Программа по дополнительному образованию на тему Линогравюра

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Управление образования администрации городского округа города Выкса.

МБОУ Гимназия № 14.


Программа факультатива по формированию художественно-эстетическому развитию для учащихся художественных школ и изо студий:

«Линогравюра»



Составитель: Сенаторова И.Ю.

Учитель ИЗО МБОУ Гимназии №14

Городской округ Выкса 2015 год

Пояснительная записка.

Стать профессиональным художником сможет не каждый человек. Но часто у многих детей возникает желание зафиксировать свои наблюдения, впечатления и переживания в рисунках, чтобы сохранить образы чудесных открытий. У начинающих, как правило, не хватает знаний и умений точно изобразить на рисунке какой-нибудь предмет или явление. Потеряв веру в свои силы, дети готовы бросить рисование. Но рисовать и изготовлять художественные изделия могут не только одаренные, но и все, кто этого хочет.

Основная задача обучения научить детей приемам линогравюры взяв в основу реалистическое изображение предметов и декоративные работы. Развивать в них умение замечать прекрасное и обобщать увиденное, научить отобразить в работе все, что нравится, что их волнует.

Занятия помогут найти ответы на множество вопросов, возникающих во время работы с линогравюрой. Создание линогравюры - это по истине интересное занятие. С данным видом искусства мы знакомимся в художественной школе, на уроках графики. процесс вырезания на линолеуме различных картинок разными фактурами интересен для детей. Поэтому я решила

рассмотреть эту отрасли гравюры подробнее. И теперь ставлю перед собой задачу заинтересовать вас этим видом искусства.

Программа составлена так, что во время занятий дети узнают об основных правилах выполнения рисунка: как размещать отдельные элементы композиции на плоскости листа, а долее на плоскости линонеума как выбирать точку зрения, как изображать людей и животных, при помощи каких пластических приемов можно реализовать тот или иной замысел в графике.

В ходе работы факультатива дети будут знакомиться с произведениями великих мастеров графики, а сочетание бесед об искусстве с рисованием способствует воспитанию любви и интереса к искусству.

Основными направлениями в работе являются:

1. Изучение особенностей строения, характерной формы, объема окружающих предметов, растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.

2.Изучение пространственных свойств объектов и связанных с ними законов линейной и воздушной перспективы.

4. Изучение элементарных закономерностей светотени, теории теней и выражение их в работах.

5. Изучение законов композиции в творчестве мастеров изобразительного искусства.

6. Демонстрация произведений художников на занятиях для раскрытия правил рисования, техники выполнения работ.

7. Выполнение изделий в технике линогравюры соответствии с технологическими особенностями.

Цель
1. Создание условий для развития творческих способностей учащихся;

2. Формирование устойчивого интереса к линогравюре, как одному из видов прикладной графики;

3. Развитие воображения, внимания, самостоятельности анализа действий, графических навыков при работе с ритмичным чередованием черно-белых пятен в гравюре

4. Воспитание любви к искусству

Задачи:
1. Изучить технологию печати гравюры по линолеуму;

2. Расширить словарный запас учащихся: штихель, матрица, оттиск, гравюра, линогравюра, офорт, ксилография, эстамп;

3. Отработка композиционных навыков учащихся.

Обучающая:

- освоить изобразительные операции и манипуляции с использованием различных материалов и инструментов;

- дать знание элементарных основ рисунка;

- сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;

- ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;

- освоить изобразительные и технологические приемы, работы с линогравюрой.

Развивающая:

- развивать у детей изобразительные способности;

- художественный вкус;

- развивать творческое воображение.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к изобразительному искусству;

- воспитывать дисциплину, внимание, наблюдательность, творческую фантазию, ответственность, доброту;

- воспитывать честность, любовь к прекрасному, к своей Родине, к своему краю;

- приобщить к достижениям мировой художественной культуры.

Целевая группа - учащиеся художественной школы (дети в возрасте 11-15 лет).

Структура программы:

программа рассчитана на 135 занятий, из них в 1 классе-33 занятия ( 1ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 занятия ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Программа факультатива «Линогравюра» состоит из 3-х блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок - художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.

Третий блок - трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.

Разделы программы.

Основные разделы

Количество часов:

Рисование с натуры

4ч.

Графический рисунок

8 ч.

Техника линогравюры

14ч.

Рисование по памяти и представлению

5 ч.

Экскурсии

1 ч.

Беседы

2 ч.

Рисование и линогравюра.

- знакомить детей с красотой пейзажа;

- раскрыть роль искусства в понимании красоты натуры;

- раскрыть роль человека в искусстве.

- учить рисовать по памяти и представлению;

- развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира;

- развивать воображение, творческую фантазию, умение работать в технике линогравюры;

- воспитывать любовь к природе, бережному отношению;

- воспитывать художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.



Тематическое планирование:

Тема

часы

1

Рисование с натуры. Вводное занятие.

2

Изображение предметного мира «Натюрморт».

3

Изображение человека.

4

Пейзаж-большой мир.

5

Графическое рисование. Анималистический жанр.

6

Жанр Натюрморт. Натюрморт в графике.

7

Жанр Пейзаж. Пейзаж в графике.

8

Жанр Портрет. Портрет в графике.

9

Многообразие форм графического дизайна.

10

Техника линогравюры Простая техника высокой печати.

11

Материалы и инструменты, краски для линогравюры.

12

Технология печати по линолеуму (линорит).

13

Цветная линогравюра, эскиз.

14

Текстильная краска. Печать на ткани.

15

Создание эскиза для печати в 1 цвет.

16

Перенос изображения через кальку, заливка темных областей вырезания.

17

Работа с резцами.

18

Правила нанесения краски. Печать в 1 цвет.(черное и белое).

19

Печать в два цвета. Вырезание форм на каждый цвет.

20

Нанесение краски двумя способами (1лист на линолеум, линолеум на лист).

21

Рисование по памяти. Природа и архитектура.

22

Город сквозь века.

23

Линогравюра, печать.

24

Выставка работ.


Итого: 34 часа




Ожидаемые результаты:

* Формирование художественно-эстетического вкуса.

* Использование знаний и умений в школах художественно-эстетического направления: художественная школа, изостудия, центрах эстетического развития, школах искусств.

Формы контроля:

На уроках художественной студии оценок нет. Результат деятельности отслеживается через анкетирование, проводимое как среди детей, так и среди их родителей.

Формы работы:

-ролевые игры;

- рисуночные методы;

- беседы;

- групповые обсуждения;

- подвижные игры;

- разминки;

- праздники;

- КВН;

- выставки.

К концу года учащиеся должны:

познание:

Расширить словарный запас учащихся: штихель, матрица, оттиск, гравюра, линогравюра, офорт, ксилография, эстамп;

воспринимать красоту и гармонию в жизни и искусстве;

знать, как работают разные художники: живописец, график, скульптор, дизайнер;

иметь представление о линогравюре;

композиция:

уметь выбирать формат и положение листа в зависимости от содержания изображения;

оптимально использовать плоскость, изображать предметы крупно;

иметь начальное представление о декоративной композиции (узор и орнамент);

форма:

иметь понятие о форме (плоская, объёмная, геометрическая, природная), её пропорциях, конструкции;

уметь изображать простейшие формы с натуры, по памяти и выполнять работы в технике простейшей печати.

технология:

знать названия и назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на занятиях; порядок действий, основные операции и приёмы в рисовании, линогравюре.

уметь аккуратно пользоваться художественными принадлежностями.

Итоги:

Оформление выставки творческих работ. Итоги года.

Список рекомендуемой литературы

Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству / И. П. Волков. - М., 1982.

Данилов, В. Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В. Н. Данилов. - Минск : УИЦ БГПУ, 2004.

Данілаў, В. М. Выяўленчае мастацтва і праца. Тэматычнае планаванне. 1-ы клас / В. М. Данілаў. - Мінск : Беларускі кнігазбор, 1996.

Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. - Минск : Народная асвета, 1992.

Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. - М., 1998.

Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах / В. С. Кузин. - М. : Просвещение, 1977.

Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2007.


© 2010-2022