• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ





НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»

Работу выполнила:

Нор - Аревян Альфреда

14 лет, 8 «А» класса

МБОУ СОШ №8

Руководитель:

Назикян Анаид Эдуардовна

с. Большие Салы

2013 г.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи

1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи

1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

1.3 Русские художники пейзажисты

Глава 2. Методика пейзажной живописи

2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи

2.2 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года

Заключение

Литература




Введение

Доброта сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, эстетическая и художественная культура своей страны - одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров - пейзажная живопись. Посредством пейзажной живописи воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед нами раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. Воздействие искусства на все стороны духовной жизни не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений. Это далеко не только какая-то украшающая добавка к необходимому - это сама необходимость в воспитании человека. Как показал анализ литературы, в изученной мною области существуют пробелы. Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для моей фантазии и возможность разнообразной деятельности.

Объектом исследования является пейзажная живопись. Предмет исследования - развитие творческого воображения в процессе изучения пейзажной живописи. Целью моей работы является овладение методами пейзажной живописи; развитие художественного и эстетического вкуса через пейзажную живопись. В задачи исследования входит:

выявить специфику развития творческого воображения, и его проявления в изобразительной деятельности;

исследовать роль и возможности пейзажной живописи как средства развития творческого воображения.


Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи

1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи

Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. Знакомясь с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи открыли для нас свой взгляд на окружающий мир - такой удивительный и очень разный. Пейзаж (от французского слова "paysage") означает вид, изображение какой-либо местности, а в изобразительном искусстве так называется жанр. Основной предмет изображения - природа, виды городов, архитектурные комплексы, горы, моря. Как самостоятельный жанр пейзаж появляется в средневековом Китае еще в VI веке. Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Одним из лучших был Сюй Вей. Но затем пейзажи в период династии Мин потеряли свое значение в живописи.

В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Но пейзаж почти всегда являлся лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в XVII веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. Голландские художники первыми стали создавать картины, на которых была изображена их земля. Красоту родной природы художники передавали тщательно и любовно, как бы создавая портрет родной страны. Голландские художники писали пейзажи на небольших полотнах, и позднее их стали называть "маленькие голландцы".

1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. В произведениях искусства древнерусской живописи (иконах) конца XVII века уже встречается пейзаж, как фон. "Иоанн Предтеча с житием" - огромная фигура святого располагается в центре на фоне пейзажа. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства, такие как:

1. Приглашение иностранных художников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников.

2. Покупка за границей произведений искусства.

3. Обучение талантливых молодых художников за границей.

В русском искусстве XVIII век необычайно важен. Бурно развивается культура, наука, становится светским просвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится передать действительность: образы современников, важные события. Примером этому служат великолепная гравюра Алексея Федоровича Зубова "Панорама Петербурга". Он удачно передал оживленность молодой столицы. Это был, пожалуй, первый городской пейзаж: выполненный в технике офорта. Но выразить поэтическую сущность пейзажа время не наступило.

В XVIII веке в русском искусстве устанавливается иерархия жанров. В литературе, частности, появляются высокие жанры: ода, эпопея, трагедия, исторический жанр, в живописи мифологические, религиозные картины и низкие жанры: комедия, сатира, басня, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт в живописи. Пейзаж, как видим, отнесен к низким жанрам. В русской живописи значительным явлением в начале XVIII века становится портрет. Этот жанр не только получил быстрое развитие, но и достиг замечательных успехов. Художники вводят в картины пейзаж как фон для изображения портрета например, картина И.Я. Вишнякова портрет "Сары Фермор". Пейзаж введен Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета. На заднем плане изображены тонкие стволы деревьев, с нежной листвой, слабо освещенной как бы светом зари.

В первой четверти двадцатого столетия в России произошла Октябрьская революция. Новые образы вошли в творчество художников. Появляется индустриальный пейзаж в советской живописи. Но художники-пейзажисты XX века в своём творчестве постоянно обращаются к высоким традициям русской живописи. А пейзаж XX века является самостоятельным жанром живописи, любимым и почитаемым, как и другие её жанры. Одной из лучших картин в жанре пейзажа 30-х годов является "Новая Москва" Ю.И.Пименова(1937г). Интересно творчество пейзажистов Н.Н. Крымова (1884-1958), Рылова, Сарьяна, Грабаря и других.

1.3 Русские художники пейзажисты

Основоположники русской пейзажной живописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.

На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся выразить поэтическую сущность пейзажа.

Во 2-ой половине XIX века (1870) в русском искусстве произошло значительное событие: создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно воздействовать через искусство на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Если А.К. Саврасов был ярким представителем лирического пейзажа в русском искусстве, то на другом полюсе располагается пейзажное творчество Ивана Ивановича Шишкина. Он писал большие по размерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина - это природа, предназначенная для богатырского народа. Его идеал - возвышенный образ русской природы. "Певец русского леса" И.И. Шишкин показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы.

В историю русской пейзажной живописи И.И. Шишкин вошел художником, воспевшиий величие и богатство родной природы, могучий покой русских лесов. Имя и картины Шишкина чрезвычайно популярны. Зрителей неизменно привлекает общедоступность поэтических образов Шишкина, простота и ясность его художественного языка. В основе всех графических и живописных произведений лежит крепкий и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Шишкин очень много рисовал, постоянно изучал природу. Он был тщателен до педантизма в передаче деталей. Излюбленный мотив Шишкина - мотив лесного пейзажа. Художник не имел себе равных в изображении леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина весьма разнообразно. Подлинным шедевром среди лесных пейзажей являются "Сосны, освещенные солнцем". Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечным светом. Глядя на эту картину, зритель словно бы ощущает сухой смолистый запах хвои, летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем молодого соснового леса. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами. Изучая творческое наследие Шишкина на уроках изобразительного искусства, мы развиваем свое творческое воображение, переносясь в русский лес.

Глава 2. Методика пейзажной живописи

2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи

Техника рисования прозрачными красками Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если мы работаем с прозрачными слоями разных тонов краски, то возникает так называемое "оптическое смешение красок". Техника рисования по мокрому грунту: краски наносят либо на предварительно смоченную бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При использовании техники "мокрым по мокрому" возникает эффект, типичный для акварельной живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое "увядание" красок содержит в себе чрезвычайно привлекательные возможности изображения. Техника затеков: при использовании этой техники стремятся добиться мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной. Это происходит, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большим количеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладывают рядом без перехода. Работа проводится также на сухой основе.

Техника гранулирования.

Такая техника рисования осуществляется на грубой бумаге с помощью большого количества краски, небольшого количества воды, легкими мазками кисти, и должна также использоваться на сухой основе. Она должна покрывать лишь выступающие места бумаги, а углубленные участки остаются белыми. В результате возникает структурированная поверхность рисунка.

Негативная прозрачная краска.

Это понятие подразумевает оставленные на картине части белой поверхности бумаги, таким образом, изображают светлые, освещенные детали или белые предметы. Белой бывает кроющая краска, в виде акварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных мест на бумаге.

Техника размывки возможна при наличии уже нанесенных более толстых, чем обычно, еще слегка сырых или уже высохших слоев краски. Чистой водой и кистью размываются световые пятна, контуры и поверхности. Эта техника предлагается, кроме того, для коррекции интенсивно окрашенных участков рисунка

2.2 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года

Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зеленый цвет, летние поля зерновых погружены в теплую желтизну, а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми и желтыми тонами. Эти и другие краски должны использоваться и применяться вполне обдуманно.

Весна. Сделанный с натуры карандашный набросок дает представление о характере ландшафта, деревьях на противоположном берегу озера и слегка структурированном переднем плане. Набросок является важным вспомогательным средством и канвой для разбивки вашей картины на части. Он служит проектом во время работы. Если мы пишем акварелью, используя технику нанесения красок по мокрому грунту, то должны отказаться от точного обозначения форм на картине, так как никогда нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски, и слишком большая плотность форм на наброске нам только помешает. Поначалу может случиться так, что краски расплываются сильнее, чем мы предполагаем. Попытки внести исправления, как правило, не удаются. Появляются резко обозначенные края и размытые участки краски. Лучше всего в таком случае учесть своеволие красок и лишь привести в соответствие размеры элементов, изображенных на картине. При данном относительно простом изображении пейзажа вполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работая с красками, мы можем ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске.

1. После того как намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги, нужно приготовить краски для нашей картины. Используйте небесную лазурь. Зеленые тона образуются прямо на бумаге в результате смешивания голубого и желтого тонов; более теплый желтый оттенок мы получаем, добавив немного красной краски, коричневый цвет можно получить, смешав на палитре или в коробке с красками голубую с небольшим количеством красной и желтой. На этой картине бумага смачивается не чистой водой, а водой с растворенной в ней небесной лазурью. Для этого наливаю в плоскую посуду немного воды и добавляю краску до тех пор, пока голубой цвет не приобретет нужную интенсивность. Краску готовлю в достаточном количестве, так как дополнительное смешивание краски с водой очень сложное занятие, причем едва ли удастся избежать легкого отличия цвета. Разбавленную небесную лазурь с максимальной равномерностью наношу на бумагу кистью. Начиная с верхней части неба. При этом кисть постоянно обмакиваю в раствор краски и не промываю в чистой воде. Только таким способом нам удастся равномерно нанести краску. Над линией горизонта мы должны работать с максимально возможной точностью и закончить прямым штрихом. Теперь наша бумага смочена в области неба. Желтый цвет частично смешается с голубым цветом неба, и в результате получится желто-зеленый. В некоторых местах я использовала теплый желто-оранжевый цвет (смешивается из желтого с небольшим количеством красного). Тонкой кистью провожу по линии горизонта узкую полосу коричневого цвета (смешивается из голубого, красного и небольшого количества желтого).

2. Дальше приступаю к отделке картины. В легких коричневых тонах тонкой кистью рисую нежные стволы и сучья деревьев. В некоторых местах выше линии горизонта я добовляю более интенсивные коричневый и голубой тона. Разбавленной прозрачной краской оранжевого цвета (желтый и красный) прохожусь местами в верхней части поверхности воды. В местах диагональных мазков оранжевый цвет слегка усиливается и наносится детальными движениями. Еще более интенсивно наношу его несколькими вертикальными мазками на траву на переднем плане.

3. Посмотрев на свою картину с некоторого расстояния , если необходимо, подчеркиваю другие нюансы.

4. В конце тонкой кистью осуществляю отделку деталей.









Заключение

В результате проведенного мной исследования я пришла к выводу, что пейзаж занимает очень большое место в художественной живописи.

Изучение истории развития пейзажной живописи и формирования мастерства выдающихся художников-пейзажистов открыло для меня огромное разнообразие и богатство в индивидуально-творческом плане личностей художников. Их полотна могут выступать в качестве творческих эталонов, раскрывающих смысл мастерства и его индивидуальную характеристику в этом виде изобразительного искусства.

Творческое развитие средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. В свой работе я рассмотрела возможности развития творческого воображения на образцах пейзажной живописи. Невозможно рассматривать роль пейзажа в формировании художественного видения, не определив, что же такое пейзаж, его виды и характер. Ведь именно на основе его вида и характера складываются определенные принципы построения, которые неразрывно связаны с содержанием и темой каждого определенного пейзажа. Изменение какого-либо из принципов, (например изменение построения ритма в пейзаже), влечет за собой изменение настроения и самого строя картины. Менялось содержание, менялись задачи и требования, предъявляемые художником и зрителями к пейзажу. Человек постоянно открывал все новые и новые стороны той природы, которая была объектом его наблюдений и претворений.

Сама природа является средствами такого воспитания, а картины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображению, - еще более сильный фактор развития творческого воображения и нравственного воспитания.

Таким образом, развитие творческого воображения на образцах пейзажной живописи - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

Пейзаж отразил красоту национального своеобразия местности. Действительность, измененная человеком, создание его рук - города и стройки - также стали источником творческого вдохновения. Пейзаж - тонкое, голубокое, увлекательное искусство, возникшее много столетий назад, далеко не исчерпало себя.

Пейзаж завоевал одно из ведущих мест в живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человека, в нем современник говорит о себе и узнает себя.

По отношению к пейзажу художников, можно определить отношение к родной или чужой земле. Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде. Воспитывается художественное видение как таковое.






Список литературы .

1. Ветрова Г.Е. Сказка о добром художнике. Архип Куинджи. М.: Издательство "Белый город", 2001г.

2. История искусства. Библиотека школьника. Минск: Литература, 1997г.

3. История русского и советского искусства. /Под редакцией Д.В. Сорабьянова. - М.: "Высшая школа", 1979г.

4. История русского искусства том 1. /Под редакцией М.М. Роковой и И.В. Рязанцевой. - М.,1878 г.

5. Курочкина П.И. знакомство с пейзажной живописью. С. - П. детство-пресса, 2000г.

6. Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф.С. - М.: Издательский дом "Искусство", 2002.

7. Шишкин И.И. М.: Издательство "Искусство", 1971г.

8. Энциклопедия. Русская живопись XIV-XX веков, - М. искусство, 1998г.

9. Энциклопедический словарь юного художника, - М. Просвещение 1994г.

10. Яшухин П.А. Живопись, - М. Искусство, 1986г.





© 2010-2022