- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по дополнительному образованию на тему Линогравюра
Программа по дополнительному образованию на тему Линогравюра
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кадулина М.И. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации городского округа города Выкса.
МБОУ Гимназия № 14.
Программа факультатива по формированию художественно-эстетическому развитию для учащихся художественных школ и изо студий:
«Линогравюра»
Составитель: Сенаторова И.Ю.
Учитель ИЗО МБОУ Гимназии №14
Городской округ Выкса 2015 год
Пояснительная записка.
Стать профессиональным художником сможет не каждый человек. Но часто у многих детей возникает желание зафиксировать свои наблюдения, впечатления и переживания в рисунках, чтобы сохранить образы чудесных открытий. У начинающих, как правило, не хватает знаний и умений точно изобразить на рисунке какой-нибудь предмет или явление. Потеряв веру в свои силы, дети готовы бросить рисование. Но рисовать и изготовлять художественные изделия могут не только одаренные, но и все, кто этого хочет.
Основная задача обучения научить детей приемам линогравюры взяв в основу реалистическое изображение предметов и декоративные работы. Развивать в них умение замечать прекрасное и обобщать увиденное, научить отобразить в работе все, что нравится, что их волнует.
Занятия помогут найти ответы на множество вопросов, возникающих во время работы с линогравюрой. Создание линогравюры - это по истине интересное занятие. С данным видом искусства мы знакомимся в художественной школе, на уроках графики. процесс вырезания на линолеуме различных картинок разными фактурами интересен для детей. Поэтому я решила
рассмотреть эту отрасли гравюры подробнее. И теперь ставлю перед собой задачу заинтересовать вас этим видом искусства.
Программа составлена так, что во время занятий дети узнают об основных правилах выполнения рисунка: как размещать отдельные элементы композиции на плоскости листа, а долее на плоскости линонеума как выбирать точку зрения, как изображать людей и животных, при помощи каких пластических приемов можно реализовать тот или иной замысел в графике.
В ходе работы факультатива дети будут знакомиться с произведениями великих мастеров графики, а сочетание бесед об искусстве с рисованием способствует воспитанию любви и интереса к искусству.
Основными направлениями в работе являются:
1. Изучение особенностей строения, характерной формы, объема окружающих предметов, растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.
2.Изучение пространственных свойств объектов и связанных с ними законов линейной и воздушной перспективы.
4. Изучение элементарных закономерностей светотени, теории теней и выражение их в работах.
5. Изучение законов композиции в творчестве мастеров изобразительного искусства.
6. Демонстрация произведений художников на занятиях для раскрытия правил рисования, техники выполнения работ.
7. Выполнение изделий в технике линогравюры соответствии с технологическими особенностями.
Цель
1. Создание условий для развития творческих способностей учащихся;
2. Формирование устойчивого интереса к линогравюре, как одному из видов прикладной графики;
3. Развитие воображения, внимания, самостоятельности анализа действий, графических навыков при работе с ритмичным чередованием черно-белых пятен в гравюре
4. Воспитание любви к искусству
Задачи:
1. Изучить технологию печати гравюры по линолеуму;
2. Расширить словарный запас учащихся: штихель, матрица, оттиск, гравюра, линогравюра, офорт, ксилография, эстамп;
3. Отработка композиционных навыков учащихся.
Обучающая:
- освоить изобразительные операции и манипуляции с использованием различных материалов и инструментов;
- дать знание элементарных основ рисунка;
- сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;
- освоить изобразительные и технологические приемы, работы с линогравюрой.
Развивающая:
- развивать у детей изобразительные способности;
- художественный вкус;
- развивать творческое воображение.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать дисциплину, внимание, наблюдательность, творческую фантазию, ответственность, доброту;
- воспитывать честность, любовь к прекрасному, к своей Родине, к своему краю;
- приобщить к достижениям мировой художественной культуры.
Целевая группа - учащиеся художественной школы (дети в возрасте 11-15 лет).
Структура программы:
программа рассчитана на 135 занятий, из них в 1 классе-33 занятия ( 1ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 занятия ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Программа факультатива «Линогравюра» состоит из 3-х блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок - художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок - трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
Разделы программы.
Основные разделы
Количество часов:
Рисование с натуры
4ч.
Графический рисунок
8 ч.
Техника линогравюры
14ч.
Рисование по памяти и представлению
5 ч.
Экскурсии
1 ч.
Беседы
2 ч.
Рисование и линогравюра.
- знакомить детей с красотой пейзажа;
- раскрыть роль искусства в понимании красоты натуры;
- раскрыть роль человека в искусстве.
- учить рисовать по памяти и представлению;
- развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира;
- развивать воображение, творческую фантазию, умение работать в технике линогравюры;
- воспитывать любовь к природе, бережному отношению;
- воспитывать художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.
Тематическое планирование:
№
Тема
часы
1
Рисование с натуры. Вводное занятие.
1ч
2
Изображение предметного мира «Натюрморт».
2ч
3
Изображение человека.
1ч
4
Пейзаж-большой мир.
1ч
5
Графическое рисование. Анималистический жанр.
2ч
6
Жанр Натюрморт. Натюрморт в графике.
2ч
7
Жанр Пейзаж. Пейзаж в графике.
1ч
8
Жанр Портрет. Портрет в графике.
1ч
9
Многообразие форм графического дизайна.
2ч
10
Техника линогравюры Простая техника высокой печати.
1ч
11
Материалы и инструменты, краски для линогравюры.
1ч
12
Технология печати по линолеуму (линорит).
1ч
13
Цветная линогравюра, эскиз.
1ч
14
Текстильная краска. Печать на ткани.
2ч
15
Создание эскиза для печати в 1 цвет.
1ч
16
Перенос изображения через кальку, заливка темных областей вырезания.
1ч
17
Работа с резцами.
2ч
18
Правила нанесения краски. Печать в 1 цвет.(черное и белое).
2ч
19
Печать в два цвета. Вырезание форм на каждый цвет.
2ч
20
Нанесение краски двумя способами (1лист на линолеум, линолеум на лист).
1ч
21
Рисование по памяти. Природа и архитектура.
1ч
22
Город сквозь века.
2ч
23
Линогравюра, печать.
2ч
24
Выставка работ.
1ч
Итого: 34 часа
Ожидаемые результаты:
* Формирование художественно-эстетического вкуса.
* Использование знаний и умений в школах художественно-эстетического направления: художественная школа, изостудия, центрах эстетического развития, школах искусств.
Формы контроля:
На уроках художественной студии оценок нет. Результат деятельности отслеживается через анкетирование, проводимое как среди детей, так и среди их родителей.
Формы работы:
-ролевые игры;
- рисуночные методы;
- беседы;
- групповые обсуждения;
- подвижные игры;
- разминки;
- праздники;
- КВН;
- выставки.
К концу года учащиеся должны:
познание:
Расширить словарный запас учащихся: штихель, матрица, оттиск, гравюра, линогравюра, офорт, ксилография, эстамп;
воспринимать красоту и гармонию в жизни и искусстве;
знать, как работают разные художники: живописец, график, скульптор, дизайнер;
иметь представление о линогравюре;
композиция:
уметь выбирать формат и положение листа в зависимости от содержания изображения;
оптимально использовать плоскость, изображать предметы крупно;
иметь начальное представление о декоративной композиции (узор и орнамент);
форма:
иметь понятие о форме (плоская, объёмная, геометрическая, природная), её пропорциях, конструкции;
уметь изображать простейшие формы с натуры, по памяти и выполнять работы в технике простейшей печати.
технология:
знать названия и назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на занятиях; порядок действий, основные операции и приёмы в рисовании, линогравюре.
уметь аккуратно пользоваться художественными принадлежностями.
Итоги:
Оформление выставки творческих работ. Итоги года.
Список рекомендуемой литературы
Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству / И. П. Волков. - М., 1982.
Данилов, В. Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В. Н. Данилов. - Минск : УИЦ БГПУ, 2004.
Данілаў, В. М. Выяўленчае мастацтва і праца. Тэматычнае планаванне. 1-ы клас / В. М. Данілаў. - Мінск : Беларускі кнігазбор, 1996.
Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. - Минск : Народная асвета, 1992.
Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. - М., 1998.
Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах / В. С. Кузин. - М. : Просвещение, 1977.
Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2007.