Рабочая программа по рисованию 8 вид 4 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»








Рабочая программа

по предмету: «Рисование»

образовательная область: «Искусство»

специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

VIII вида: подготовит.4 кл. Москва, «Просвещение», 2013г.

под редакцией В.В.Воронковой

на 2015 - 2016 учебный год



Составитель: Аплеухина Лариса Викторовна,

учитель начальных классов















Новоалтайск , 2015 г.


Структура рабочей программы:--------------------------------------------------------------------стр.

1. Пояснительная записка---------------------------------------------------------------------------3

2. Содержание тем учебного курса------------------------------------------------------------------6

3. Рабочая программа по рисованию 8 вид 4 классТематическое планирование-----------------------------------------------------------------------8

4. Материально- техническое обеспечение-------------------------------------------------------10

5.Лист внесения изменений и дополнений----------------------------------------------------------11











1.Пояснительная записка

1.1.Нормативная правовая база реализации рабочей программы

Рабочая программа курса «Рисование» (предметная область «Искусство») разработана для 4 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:

1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3. Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

4. Базисный учебный план МБОУ «СОШ №1» на 2015/2016 учебный год.

5.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» (принято на педагогическом совете, протокол № 171 от 23 мая 2012 года).

6.Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013)

7.Авторская программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

1.2. Цели и задачи

Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

Задачи курса:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

  • ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

  • дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

1.3. Сроки реализации РП

Программа рассчитана на 2015 -2016 учебный год в соответствии с Учебным планом школы.

1.4. Место учебного предмета в учебном плане (общее количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, число часов в неделю на преподавание предмета, кол-во учебных недель в соответствии с УП ОУ)

Авторская программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с учебным планом школы, введением регионального компонента, уроки чтения и развития речи в 4 классе рассчитаны на 1 час в неделю, следовательно общее количество часов РП составило - 34 часа.

1.5. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской.

Отличительных особенностей нет.

1.6. Обоснование выбора УМК

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой - М.; Просвещение, 2013г.

1. Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.

2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.

3. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах». - М.: Просвещение, 2006

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

1.7. Формы, методы и средства обучения, технологии, которые будут использоваться педагогом для реализации рабочей программы;

Основной формой занятия рисованием является урок, ведущей

формой работы является фронтальная работа, при осуществлении

индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Работа на уроках способствует развитию воображения, творчества.

Уроки рисования связаны с уроками чтения, развитие речи, труда,

математике.

Формирование умений учащихся включает в себя дозированную

помощь учителя (учащегося) в ориентировке и планировании работы, которая

осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационного

материала, технологических карт.

В конце каждой четверти проводится самостоятельная работа

учащихся, учитываются индивидуальные способности каждого

ребенка.

1.8. Формы, способы и средства контроля, проверки и оценки образовательных результатов по данной рабочей программе в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся в ОУ.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

Требования у уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны уметь:


  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов

  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

2. Содержание программы

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1-2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3-4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1-3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

3. Календарно-тематическое планирование.

1 четверть-9ч.

1.

1.час

Рисование на тему «Как я провёл лето»

2.

1 час

Рисование с натуры листа клёна.

3.

1час

Рисование с натуры ветки рябины.

4.

1час.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги)

5.

1 час.

Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим»(А,Пахомов, «Василий Васильевич», С.Чуйков «На границе»)

6.

7

2 час

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

8

1час

Рисование на тему «Сказочная избушка» ( украшение узором наличников и ставен).

9.

1час

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»(хохломская роспись, игрушки, резьба по дереву)

2 ЧЕТВЕРТЬ-- 6 ч.

1.

1 час

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда)

2.

1час

Рисование на тему «Моя любимая игрушка»(по выбору детей)

3.

1час.

Рисование с натуры игрушки-автобуса.

4.

1час

Рисование на тему «Виды транспорта».

5.

1час

. Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

6.

1час

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

3 четверть-11ч.

1.

1 час

Рисование с натуры вымпела с изображением ракеты.

2.

1час

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

3.

1час.

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

4.

1час

Декоративное рисование панно «Снежинки»

5.

1час

Беседа по картинам на тему «Кончил дело - гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

6.

1час

Оформление поздравительных открыток к 23 февраля.

7.

1 час

Оформление поздравительных открыток к 8 марта..

8.

1 час

Декоративное рисование листка календаря к празднику 8 Марта.

9.

1 час

Рисование с натуры кормушки для птиц.

10.

1час

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин(И.Левитан «Март», «Первая зелень», К.Юон «Мартовское солнце»

11.

1 час

Рисование на тему «Весенний день».

4 четверть-8 ч.

1

1час

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

2

1час

Декоративное рисование в круге узора из лепестков.

3

1 час

Рисование на тему «Наши спутники в космосе».

4

1 час

Рисование с натуры бабочки.Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»(вышивка, кружево, керамика)

5

1час

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

6

1час

Рисование и оформление открыток для ветеранов к Дню Победы.

7

1 час

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

8

1 час

Рисование узора для крышки коробки, квадратной формы.». Рисование на тему «Здравствуй, лето!»


итого- 34 ч.

. 4. Учебно- методическое обеспечение



  1. Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2013


  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2013


  1. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 4 классах». - М.: Просвещение, 2013



5.Лист внесения изменений и дополнений.

№ п\п.

Дата

Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение.

Подпись сотрудника внесшего изменения.











11

© 2010-2022