком домой, в Нижний Новгород, они плывут по Волге на пароходе, и эта традиционная для русской литературы тема дороги поворачивается еще одной гранью. Для Алешиной мамы эта дорога - путь назад, в тяжелое прошлое, к постылой семье. Она погружена в свое горе. Для Алеши - прекрасные мгновенья жизни, это путь к иной, новой жизни, к будущему, дорога надежды. Для бабушки - возможность хоть на какое - то время забыть о том, что ждет ее дома. Пусть на короткое время, но она счастлива: «Ты гляди, как хорошо - то!..» (гл.1, с.98)
Но бабушка еще и мужественный человек. Она не теряется в минуту опасности и умело руководит окружающими, отдавая им распоряжения.
М.Б. В 1938 году была экранизирована повесть «Детство», и мы сейчас увидим фрагмент этого фильма - сцену пожара. ( просмотр фрагмента)
Учитель. Талант бабушки раскрывается и в минуты отдыха. Расскажите о пляске бабушки. ( гл.3с. 116-117)
М.Б. - Но она была вынуждена зарабатывать, чтобы прокормить себя и внука. Зарабатывать начал и Алеша (стр281). Причем ему было не сладко, из-за реакции одноклассников, которые его начали дразнить. Давайте найдем этот текст.
М. Горький пишет, что такие отношения характерны для людей. Детский труд был распространен, он дешевле оплачивался, а дети часто не выдерживали физическую нагрузку. Это был позор для России и люди искусства не могли пройти мимо этой проблемы. Давайте вспомним, кто из русских писателей обращался к теме тяжелого безрадостного детства, детского труда. (Н. Некрасов, Погорельский «Черная курица», А. Чехов, Ф. Достоевский). Не прошли мимо и русские художники - передвижники. Давайте посмотрим. («Тройка» - Перова и т.д.)
Н.М. - Но бабушка Алеши, плакала над денежкой, заработанной ребенком (обращение к тексту, гл.13 с.136).
М.Б. - Да, она плакала. Мир взрослых жесток. И когда ты становишься не нужным - тебя без сожаления выгоняют на улицу. Так случилось и с Григорием Иванычем, который просил у людей подаяние. А почему Алеша отказывался вынести ему еду? ( ему было стыдно за деда). Да, почему - то людям кажется, что с тобой этого никогда не случится, но лет через 10 после смерти бабушки …(гл.7.с.124-125)
М.Б.(читает) - «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла еще и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.»
Н.М.- Но «сквозь этот пласт все- таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».
Н.М. - И в жизни Алеши появляются хорошие люди. Пример тому Хорошее Дело, который стал необходимым для Алеши и в дни горьких обид и в часы радости. (Рассказ учащихся о Хорошем Деле) (гл.8. с.125-131)
Итог урока. Ребята, мы сегодня на уроке обратились к одной большой теме, вечной для каждого человека: Добро и Зло в мире детства - и посмотрели, как решают эти проблемы французский и русский писатели. Какие же нравственные уроки мы для себя получаем? (ответы учащихся)
Учитель - Добро и Зло часто соседствуют и в жизни и в душе каждого человека.
- Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чистым и чутким.
- Бороться со злом надо силами Добра, Любви и Справедливости.