Рабочая программа объединения дополнительного образования «Волшебная кисточка»

Программа объединения дополнительного образования «Волшебная кисточка» росчитана на учащихся четвертых классов и ориентирована на активное приобщение детей художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьную программу. По функциональному предназначению программа является учетно-познавательной. Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным те...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

с углублённым изучением отдельных предметов

Аннинский муниципальный район

Воронежская область

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования
протокол №____

от«____» ________20____г.

Утверждена педагогическим советом

школы

протокол №____

от «___» _______ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ_________

Директор школы

Е.В.Азовская

приказ №______

от «__» ______ 20___ г.




Рабочая программа кружка

«Волшебная кисточка - 1»

(для учащихся 4 классов)

на 2013-2014 учебный год




Составитель: учитель ИЗО,

руководитель кружка

Светлана Михайловна Вахрамова


п.г.т.Анна

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов 1 Количество часов в год 34

Количество недельных занятий 1

Классификация рабочей программы модифицированная

Нормативно-правовую основу для составления и реализации рабочей программы дополнительного образования детей составляют следующие документы:

в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

  • Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

  • Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120-ФЗ);

  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ).

  • Санитарно-эпидемиологические требования «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.1178-02;

  • в законодательных актах Воронежской области:

  • Закон Воронежской области от 6 октября 2010 года № 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области»;

  • ДОЦП «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 года № 736;

  • ДОЦП «Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области» (2010-2015 годы), утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 30.12.09 года № 1145 (с изменениями от 13.07.2010 № 567);

  • ДОЦП «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 06.10.2010 года № 826.

в нормативно-правовых актах МКОУ Аннинская СОШ № 3 с УИОП

  • Устав образовательного учреждения МКОУ Аннинская СОШ № 3 с УИОП

  • Программа развития МКОУ Аннинская СОШ № 3 с УИОПна 2010 - 2015 учебные годы.

  • Положение о дополнительном образовании детей в МКОУ Аннинская СОШ № 3 с УИОП

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

  • формирование чувства цвета;

  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Направленность - художественное творчество.

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Программа ориентирована на младшего школьника

Период обучения - 34 часа

Основная форма занятия - практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.

Методы и приёмы работы с детьми

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

  • название материалов и инструментов и их назначение;

  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);

  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Выход программы. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Тушь разноцветная

4. Гуашь.

5. Восковые мелки.

6. Трубочки для коктейля.

8. Ванночки с поролоном.

9. Баночки для воды.

10. Кисти круглые и плоские разного размера.

11. Салфетки.

12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

13. Клей ПВА.

14. Аптечный парафин или восковые свечи.

Содержание программы


1.«Чему я научусь»

Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности

2. «Воздушный шар»

Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель.

3. «Петушок - золотой гребешок»

Рисование ладошками. Акварель.

4. «Капелька за капелькой»

Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники.

5. «Натюрморт». Аппликация

Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация.

6. Морозные узоры.

Знакомство с техникой «рисование воском»

7. «Новогодний сувенир»

Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация.

8. «Новогодняя елка». Смешанные техники

Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель.

9. «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка

Использование знакомых способов и техник рисования

10. Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда

Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска.

11.Зимний пейзаж

Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь

12. Рисование птиц

Конструктивное рисование птиц. Акварель

13. Весенний букет

Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер.

14. «Котёнок и щенок»

Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки.

15. Портрет друга

Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники.

16. «Моя семья»

Жанр портрета. Акварель. Гуашь

17. Сувенир «Последний звонок»

Тестопластика. Гуашь





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения.

Кол-во часов

План.

дата

Факт.

дата

1

«Чему я научусь»

Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности

2





2

«Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя

Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель

2





3

«Петушок - золотой гребешок»

Рисование ладошками. Акварель.

2





4

«Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг»

Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники.

2





5

«Натюрморт». Аппликация

Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа.

2





6

Морозные узоры.

Знакомство с техникой «рисование воском»

2





7

«Новогодний сувенир»

Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация.

2





8

«Новогодняя елка». Смешанные техники

Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель.

2





9

«Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка

Использование знакомых способов и техник рисования

2





10

Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда.

Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска.

2





11

Зимний пейзаж

Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь

2





12

Рисование птиц

Конструктивное рисование птиц. Акварель

2





13

Весенний букет

Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер.

2





14

«Котёнок и щенок».

Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки.

2





15

Портрет друга

Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники.

2





16

«Моя семья»

Жанр портрета. Акварель. Гуашь

2





17

Сувенир «Последний звонок»

Тестопластика. Гуашь

2
















Литература


1.Авсиян О. Натура. Рисование по представлению.- М., 1985.

2.Алексеев С. О цвете и красках. - М.,1964

3. Лукина Н.А. Программа обучения и развития дошкольника. - СПб., 2001.

4. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994. - 290с.

5. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М., 1999.

6.Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. - М., 2003.

7.Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции- 5-е изд., испр. и доп. - М., 1997.

Руководитель _______________ В.М.Вахрамова


© 2010-2022