- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа ИЗО 5 класс (Б. М. Неменский)
Рабочая программа ИЗО 5 класс (Б. М. Неменский)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логинова З.Н. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер и включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• обеспечение условий понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей;
• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
• формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной пространственной среды, в понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения;
• овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
в ценностно-ориентационной сфере:
-
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
-
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
-
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
-
овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
-
овладение средствами художественного изображения;
-
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
-
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
в ценностно-ориентационной афере:
-
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
-
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
-
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
-
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
-
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
-
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
-
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
-
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
-
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
в ценностно-ориентационной сфере:
-
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
-
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
-
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
-
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
-
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
-
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
-
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
-
диалогический подход к освоению произведений искусства;
-
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
-
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. «Древние корни народного искусства» 8 часов
1
Декоративно-прикладное искусство и человек.
1
2
Древние образы в народном искусстве.
1
3
Убранство русской избы.
1
4
Внутренний мир русской избы
1
5
Конструкция и декор предметов народного быта
1
6
Русская народная вышивка.
1
7
Народный праздничный костюм.
1
8
Народные праздничные обряды (обобщение темы).
1
2. «Связь времен в народном искусстве» 8 часов
9, 10
Древние образы в современных народных игрушках.
2
11
Искусство Гжели.
1
12
Городецкая роспись.
1
13
Хохлома.
1
14
Жостово. Роспись по металлу.
1
15
Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
1
16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
1
3. «Декор - человек, общество, время» 12 часов
17, 18
Зачем людям украшения.
2
19, 20
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
2
21, 22, 23
Одежда «говорит» о человеке
3
24, 25, 26
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
3
27, 28
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
2
4. «Декоративное искусство в современном мире» 7 часов
29, 30
Современное выставочное искусство.
2
31, 32, 33, 34,35
Ты сам - мастер.
5
ИТОГО:
35
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Тема урока (тип урока)
Основные виды учебной деятельности
УУД
Используемые ресурсы
Домашнее задание
план
факт
1
1-5/09
Инструктаж по ОТ и ТБ
Декоративно-прикладное искусство и человек.
УОНЗ
Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь и др.). Гуашь или акварель.
Л - Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
П - Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
К - Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Р - Уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», стр. 6-9
2
7-12/09
Древние образы в народном искусстве
УОНЗ
Изобретение способов изображения первоэлементов древней славянской мифологии - воды и огня, импровизация на тему древних образов в орнаменте для оконных ставен или наличников. Гуашь.
Л - Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
П - Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
К - Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Р - Уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация, документкамера
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр. 12-19
3
14-19/09
Убранство русской избы
УОНЗ
Работа в паре над украшениями элементов избы (фрон-тон, наличники, причелина, лобовая
доска) солярными знаками, растит. и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Л - Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
П - Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
К - Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков- образов в декоративном убранстве избы.
Р - Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.20-29
4
21-26/09
Внутренний мир русской избы
УОНЗ
Работа над рисунком по теме «В русской избе»: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); выбор композиции, акварельный подмалевок
Л - Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
П - Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
К - Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.
Р - Уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.30-35
5
28/09-3/10
Конструкция и декор предметов народного быта
УОНЗ
Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.); украшение орнаментом предметов труда (прялок).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага
Л - Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
П - Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
К - Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Р - Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.36-43
6
5-10/10
Русская народная вышивка
УОНЗ
Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.
Л - Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
П - Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
К - Осваивать навыки декоративного обобщения.
Р - Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация, документкамера
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.44-49
7
12-17/10
Народный праздничный костюм
УОНЗ
Создание эскиза народного праздничного костюма разных регионов (или народов) России с использованием различных техник и материалов: 1в - женский костюм, 2в - мужской костюм.
Л - Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.
П - Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.
К - Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
Р - Уметь прогнозировать результат творческой деятельности
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.50-59
8
19-24/10
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
УОУР
Раскрытие символического значения обрядового дей-ства на примере одного из ка-лендарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).
Л - Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).
П - Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
К - Проявлять себя в роли знатоков искусства,
Р - Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.60-63
9
26-31/10
Древние образы в современных народных игрушках
УОНЗ
Создание своего образа игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). Пластилин или глина.
Л - Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
П - Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.
К - Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Р - Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.66-75
10
9-14/11
Древние образы в современных народных игрушках УОУР
Создание своего образа игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). Пластилин или глина.
Л - Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
П - Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.
К - Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Р - Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.66-75
11
16-21/11
Искусство Гжели
УОНЗ
Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги (или используя для этого обклеенную украшение плоской (вырезанной из бумаги) или объемной (основа - баночка) формы нарядной гжельской росписью. Гуашь, кисти, бумага.
Л - Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
П - Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
К - Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Р - Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.76-81
12
23-28/11
Городецкая роспись
УОНЗ
Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами городецкой росписи. Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево.
Л - Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически
оценивать произведения городецкого промысла.
П - Выявлятъ общность в городецкой и
гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.
К - Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких мастеров.
Р - Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.82-85
13
30/11-5/12
Хохлома
УОНЗ
Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля - криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предвари-тельно тонируется желто-охристым цветом. Гуашь.
Л - Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение,
эстетически оценивать произведения Хохломы.
П - Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.
К - Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров.
Р - Осваивать основные приемы кистевой росписи Хохломы, овладевать декоративными навыками.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация, документкамера
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.86-91
14
7-12/12
Жостово. Роспись по металлу
УОНЗ
Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.
Л - Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.
П - Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
К - Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов
Р - Осваивать основные приемы жостовского письма.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.92-95
15
14-19/12
Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
УОНЗ
Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги.
Карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.
Л - Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.
П - Различать и называть характерные
особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.
К - Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.
Р - Осваивать основные приемы росписи.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.96-103
16
21-26/12
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
УОУР
Выставка детских творческих работ «По мотивам народных промыслов», обобщение знаний о народных промыслах России.
Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной экскурсии по импровизированной ярмарке, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.
Л - Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
П - Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
К - Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Р - Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
17
11-16/01
Инструктаж по ОТ и ТБ
Зачем людям украшения
УОНЗ
Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме
П - Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
К - Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь
Р - Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.106-107
18
18-23/01
Зачем людям украшения
УОУР
Рисование эскизов ювелирных украшений Древнего Египта
П - Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
К - Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь
Р - Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.106-107
19
25-30/01
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
УОУР
Изображение деталей жен. и муж. костюма, украшений или аксессуаров для людей разных социальных групп в Древнем Китае или Японии (индивидуально-коллективная работа).
Л - Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Китая или Японии, давать им эстетическую оценку.
П - Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Китая или Японии.
К - Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора
Р - Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.108-117
20
1-6/02
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
УОУР
Итоговая игра-викторина с использованием аналитически-творческих заданий для групп: рассмотреть костюмы и определить их владельцев, систематизировать зрительный материал, увидеть неточности, допущенные художником.
Л - Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
П - Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
К - Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора
Р - Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация, документкамера
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.108-117
21
8-13/02
Одежда «говорит» о человеке
УОН
Поэтапное выполнение кол-лективного панно «Бал во дворце» или «Улицы средневекового города»:
1-й урок - подготовка основы для коллективной работы (интерьер дворца или средневековая улица)
П - Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности связанной с созданием творческой работы.
К - Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Р - Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.118-133
22
15-20/02
Одежда «говорит» о человеке
УОНЗ
Поэтапное выполнение кол-лективного панно «Бал во дворце» или «Улицы средневекового города»:
2--й урок - Творческая мастерская «Дизайн истори-ческого костюма» - создание женского и мужского образа;
П - Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности связанной с созданием творческой работы.
К - Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Р - Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.118-133
23
22-27/02
Одежда «говорит» о человеке
УОУР
Поэтапное выполнение кол-лективного панно «Бал во дворце» или «Улицы средневекового города»:
3-й урок - завершение коллек тивного панно: доработка деталей костюмов, изображение мебели и предметов интерьера.
П - Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности связанной с созданием творческой работы.
К - Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Р - Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.118-133
24
29/02-5/03
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
УОН
Изобретение геральдических элементов для своего герба (эмблемы)
П - Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов
К - Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.
Р - Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.134-139
25
7-12/03
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
УОНЗ
Рисование (или рельефная лепка) герба семьи, эмблемы класса или школы
П - Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов
К - Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.
Р - Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.134-139
26
14-19/03
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
УОУР
Рисование (или рельефная лепка) герба семьи, эмблемы класса или школы
П - Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов
К - Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.
Р - Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.134-139
27
4-9/04
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
УОУР
Викторина. Систематизация зрительного материала, распознавание неточностей, допущенных художником.
Л - Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
П - Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.
К - Использовать в речи новые художественные термины.
Р - Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
28
11-16/04
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
УРК
Итоговая игра с использованием аналитически-творческих заданий для групп.
Л - Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
П - Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.
К - Использовать в речи новые художественные термины.
Р - Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
29
18-23/04
Современное выставочное искусство
УОН
Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий совре-менного декоративного искусства от народного тради-ционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».
Л - Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
П - Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
К - Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
Р - Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.142-167
30
25-30/04
Современное выставочное искусство
УОН
Разработка проекта коллективного декоративного панно (или декоративного изделия) для украшения интерьера школы с использованием традиционных образов народного искусства: древа жизни, матери-земли, птицы, коня (оленя), северных мотивов, их интерпретация.
Выполнение эскиза.
Л - Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
П - Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
К - Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
Р - Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.142-167
31
2-7/05
Ты сам - мастер
УОУР
Выполнение индивидуального проекта (например, рос-пись кухонной доски) или коллективная работа в конкретном материале (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.) разнообразных творческих замыслов (панно)
1-й урок - выбор материала, деление на модули, подготовка шаблонов и т.д.
Л - Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу «от простого - к сложному».
П - Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций
К - Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
Р - Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.168-189
32
9-14/05
Ты сам - мастер
УОУР
Выполнение индивидуального проекта (например, рос-пись кухонной доски) или коллективная работа в конкретном материале (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.) разнообразных творческих замыслов (панно)
2--й урок - поэтапная реа-лизация проекта.
Л - Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу «от простого - к сложному».
П - Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций
К - Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
Р - Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.168-189
33
16-21/05
Ты сам - мастер
УОУР
Выполнение индивидуального проекта (например, рос-пись кухонной доски) или коллективная работа в конкретном материале (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.) разнообразных творческих замыслов (панно)
3-й урок - завершение про-екта в деталях.
Л - Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу «от простого - к сложному».
П - Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций
К - Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
Р - Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.168-189
34
23-28/05
Ты сам - мастер
УОУР
Выполнение индивидуального проекта (например, рос-пись кухонной доски) или коллективная работа в конкретном материале (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.) разнообразных творческих замыслов (панно)
4-й урок - защита проектов.
Л - Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу «от простого - к сложному».
П - Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций
К - Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
Р - Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
презентация
Н.А. Горяева О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» стр.168-189
35
30/05-3/06
Итоговое занятие
УОУР
Обобщение темы четверти, подведение итогов года
Л - Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
К - Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Условные обозначения основных типов урока:
УОНЗ - урок открытия новых знаний
УОУР - урок отработки умений и рефлексии
УОН - урок общеметодологической направленности
УРК - урок развивающего контроля
УИ - урок-исследование
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
-
Учебник Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
2. hmao-museums.ru
Музеи Югры
lrc-lib.ru
Рукописные памятники Древней Руси
cathedral.ru
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» -музей четырех соборов
kreml.ru
Музей Московского кремля
hermitage.ru
Эрмитаж
ethnomuseum.ru
Российский Этнографический музей
likhachev.lfond.spb.ru
Академик Д.С.Лихачев
decemb.hobby.ru
Музей декабристов
computer-museum.ru
Виртуальный компьютерный музей
encspb.ru
Историко-культурный интернет-портал "Энциклопедия Санкт-Петербурга"
theatremuseum.ru
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
shm.ru
Сайт Государственного Исторического музея
museumpushkin.ru
Всероссийский музей А.С. Пушкина
museum.ru
Сборник Музеев России
kremlin.museum.ru
Музеи московского Кремля.
theatremuseum.ru
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№
Наименование
Количество
1.
Материалы для художественной деятельности:
Краски акварельные
10
Фломастеры (набор)
5
Альбомы для рисования
30
Цветная бумага
30
Карандаши цветные (набор)
4
2
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод
1
3
Керамические изделия (вазы, кринки и т.д.)
4
4
Предметы быта (подносы, блюда и т.д.)
7
5
Наборы геометрических тел
2
6
Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии)
10
7
Мультимедийные обучающие презентации
56
8
Мультимедийные викторины
6
9
Динамические пособия
6
-
комплект ученической мебели (15 парт, 30 стульев);
-
учительское место (стол - инв. №1060088640, кресло - 1шт.);
-
мебельная стенка - 1 шт. (инв. №21013600000034, 21013600000040, 21013600000039,21013600000014);
-
компьютер - 1 шт. (инв. №1040088690)
-
мультимедийный проектор - 1 шт. (panasonik. инв. №41061100000084);
-
интерактивная доска - 1 шт. (инв. №41061100000079)
-
многофункциональное устройство - 1 шт (XEROX инв. №.1040000139);
-
документкамера - 1 шт. (инв. № 410134000000227)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения темы «Древние корни народного искусства» обучающиеся должны уметь:
-
осознавать значение декоративно-прикладного искусства современном мире;
-
определять значения и изображать древние символы;
-
отличать архитектурные элементы древнерусской избы;
-
выполнять конструкцию и декор предметов народного быта;
-
понимать символическое значение обрядовых праздников русского народа.
-
читать образный язык ДПИ;
-
выполнять эскизы и макеты костюма, изделий с вышивкой, декоративного украшения предметов крестьянского быта;
-
пользоваться разными материалами (художественными, графическими, скульптурными) для передачи различной фактуры.
В результате изучения темы «Связь времен в народном искусстве» обучающиеся должны уметь:
-
определять значение древних образов в современных игрушках;
-
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности гжельской росписи;
-
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности городецкой росписи;
-
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности хохломской росписи;
-
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности жостовской росписи;
-
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности работы по дереву, лубу, бересте;
-
выполнять основные элементы росписи каждого направления;
-
составлять композицию росписи предметов;
-
различать произведения разных направлений и техник ДПИ;
-
различать изделия ДПИ по художественной манере (по промыслу);
-
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
-
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу.
В результате изучения темы «Декор - человек, общество, время» обучающиеся должны научиться:
-
осознавать роль ДПИ в жизни человека и общества;
-
отличать особенности искусства Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы 17 века;
-
правилам выполнения геральдических символов;
-
выполнять эскизы на тему древних образов древнеегипетского искусства;
-
работать над коллективным изображением;
-
выполнять гербы и эмблемы;
-
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;
-
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях ДПИ и использовать эти знания на практике;
-
определять шедевры национального и мирового декоративно-прикладного искусства;
-
понимать историческую ретроспективу становления ДПИ.
В результате изучения темы «Декоративное искусство в современном мире» обучающиеся должны уметь:
-
определять отличие выставочных изделий от изделий массового производства;
-
определять свойства материалов используемых для изделий ДПИ.
-
выбирать материалы в соответствии с формой и назначением предмета ДПИ;
-
выполнять творческие работы из различных материалов (бумага, картон, соленое тесто, мочало;
-
выполнять макет витража;
-
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;
-
понимать специфику ориентированности отечественного ДПИ на приоритет этического над эстетическим;
-
анализировать средства выразительности, используемые художниками, работающими в сфере ДПИ, для создания художественного образа.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны научиться:
-
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
-
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика, роспись и т.п.).