• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • План - конспект открытого урока по изобразительному искусству Тема урока: «Портрет в скульптуре»

План - конспект открытого урока по изобразительному искусству Тема урока: «Портрет в скульптуре»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Дороховская детская школа искусств» Рузского муниципального района

Московской области










План - конспект

открытого урока по изобразительному искусству




Тема урока:

«Портрет в скульптуре»




Преподаватель: Масляков Алексей Михайлович










п.Дорохово

2015 г

Цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры.

Задачи:

Образовательная - Учить создавать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства.

Развивающая - развивать пространственное мышление, зрительную память, глазомер, творческую и познавательную активность.

Воспитательная - формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Методы и методические приемы:

-словесные - изложение материала в виде беседы;

-наглядные - демонстрация наглядного материала при объяснении выполнения практической работы;

-практические - показ приемов выполнения портрета в скульптуре на образце.

Оборудование:

Для учащихся - клеенка, пластилин, стеки, заготовка для каркаса головы:

Для преподавателя: - то же, репродукции скульптур - портретов, плакат с изо­бражением головы человека, плакат «пропорции лица человека».

План урока

  1. Организационный момент;

  2. Сообщение тема урока

  3. Изучение нового материала.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Итог урока



ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

Учитель. Чувство прекрасного в мире как бы заложено в «программу» жизни. Оно в человеческой природе, так же как любовь, добро, стремление к справедливости. Это чувство может развиваться, а может быть, и приглушено, деформировано и почти утрачено при неблагоприятных условиях. Это чувство может во многом определять характер действия человека, его отношения к жизни, к самому себе и другим людям. Вот поэтому, в школе есть такой замечательный урок - изобразительное искусство, где вновь и вновь мы можем встретиться с прекрасным, пережить чудесные минуты эстетического наслаждения.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. На предыдущих уроках вы узнали о пропорциях человеческой фигуры и лица, научились рисовать голову человека. Сможете ли вы полученные знания и умения применить при лепке портрета человека? Сегодня на уроке мы это проверим.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Вглядитесь внимательно в портретные скульптурные образы, представленные на классной доске и страницах учебника. Вероятно, вам более знакома монументальная скульптура, то есть памятники, которые поставлены в честь великих людей. В этих торжественных и величественных, иногда скорбных произведениях портретный образ выражен всей постановкой фигуры, ее силуэтом и жестом, размещением в пространстве и соотношением с окружением. Однако есть другой вид скульптуры, когда скульптурное изо­бражение приближено к нам и мы можем заглянуть в лицо, почувствовать характер и жизненную правдивость образа. Это камерная скульптура.

Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии скульптурами стали называть и сами произведения этого вида искусства.

Скульптура бывает «круглой» (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной.

Изображая человека в круглой скульптуре, скульптор может ограничиться только маской, то есть только лицом, головой без затылка, может изваять голову или погрудный бюст с плечами. При этом подставке бюста может быть придана самая разнообразная форма. Изображение человека по пояс называется полуфигурой, а изображение во весь рост - статуей. Многофигурная композиция называется скульптурной группой.

Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны. Здесь фигуры могут быть помещены на каком-то изобразительном фоне. Различаются два вида рельефа: когда фигуры выступают из плоскости фона менее чем на половину своего объема, он называется барельефом; когда фигуры выступают более чем на половину, он называется горельефом.

В живописи или графике, изображая человека, художник воспроизводит обстановку, в которой тот находиться. Воздух, пространство, различные окружающие предметы участвуют в формировании создаваемого художником образа. В скульптуре этой возможности художник полностью лишен, здесь все должно быть выражено самой фигурой, ее движением.

В отличие от всех рассмотренных видов изобразительного искусства, когда видимый мир передавался на плоскости, в скульптуре главное выразительное средство - объемная форма. Это и дает возможность при ее создании использовать такие долговечные материалы, как дерево, металл, камень.

Материал играет огромную роль в создании образа. Его особенности и свойства подсказывают художнику возможности выразительного решения.

В изображении, созданном из камня, сама его твердость, сколотость каменных граней обязательно станут существенной характеристикой портрета.

В изображении, созданном из пластилина или глины, красота и выра­зительность рождаются благодаря пластичности, податливости материала.

IV. Постановка художественной задачи!

Задание. Вам предстоит сделать скульптурный портрет выбранного ли­тературного героя. Это может быть персонаж произведения, изучаемого на уроке литературы или придуманный образ. В любом случае будет неинтересно, если все станут лепить одно и то же.

Для выполнения задания потребуется пластилин. Лепить надо на подставке - пластиковой или какой-либо другой дощечке. Хорошо иметь стеки (специальные плоские и неострые ножики для работы с пластилином) и тряпку для вытирания рук. А еще можно использовать небольшую цилиндрическую банку (например, из-под кофе) и смятый в плотный шар лист бумаги, который надо будет втиснуть в горлышко банки. Этот неожиданный для урока предмет послужит каркасом и сильно упростит техническую сторону работы.

Тщательно облепите каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Нижняя часть банки останется в качестве шеи. Найдите соотношение лицевого и черепного объемов, подумайте, какими будут волосы, головной убор. Главный принцип вашей работы - идти от общего к частному и помнить о симметрии. Не бойтесь упрощать форму, не мельчите ее. Упростить - значит не обеднить форму, а лишь подчеркнуть выразительность, опустив малозначительные детали. Ваши пальцы мнут форму, вдавливая и выдавливая из нее необходимые детали, где-то мягкие по очертаниям, а где-то резкие, определенные. Хотя вы наращиваете форму головы прибавлением новых кусков пластилина, следите за цельностью формы, чтобы у вас не получались отдельно прилепленные детали. Не забывайте смотреть на свою работу с разных сторон. Думайте о своем персонаже, мысленно как бы превращаясь в него. Главное - понять меру проработки деталей, чтобы не потерять выразительность образа.


V. Практическое выполнение задания.

При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов.

Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен передаче объемно-пространственной характеристике предмета. Поэтому для того чтобы эта характеристика была точной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составляющие части, их взаимосвязь и взаимозависимость.

При лепке головы последовательно решаются задачи:

  1. нахождение расположения частей в пространстве

(движение);

  1. нахождение их относительных размеров (пропорции);

  2. нахождение формы (лепка в собственном смысле слова).

Я рекомендую вам вылепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого движения. В процессе лепки обращайте внимание на части, имеющие основное пластическое значение: лоб, затылок, виски и т. п.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;

  2. контроль правильности выполнения приемов работы;

  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  4. контроль объема и качества выполненной работы.

VI. Итог урока.

1. Выставка портретов из пластилина.

Учитель. Давайте посмотрим на ваши первые скульптурные портреты.

Авторы рассказывают о своих замыслах и их воплощении.

2.Заключительное слово.

Учитель. Несмотря на то, что это первые ваши скульптурные портреты, можно сказать, творческие пробы, хочется отметить, что вы сумели в лучших работах передать характерные особенности внешности литературных героев, соблюсти пропорции человеческой головы. Поэтому портреты получились законченными, выразительными, индивидуальными.

Хорошо, что еще радуют нас голубые озера незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек по угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры.

Домашняя работа: описать внешность и характер полюбившегося лите­ратурного героя.




© 2010-2022