- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок изобразительного искусства по теме: «Образ художественной культуры Древней Греции»
Урок изобразительного искусства по теме: «Образ художественной культуры Древней Греции»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Исмагилова А.Н. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема «Образ художественной культуры Древней Греции»
Цели:
- познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции;
- научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;
- совершенствовать умение работать кистью и красками;
- развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление;
- формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
- воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древней Греции.
Оборудование для учителя: презентация к теме урока, таблички со словами; карта.
Музыкальное сопровождение: танец «Сиртаки».
Оборудование для учащихся: краски, кисти, баночки с водой.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
(Улыбнитесь друг другу, тихо сели).
II. Формулировка темы урока.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по удивительной, полной загадок и чудес стране. Догадайтесь о какой стране идет речь?
- Расположена на Балканском полуострове. Омывается с трёх сторон Эгейским, Ионическим, Критским морями.
- Что же это за страна? Давайте посмотрим на карту. Обратите внимание на расположение страны.
Тема нашего урока «Образ художественной культуры Греции»
-
Объяснение нового материала.
Скажите, какой город сейчас является столицей Греции?
Рассказ учителя (сопровождается просмотром слайдов) V век до нашей эры - время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений. Именно здесь на долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя, главного места Афин. Именно туда сейчас мы с вами отправимся. И войдем мы территорию Акрополя, через центральный вход Пропилеи.
- Пройдя Пропилеи, мы оказываемся на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Воительницы. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копьё, а левой держала щит. Семиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех сторон города, и даже с моря. Она была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Но, к сожалению, статую уничтожили в XIII веке суеверные крестоносцы.
Немного вправо и перед нашим взором - главный храм Акрополя - Парфенон. Построен архитекторами Иктином и Калликратом с 447-438г. до н.э., посвящен богине Афине. В плане дорический периптер, окруженный сорока шестью колоннами. Но он органически включает и элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегченный антаблемент, сплошной фриз.
Материал: белоснежный мрамор.
До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Но наиболее интересны скульптуры Парфенона, которые славили Афину, утверждая ее высокое положение среди прочих богов. Все они созданы Фидием и его талантливыми учениками. Особенно замечателен - фриз, созданный Фидием. На восточном фронтоне изображена сцена рождения богини из головы громовержца. Тема западного фронтона - спор Афины и Посейдона о господстве над Аттикой. Все сюжеты связаны с мифами об Афине, вдохновлявшей героев на подвиге. Внутри храма, по преданию, находилась двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.
На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя - храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V века до н.э. Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, состоялся спор за обладание Аттикой. В полу храма было отверстие, сквозь которое показывали след в скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом росла священная маслина.
Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. Три различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид на южной стене. По сравнению с гордым Парфеноном Эрехтейон радует своим изяществом и легкостью.
Храм Ники Аптерос (Бескрылой) - посвящен богине Победы Нике.
Это небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм, окруженный с двух сторон ионическими колоннами. Внутри, по свидетельству современников, находились деревянная статуя Ники.
-
Физминутка.
-
Разбор образца. Объяснение приемов работы.
- Наше путешествие плавно переходит в практическую работу. Давайте внимательно рассмотрим схему строения греческих храмов.
Основным архитектурным сооружением является храм. Основным материалом для строительства служил мрамор, который подчеркивал красоту и стройность здания.
Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей (слайд).
В архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ конструкции называется ОРДЕР. Ордер делится по вертикали на три основные части: опору - стереобат, несущую часть - колонну и несомую часть - антаблемент.
В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений (слайд).
Дорический ордер - самый прочный и тяжелый на вид из трех архитектурных ордеров в греческой системе (слайд 12). Дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер - как выражение его силы, духовной и физической.
Ионический ордер - один из ордеров, общих для греческой и римской систем. В градации по степени тяжести и легкости занимает среднее положение между более сильным и тяжелым дорическим и более стройным и легким коринфским ордерами (слайд). Ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер - как выражение ее грации.
Древнейшие дорические сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, - отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим храмовым постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада.
Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще одну. В результате храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестиейон демонстрируют соотношение 6:13, а афинский Парфенон - 8:17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии.
Коринфский ордер - самый легкий и стройный из трех ордеров греческой системы. Менее определенным по признаку тяжести и легкости является его место в римской системе (слайд № 14). Коринфскую колонну было принято интерпретировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер - как выражение ее нежности и чистоты.
Тектоническая фигура, изображающая женщину, заменяющая колонну в ионическом и коринфском ордерах (храм Эрехтейон, Афины) называется КАРИАТИДА.
- Ребята, скажите, какими бы вы словами определили каждый ордер?
Ответы учащихся: дорические колонны Парфенона - «самые древние, мужественные, строгие, сильные», а «стройные, рвущиеся вверх» ионические колонны Эрехтейона «легки, изысканны, грациозны, изящны» и их «не спутать с колоннами пышного, праздничного, нарядного, цветущего» коринфского ордера.
Приемы рисования:
- Цвет мрамора - это цвет солнца, которое играет в камне. Какие цвета мы возьмем для рисования храмов?
- Посмотрите на схему рисования храма (слайд). Какую часть колонны мы будем украшать? Где еще можно украсить здание?
-
Практическая работа (под музыкальное сопровождение танец «Сиртаки»)
Учащиеся изображают греческие храмы.
-
Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся, исправление неточностей. Оценка работ.
-
Домашнее задание: прочитать греческие легенды и мифы, рассмотреть одежду греков.