Основы цветоведения и цветовосприятия. Ахроматическая гамма. Монохромная гамма

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы цветоведения и цветовосприятия. Ахроматическая гамма. Монохромная гамма.ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Колледж декоративно- прикладного искусства

имени Карла Фаберже № 36




Отчет

о проведении открытого урока

по живописи с основами цветоведения


Тема. Основы цветоведения и цветовосприятия. Ахроматическая гамма. Монохромная гамма.



Дата проведения: 04.10.2013

Педагог: Акимов Сергей Петрович

Учебная группа: ДИ-2А

Дисциплина: Живопись с основами цветоведения

Специальность: 072501















МОСКВА 2013 год.

  1. Общее положения

Цели: Образовательные.

  • Целью изучения данной темы является обучение колористическому мышлению, принципиально необходимому для составления колористических таблиц и рекомендаций в различных областях создания художественного образа, в дизайне и рекламе.

  • Изучить свойства ахроматической гаммы.

  • Изучить ахроматическую равно ступенчатую школу методом деления крайних тонов.

  • Научиться применять ахроматическую комбинаторику по трем диапазонам светлоты.(нюансные и контрастные сочетания)

Задачи:

  • Построить ахроматическую равно ступенчатую шкалу методом деления крайних тонов.

  • Обозначить шкалу условных единиц измерения цветов.

  • Разделить все цвета на светлые и темные.

Развивающие:

  • Технически грамотно выполнять упражнения по теории

цветоведения;(ОК 1-9)

  • Составлять хроматические цветовые ряды; (ПК 1-9)

  • Распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты; (ПК 1-9)

  • природу и основные свойства цвета; (ОК 1-9)

  • теоретические основы работы с цветом; (ОК 1-9)

  • особенности психологии восприятия цвета и его символику; (ОК 1-9)

  • теоретические принципы гармонизации цветов в композициях; (ОК1-9)

  • Сформировать у студентов следующие навыки, понятия и умения: понятие о свойствах цвета и красок; понятие о хроматических и ахроматических цветах; понятие о цветовых парах; знание визуально-психологических свойств цвета; знание зависимости психологической интерпретации цветовосприятия от природной соотнесённости цвета; понятие о предпочитаемых цветах, с учётом физиологических и психологических факторов; понятие о колорите, цветовых композициях.

  • Использование правил организации цвета при реализации художественного образа в дизайнерских решениях.

  • Научиться грамотно, составлять на палитре смеси тонов и правильно выполнять выкраски.


  • Воспитательные:

развить художественно нравственный - эстетический вкус в цветовом решении.

Методическая связь: история, культура и искусство

Тип урока: изучение нового материала.

Методы ведения урока: лекция, беседа, демонстрация, анализ, практическое задание.

Оборудование:

Для преподавателя: план урока, наглядное пособие, плакаты, репродукции, доска.

Для студентов: тетрадь, ручка, ластик, карандаш, гуашь двенадцати цветная, палитра, тряпочка, кисти, линейка 40 см. скотч, мольберт, стул.


  1. Ход урока

2.1.Организационыый момент. - 5 мин

Подготовка рабочего места. Приветствие студентов. Знакомство. Проверка отсутствующих

2.2.Изложение нового материала- 20 минут

2.3. Обсуждение наглядного пособия. - 5минут.

2.4. Практическая работа.- 45 минут.

2.5. Подведение итогов- 10минут

2.6.Уборка рабочих мест. - 5 минут.

В ходе демонстрируются соответственные плакат, репродукции. Обобщение пройденного материала. Даются основные понятия в цветоведении, хроматические цвета, ахроматические цвета.

- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый).

-Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Три атрибута цвета: тон, светлота и насыщенность

Для того чтобы художник мог смешать любой цвет, ему необходимо сперва научиться определять его: 1) тон 2) светлоту; 3) насыщенность. Каждому из цветов можно присвоить имя, отчество и фамилию. Чтобы назвать цвет, мы посредством определения основного исходного тона сначала называем тон (один из двенадцати тонов цветового круга), затем - уровень светлоты (насколько данный цвет является светлым) и, наконец, уровень насыщенности (степень яркости).

В определенном смысле называние цвета с помощью его атрибутов аналогично определению объекта. Мы прежде всего задаемся вопросом: «К какой категории относится этот объект?» Затем: «Каковы его размер и форма?» И наконец: «Из чего он сделан?» Это может быть шкатулка длиной 15 см, прямоугольной формы, деревянная. Или ваза высотой 30 см, цилиндрической формы, стеклянная. Такие описания достаточно точны, чтобы дать нам ясное «представление о предмете. Точно такие же вопросы мы задаем себе и в процессе называния цветов. Когда «художник пишет пейзаж, перед ним вновь и вновь, «вплоть до самого конца работы над картиной, встает один и тот же вопрос: «Что это за цвет?»

Определение тона

Чтобы ответить на этот вопрос, художник первым делом должен назвать первый атрибут - тон. На рисунке представлен цвет, который часто называют бледно- или розовато-лиловым. Но, когда пытаешься получить цвет, который видишь, подобные гламурные названия мало что дают. Вы должны сказать себе: «Если на минуту отвлечься от того, насколько светлым является этот цвет, а также от того, насколько он яркий, то какой из двенадцати основны тонов цветового круга является исходным для представленного на рисунке. После чего вы делаете вывод (абсолютно правильный) о том, что исходным для него является красно-фиолетовый - третичный тон цветового круга.


Определение уровня светлоты

Вопрос, который нужно себе задать, чтобы определить второй атрибут, звучит примерно так: «Haсколько светлым является этот красно-фиолетовый цвет в сопоставлении с двенадцати ступенчатой шкалой градаций от белого до черного?» Для того чтобы ответить на этот вопрос, сравните цвет на рисунке со светлотной шкалой на рисунке и вам станет ясно, что этот красно-фиолетовый цвет - светлый (третий уровень светлоты), и оносится он к светлому тону. Итак, вы уже назвали два из трех атрибутов цвета.


(Розовато-лиловый цвет в сопоставлении со светлотной шкалой)

Обратите внимание на то, что между белым и черным всего двеннадцать градаций светлоты и те же двенадцать градаций на шкале насыщенности между чистым спектральным цветом - например, оранжевым который приглушается путем добавления к нему дополнительного синего пигмента, - и «никаким».

На практике между белым и черным возможны сотни микроскопических светлотных градаций и столько же градаций насыщенности, простирающее от чистого цвета до «никакого».

Однако, как показывают статистические исследования, двенадцать градаций светлоты и насыщенности - это максимум того, что способна удержать наша зрительная память.

Определение уровня насыщенности

Третий атрибут, насыщенность, - это яркость цвета. Вы должны определить, насколько ярким является данный цвет по шкале насыщенности от самого яркого цвета - один из чистых тонов цветового круга - до самого приглушенного - в котором тон приглушен настолько, что его вообще невозможно различить. Воспользовавшись шкалой насыщенности на рисунке 3. вы поймете, что этот цвет - приглушенный (четвертый уровень). Итак, вы определили |цвет посредством всех трех атрибутов:

Цветовой тон: Светлота: Насыщенность:

Красно-фиолетовый Светлый Приглушенный


Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.

Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, потому что, как уже отмечалось, между крайними цветами - красными и фиолетовыми - недостает переходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.




  1. Практическая работа.

3.1.Для того чтобы точно определить светлоту тон и насыщенность, лучше всего построить серую шкалу, которая поможет измерить все атрибуты цвета.

Построить горизонтальный ряд тональной шкалы из 12 квадратов через небольшой интервал. Окрасить эти квадраты в ахроматические цвета от белого к черному.


  • Сверху ахроматической шкалы нанести ряд цифр «1-2-3-…12» (шкала тяжести) С право на лево.

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

  • Снизу - ряд цифр «12-11-10….1» (шкала светлотности.) С лево на право.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3.2. Ниже ахроматической шкалы построить такую же шкалу, но окрасить ее в хроматические цвета, где каждый хроматический цвет соответствовал бы по светлоте ахроматическому тону.

Светлые тона цвета

Средние тона цвета

Темные тона цвета



Монохромная гамма

Выполнить выкраски основных и дополнительных цветов в монохромной гамме по диапазонам светлоты, в трех видах насыщенности.

Насыщенность цвета - свойство цвета изменять свое цветовое содержание от смешивания с ахроматическими цветами. Три вида насыщенности: светлый тон - разбеление (смешивание с белой краской), средние тона - потускнение (смешивание с серой краской), темные тона - затухание (смешивание с черным цветом)

Светлые тона

Средние тона

Темные тона











  1. Ключевые понятия.

Ахроматические цвета - цвета, не имеющие цветового тона и отличающие друг от друга только по светлоте.

Светлота - степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного. Светлота - это светотеневая характеристика цвета.

Диапазон светлоты - участок ахроматической шкалы, куда входят цвета, очень близкие по светлоте.

Равноступенчатая шкала - ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого - либо цветового качества.

Цветовая палитра - набор цветов и оттенков, составленный для достижения определенных художественных целей.

Хроматические цвета - цвета, обладающие цветовым тоном. К ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Равновесие цветовых пятен - это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Цветовая гамма - совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. С учетом характера их психофизического воздействия выделяют теплую, холодную, нейтральную и т.д.

Монохромная гамма - одноцветная гамма с оттенками трех видов насыщенности.

Насыщенность цвета - свойство цвета изменять свое цветовое содержание от смешивания с ахроматическими цветами.Три вида насыщенности: разбеление (смешивание с белой краской), потускнение (смешивание с серой краской), затухание (смешивание с черным цветом)

5.Список используемой литературы.

  • В.В.Куленок Цветоведение. Минск 2012г.

  • Иоханнес Иттен Искусство цвета. М. Д.Аронов.2001г.

  • Б.Эдвардс Цвет. Минск. 2011 г.

  • Буймистру Т.А. Колористика: цвет - ключ к кпасоте и гармонии. М. Ниолла-Пресс.2010г.

  • Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. Уч.пособие -М.Мир книги.1995.

© 2010-2022