• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Районный историко-краеведческий конкурс школьников «Самобытность или похожие обряды и традиции»» «Из бабушкиного сундучка»

Районный историко-краеведческий конкурс школьников «Самобытность или похожие обряды и традиции»» «Из бабушкиного сундучка»

       Наша краеведческая работа называется «Из бабушкиного сундучка».  Сегодня я расскажу, о том, какие чудеса можно сделать с помощью крючка и ниток,  познакомлю с историей одной мастерицы, вместе с одноклассниками перенесемся во времена наших прабабушек: как и где  они отдыхали, чем увлекались.  В ходе исследования мы познакомились с изделиями мастерицы Беккер Марии Андреевны, подготовили кружевные изделия к выставке, создали презентацию о мастерице, узнали о жизни  и быте наших предков из пр...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Балей Забайкальского края

Районный историко-краеведческий конкурс школьников

«Самобытность или похожие обряды и традиции»»



«Из бабушкиного сундучка»

Работу представляет: Лукина Валерия Павловна, Квартал Б, д.4, квартира 9,МБОУСОШ №6, 6 класс.

Участники: учащиеся 6класса.

Руководитель: Димова Анна Петровна,

учитель изобразительного искусства МБОУСОШ №6

г.Балей, Забайкальского края, ул.Чернышевского,9







2014-15 учебный год.

Оглавление

1.Введение:

1) Краткая аннотация.

2) Аннотация.

II.Основная часть

1)История возникновения искусства вязания крючком.

2)Отражение искусства вязания в жизни мастериц.

3)Фрагмент использования песен, выражений, плясок народа Забайкалья.

III. Заключение:

1)Выводы.

2) Гипотеза.

3) Полученные данные.

VI. Используемые источники и литература, приложение



Фантазии полёт и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках...

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живет в веках.



I.Введение.

Краткая аннотация.

Наша краеведческая работа называется «Из бабушкиного сундучка». Сегодня я расскажу, о том, какие чудеса можно сделать с помощью крючка и ниток, познакомлю с историей одной мастерицы, вместе с одноклассниками перенесемся во времена наших прабабушек: как и где они отдыхали, чем увлекались. В ходе исследования мы познакомились с изделиями мастерицы Беккер Марии Андреевны, подготовили кружевные изделия к выставке, создали презентацию о мастерице, узнали о жизни и быте наших предков из произведений забайкальских писателей В.Балябина, К.Седых, И интересом учились петь, плясать на манер героев книг. За историческими фактами обратилась к интернет - ресурсам, литературе. Проект реализован через практическую деятельность во внеурочное время. В результате подготовки к конкурсу мы с увлечением проводили свободное время, узнали много нового, открыли талантливых людей нашего города, приобщились к традициям нашего народа.





Аннотация.

Цель краеведческого исследования

Приобщить детей к истокам традиционной народной культуры,

Развивать интерес и уважение к традициям своего народа, их труду, быту жизни.

Сохранить в памяти наших земляков неоценимый вклад мастериц- рукодельниц в культуру нашего города.

Задачи проекта:

* Собрать необходимые материалы, реставрировать;

* Проанализировать и систематизировать собранный материал;

* Создать электронную презентацию творческая мастерская «Из бабушкиного сундучка».

Формы и характер деятельности при создании работы:

 Собрание, реставрация работ;

 Изучение работ , сбор информации об авторе;

 Работа с информационными ресурсами сети Интернет.

Методы исследования:

  • теоретический (анализ информации из разных источников),

практический (эксперимент), наглядный, поисковый; изучение исторических аспектов развития, анализ художественных объектов;

  • Интервью;

  • Изучение, реставрация связанных крючком изделий; знакомство с художественной литературой; работа с интернет- ресурсами;

  • Обобщение

II. Основная часть

2.1. История возникновения искусства вязания крючком.

Существует такая легенда: «Жила, говорят, бабушка и умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную. Да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька- узелок. Петелька- узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет старушка воздух, по углам узелками закрепит, глядишь- лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое воздушное мастерство, кружевное умение».

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.

В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц. Накопленный тысячелетиями опыт не затерялся где-то среди пыльных страниц истории, подобно многим другим интересным фактам, но лишь обогатился новыми техниками, узорами, способами. Пожалуй, вязание - это как раз тот вид искусства, в который каждый может внести свой вклад, не боясь мнения строгих критиков.

Вязание крючком - многогранная техника, она позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства. Этот способ вязания применяется и для вывязывания отдельных элементов, украшений (пуговиц, воротников), и для создания одежды (платьев, свитеров), и для получения элементов интерьера (салфеток, скатертей, подвесок для горшков с цветами) и так далее.

Вязание крючком - процесс увлекательный. Результаты всегда красивы, изделия, связанные крючком, могут стать отличным подарком.

Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет.
Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.

В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.
В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком. В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях. В Италии в соборе Св. Петра сохранились изделия, связанные крючком в 16 веке. Именно в 16 веке в Европе получило самое большое распространение вязание крючком. Широкое распространение получило вязание крючком в Ирландии. Брюссельские кружева были очень дорогими и не по карману бедным людям. Впервые схемы вязания крючком были изданы в голландском журнале "Penelope" в 1824 году. В конце 19 века были унифицированы символы вязания крючком, которые разделились на две системы обозначения: американскую и британскую. Таким образом, на протяжении всей истории вязания крючком вязаные вещи были очень популярны, в моде, являлись показателем состоятельности и очень высоко ценились.

А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
В Италии, в Соборе Св.Петра среди великолепных плетеных кружев, которыми украшены алтарные скатерти и одежда, сохранилось несколько экземпляров, относящихся к 16 веку, выполненных крючком. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.
Теперь - собственно о нитках и крючках. Вязать можно любыми нитками, но всегда нужно иметь подходящий к ним по размеру крючок. Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка в его самом тонком месте, то есть "на горлышке". Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 ( для самых тонких ниток, например, обычная катушечная, номер 40, 30, 20, 10) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые и деревянные, различаются по буквам от B (2,5 мм) до Р (16 мм). Это - основные крючки. Существуют еще крючки удлиненные, для тунисского, или афганского, вязания, на таких крючках может помещаться большое количество петель, как на спице. И, наконец, "шпильковые" крючки, которые и крючками не назовешь, они представляют собой продолговатую рамку, вокруг которой нитки сначала наматываются, как на огромную шпильку для волос, а потом обычным крючком выполняются кружевные стежки и петли. Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале "Penelope". К концу ХIХ века закончилась унификация знаков и символов, и были выработаны две системы обозначений: британская и американская. В России, Европе, Америке, Африке и Азии для записывания условными знаками узоров использовали одну систему, а в Австралии, в Великобритании и некоторых странах Британского содружества - другую, британскую, но разобраться в них вполне возможно, потому что во всех ведущих изданиях приведены сводные таблицы переводов. В Забайкалье изделия, украшенные кружевом, появились с времен освоения Сибири т.е. было завезено из других мест. Расцвет рукоделия просматривается у семейских, в купеческих домах, в более обеспеченных семьях.

2.2. Отражение искусства вязания в жизни мастерицы.

Кружева, кружева, кружева… Сколько загадочности, воздушной красоты, фантазии. На занятиях кружка Анна Петровна, наш руководитель, показала нам кружевные изделия, мы видели их на уроках искусства и нам захотелось узнать историю их создания. И вот мы в гостях у Кузнецовой Эммы Ивановны, бывшего повара школьной столовой. Сейчас Эмма Ивановна на пенсии. Много лет назад она подарила Анне Петровне вещи, связанные крючком ее мамой Беккер Марией Андреевной. « Мария Андреевна родилась в 1910 году, в Читинскую область их семью выселили в 1945г., как людей немецкой нации с Саратовской области. Тогда всех немцев выслали, даже ничего не дали взять из домашнего имущества. Вот такие были времена. Жили в с. Казаковский Промысел, там, в 1948г. родилась я-Эмма. В Балей переехали, когда закрылся Казаковский прииск. Мама была домохозяйкой, держали хозяйство, огород. Вот в те времена и занималась вязанием крючком, этим рукоделием научилась от своей матери, немецкие женщины умели хорошо вязать, шить, вышивать. Купить, что то для украшения дома не было возможности, да и такие вещи не продавались, вот и украшали свой быт как могли. Тонкостями рукоделия обменивались со своими же переселенцами. Так появились подзоры на простынях, кружевные занавески, салфетки,… Помню в доме была в переднем углу кровать, на день ее заправляли вязанным покрывалом, сверху подушки, на них надевали белоснежные наволочки с кружевными вставками, а на ночь их снимали, посередине кровати лежала маленькая подушечка- думочка- это был шик , что говорило об умелой хозяйке дома. Мама умудрялась по-особому заутюживать складочки на шторках, крахмалила, получалось очень красиво. Кроме вязания кружев мама еще выбивала узоры на швейной машинке. В доме была всегда чистота. Кружева вязала из ниток №10, «ириса» и штопки. Достать нитки было очень сложно: заказывали всем, кто имел возможность выезжать в другие города. Постепенно в магазинах стали появляться ткани, тюль, другие украшения для дома и рукоделие ушло в историю. Но тем и хорошо все это- всему свое время.

Сейчас на рынке товаров для рукоделия представлен широкий выбор материалов и инструментов для вязания, регулярно издаются журналы с образцами разных узоров, мотивов и приемов вязания. Так что каждая девушка, женщина может связать неповторимые наряды, украсить и сделать уютным свой дом, приготовить оригинальный подарок близким и знакомым».

Вот такую историю о необыкновенной семье мы узнали. Как сказала Эмма Ивановна, «вещи мне дороги как память о родителях, о моем детстве, родном доме, а я подарила их для того, чтобы вы знали о нас, знали историю своего народа, как жили и чем увлекались. Может когда-нибудь кто то из вас и увлечется этим видом рукоделия, а мне тепло на душе, что я чем то вам помогла и когда-нибудь вспомните мою маму добрым словом».

Ушли от Эммы Ивановны, а на душе осталась тоска, как будто побывали в прошлом. Мы решили показать вам то, что затронуло до глубины души, что не оставило нас равнодушными, то что осталось уже в прошлом в истории, а без прошлого не может настоящего, человек не имеет права жить в настоящем и мечтать о будущем. Это наша жизнь, это наша память.

2.3.Фрагмент использования песен, выражений, плясок народа Забайкалья.

Частушки, взяты из книги В.Балябина «Забайкальцы», К.Седых «Даурия».

1). У Аргуни, у реки

Поили коней казаки.

Белогривого коня

Поил симпатия моя.

2). Барыня, буки-бе.

То-то весело тебе.

Фу-ты, ну-ты, барыня,

Вот моя сударыня

3). Барыня, юбка бела,

Много сахару ты поела.

Фу-ты, ну-ты, барыня,

Вот моя сударыня.

4). Я в лесу дрова рубил

Рукавицы позабыл…

Топор и рукавицы,

Рукавицы и топор.

Рукавицы-вицы-вицы

Жена мужа не боится,

Топор и рукавицы,

Рукавицы и топор

5). Полюбила казака

Из Аргунского полка.

Он богатства не имеет,

горячо любить умеет.

С казаком тебе душа,

Жизня будет хороша

6). Эх ты, зимушка- зима,

Холодна очень была.

Холодна очнь была

Да заморозила меня.

Заморозила меня,

Молодого казака.

Удалого, бравого

Да русого, кудрявого

7). Нынче новые права-

Бородатых на дрова.

С молодыми будем пить

И в обнимочку ходить.

8). Ты подгорна хосогорна,

Широваха улицо.

По тебе никто не ходит

Ни петух не курица.

Если курица пройдет,

То петух с ума сойдет.

9).Ах вы,сашки- канашки мои,

Разменяйте бумажки мои.

А бумажки все новые,

Двадцатипятирублёвые.

Выражения, слова:

Для проведения встреч в холодное время года молодежь в деревнях арендовали просторную избу на вечерки у одиноких, пожилых людей, которые могли с гостями скоротать длинные зимние вечера и заработать небольшую плату . Пели, плясали, рукодельничали. Во время рукоделия слушали рассказы старых жителей, интересные истории, устраивали смотрины, встречи, молодежь пела на манер взрослых.

«-чо та ,девки, скукота седни, зачинай Настасья нашу ( исполняется песня );

- Но, затянули, чо скучаете?

-Да хотели идти к верховским, вас то куды то унесло?

-К верховским? А чо не боитесь , смотрите мигом вороты та насмолим!

- Дашутка, голуба моя, давай спляшем, чо ли?

- А чо не сплясать то, Петровна, будь добра подыграй!

_ Да чо плясать то будете?

-А давай «Подгорну»!

-Ну спасибо, Петровна, уважила. пора и честь знать! Пошли робяты, пора и честь знать!

-Вот тебе Петровна пятачок за тепло, уют и внимание.

-Ну, благодарствую, вам не убыток, а мне приварок».

Пляски:

«Подгорная», «Кадриль», «Камаринская», «Барыня».

Обряды, обычаи:

-Провожая парня на службу, девушка давала зарок ждать его и дарила кисет. Кисет- мешочек, сшитый из ткани, на лицевой стороне вышивали буквы имени и фамилии возлюбленного. В кисет насыпали табак. Дарение кисета считалось особой клятвой в любви и верности, а еще клятва честно ждать со службы.

- «Вороты насмолим»- выражение, взято из обычаев народа Сибири. Если девушка, изменила своему парню, ей мазали ворота дегтем, что считалось позором. В случае, когда девушку опозорили напрасно, чтобы искупить вину, отец парня водил его по деревне с логушком на шее ( логушок- емкость с дегтем).

- За аренду избы на вечерки хозяевам платили либо продуктами, приносили дрова, чтобы истопить печь, или платили мелкой монетой. В деревне такая изба была всем известна, обычно в ней жили добродушные, гостеприимные, очень бедные хозяева, которые были рады гостям и возможностью заработка.

III. Заключение

Выводы:

Нам понравилось заниматься исследованием , реставраций, изучением традиций наших предков, созданием презентации. Мы хотим узнать как можно больше о людях, их творчестве, которое актуально в наше время, научиться петь песни , в которых отражена красота нашей природы, обычаи народа, традиции общения молодежи, их истории приобретения навыков жизненного опыта. Собранными материалам, созданной работой мы желаем поделиться с учащимися, учителями, родителями.

Гипотеза:

Создание электронной презентации творческая мастерская «Из бабушкиного сундучка» будет способствовать сохранению памяти об истории вязания крючком на Руси и искусстве вязания в нашем городе, сохранению памяти о наших земляках, послужит наглядным воспитательным примером для обучения и воспитания молодого поколения.

Когда увидишь результат своего труда, возникает множество идей и желаний сделать работу еще интересней. Если при совместной деятельности видишь и ощущаешь поддержку товарищей, работа спорится, получаешь необыкновенное удовлетворение. Когда слышишь слова благодарности от того, кому даришь работу, это окрыляет. Нельзя не согласиться, что эти качества понадобятся нам в жизни.

Благодаря работе над проектом мы стали еще сплоченнее, узнали способности, таланты каждого. Поняли ,что можно интересно и с пользой проводить свободное от учёбы время. Познакомились с искусством рукоделия, культурой и традициями наших предков, узнали немало интересных исторических фактов из их жизни. Открыли для себя новые возможности, поняли, что проведенная нами работа имеет важное значение в нашей жизни.

Полученные данные:

После кропотливого труда мы получили результат своего творчества: провели реставрацию кружевных изделий. Работа с кружевными изделиями не только увлекательна, но и познавательна. Использование опята работы наставника дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Помогает поистине окунуться в историю прошлых времен, постичь характер материалов, открывая их поразительную красоту. Кроме того, приобретаются навыки исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Знакомясь с историей быта жителей Забайкалья, которые описаны в произведениях забайкальских писателей, мы окунулись в быт, обычаи народа, воспроизвели некоторые фрагменты в сценке, побывали в образе певцов и плясунов.

VI. Используемые источники и литература, приложение

Литература

-В.Балябин «Забайкальцы».

-К.Седых «Даурия».

- Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.

- Рукоделие: Популярная энциклопедия/ Гл. ред. И.А. Андреева. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1992.

Интернет-ресурсы

- История вязания крючком. Режим доступа bsi63.ucoz.ru/publ/121-1-0-101 , свободный. - Загл. С экрана .

- Немного из истории вязания крючком. Режим доступа uroki-vyazaniya.ru/istoriya-vyazaniya.html , свободный. - Загл. С экрана.



© 2010-2022