Рабочая программа по ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»


Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Программа учебного курса составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, 4-е издание. - М.: Просвещение, 2010. Программа 1 вида.

Данная рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:

  1. Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;

  2. Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 7 декабря 2010 г.);

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.:Просвещение,2010г.

  4. Примерной государственной программе начального общего образования по изобразительному искусству, утверждённой Министерством образования и науки РФ (2010 г.);

  5. Учебному плану МБОУ «СОШ № 13» на 2015-2016 учебный год;

  6. Федеральному перечню учебников, утверждённому Министерством образования и науки РФ;

  7. Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ № 13».

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. Просвещение, 2010г) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. Просвещение, 2010).

Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего во 2-4 классе на год - 34 часа.

Данная учебная программа включает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Содержание программы

Ты и искусство

Как и чем работает художник?

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Белая и черная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительные возможности для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

О чем говорит искусство

Изображение природы в разных состояниях.

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Выражение характера человека через украшения.

Выражение характера человека через украшения.

Образ здания

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер лини.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм пятен и линий, цвет пропорции - средство выразительности.

Обобщающий урок. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентефикации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Оно изучается в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный, конструктивный - в начальной школе выступает для детей в качестве хорошо им понятых, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественной познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в четкой методической последовательности. Нарушение не желательно.

Основные задачи преподавания изобразительного искусства во 2 классе:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.

  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и пр.

Темы года группируются по видам деятельности и изучаемым темам - с целью систематизировать, закрепить знания и навыки в течение нескольких уроков подряд.

Искусство как предмет, преподаваемый в общеобразовательной школе, должен стать стимулом для творчества и развития умственных способностей учащихся независимо от того, станут ли они в дальнейшем художниками, учеными, домохозяйками или рабочими.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениями об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а пережита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе


  • Чувство гордости за культуру и искусство России, своего народа;

  • Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работе в команде одноклассников под руководством учителя;

  • Умение сотрудничать с товарищами;

  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

  • Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного материала:

  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;

  • Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • Понимание образной природы искусства;

  • Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения работ;

  • Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать, обсуждать и анализировать произведения русского и мирового искусства;

  • Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов. Сохранивших исторический облик;

  • Умение приводить примеры произведений искусства.

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

  • Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общее с искусством;

  • Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

  • Сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

  • Появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

  • Установиться осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социально и духовной жизни родного края;

  • Будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Обучающиеся:

  • Овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  • Получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научаться вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

  • Научаться различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

  • Будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.


Тематическое распределение часов

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

2 кл.

3 кл.

4 кл.



34ч

34ч

34ч

1.

2 класс

«Искусство и ты»

Как и чем работает художник?

«Реальность и фантазия»

«О чем говорит искусство»

«Как говорит искусство»



8


7

11


8



8


7

11


8



2.

3 класс

«Искусство вокруг нас»

Искусство в твоем доме

Искусство на улицах города

Художник и зрелище

Художник и музей



8

7


11

8





8

7


11

8


3.

4 класс

«Каждый народ- художник»

Истоки родного искусства

Древние города нашей земли

Каждый народ- художник

Искусство объединяет народы




9

8


10

7







9

8


10

7




Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5" ·учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; ·правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; ·верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; ·умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" ·учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; ·гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; ·умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3" ·учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; · допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" ·учащийся допускает грубые ошибки в ответе; ·не справляется с поставленной целью урока;

Формы контроля уровня обученности по изобразительному искусству.


1. Творческие работы (индивидуальные и коллективные)
2. Выполнение и презентация проектных работ (минипроекты)
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
4. Тесты
5. Викторины. Кроссворды
7. Комплексная итоговая работа (последний урок)

Примерные вопросы:

  • Назовите основные цвета?

  • Какие ахроматические краски вы знаете?

  • Почему ахроматические краски нельзя называть цветом?

  • Какими материалами работает художник график?

  • Выразительные средства графики?

  • Что такое графика?

  • Что такое скульптура?

  • Материалы художника скульптора.

  • Что изображает анималистический жанр?

  • Что такое орнамент?

  • Что такое портрет?

  • Назовите теплые цвета.

  • Назовите холодные цвета.

  • Как получить глухие цвета?

  • Как получить зеленый цвет?

  • Как получить фиолетовый цвет?

  • Какой цвет получиться, если смешать желтый и красный?

  • Как называется наука, которая рассказывает о цвете?

  • Как называется картина, на которой изображают природу? И т.д.

Инструментарий критериев при выполнении практических творческих работ.
1. Компоновка листа.
2. Организация плоскости листа
- многоплановость (ближе- ниже, дальше - выше, ближе - больше, дальше - меньше, 1, 2, 3 …план);
- линия горизонта;
- способ загораживания;
3. Использование композиционных правил, принципов, законов:
- ритм;
- центр композиции;
- симметрия;
- асимметрия;
- статика;
- динамика;
- цельности;
- жизненности;
4. Линейная перспектива.
5. Воздушная перспектива.
6. Для живописи (и не только):
- механическое смешивание;
- теплые цвета;
- холодные цвета;
- многочисленность оттенков;
- нюансы;
7. Для графики (и не только)
- выразительность линии;
- выразительность пятна;
- растяжка тона;
8. Декоративная переработка форм растительного и животного мира.
9. Владение техникой выполнения
10. Оригинальность работы
11.Самостоятельность выполнения работы.
12.Законченность работ

Календарно-тематическое планирование

п

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип и вид

урока

Элементы

содержания

Предметные умения

Личностные и метапредметные умения

Вид контроля.

Измерители.

Дата

2 класс I четверть.

«Чем и как работают художники» (8 ч)

1

Три основных краски, строящие

многоцветие мира.

1

Знакомство с новым материалом

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом.

Многообразие цветовой гаммы осенней природы ( в частности осенних цветов).

Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;


Проверка и оценивание работ

3.09

2б-7.09

2

Белая и черная краски

1

Знакомство с н.м.

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе.

Темное и светлое (смешивание цветных красок с черной и белой).

Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы с гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Обсуждение и оценивание работ

10.09

2б-14.09

3

Пастель и цветные мелки, акварель их выразительные возможности

1

Знакомство с выразительными возможностями новых материалов

Выразительные возможности пастели , акварели, цветных мелков, особенности работы ими.

Передача различного эмоционального состояния природы.

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность постели, мелков, акварели.

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Оценивание работ

17.09

2б-21.09

4

Выразительные возможности аппликации

1

Знакомство с новым ма- териалом

Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Наблюдение за ритмом листьев в природе. Пре6дставление о ритме пятен.

Овладеть техникой и способами аппликации.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев

.Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Обсуждение и оценивание работ

24.09

2б-28.09

5

Выразительные возможности графических материалов

1

Знакомство с н.м.

Что такое графика? Разнообразие графи-ческих материалов. Красота выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Понимать выразительные возможности точки, линии для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы.

Изображать гаф. материалами

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

Оценка

1.10

2б-5.10

6

Выразительность материалов

для работы в объеме

1

Знакомство с н.м.

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомтсво с матери-алами, которыми работает скльптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и др.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и пр.)

Развивать навыки работы с пластилином.

Овладеть приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Оценка

8.10

2б-12.10

7

Выразительные возможности бумаги

1

Знакомство с н.м.

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектур-ных форм. Что такое макет? Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гормошка).

Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работе в команде одноклассников под руководством учителя.

оценка

15.10

2б-19.10

8

Неожиданные материалы (обобщение)

Обобщение

1



1

Обобщение

Понимание красоты различных художественных материалов

Повторить и закрепить полученные знания.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.


Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятель-ность своих одноклассников. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

оценка

22,10

2б-26,10


2а,в-29,10



2 четверть

Реальность и фантазия (7ч)

1

Изображение и реально-сть.

1

Урок новых знаний

Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

оценка

9.11

12.11

2

Изображение и фантазия.

1

Н.з.

Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (деревянная и каменная резьба).

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы гуашью.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;


оценка

16.11

19.11

3

Украшение и реальность

1

н.з.

Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры. Паутинки, наряды птиц, рыб и пр). Развитие наблюдательности.

Наблюдать и учиться видеть украшения природы.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе.

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;


оценка

23.11

26.11

4

Украшение и фантазия

1

Н.з.

Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.

Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы в жизнь и преобразование ее с помощью фантазии.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, закладка для книг), используя узоры.

Работать графическими материалами.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

оценка

30.11

3.12

5

Постройка и реальность.

1

Н.з.

Красота и смысл природных конструкций, их функциональность, пропорции.

Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.

Рассматривать природные конструкции и анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бумагой.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;


оценка

7.12

10.12

6

Постройка и фантазия

1

Н.з.

Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции для жизни человека. Показать возможности фантазии человека в создании предметов.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приемы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работе в команде одноклассников под руководством учителя

Оценка за коллективный проект

14.12

17.12

7

Братья-Мастера, Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).


1












Обобщение

Взаимодействие трех видов деятельности - изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы.

Повторить и закрепить полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль взаимодействия в работе трех Братьев-Мастеров.

Конструировать и украшать елочные игрушки для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы, оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность своих одноклассников.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

оценка

21.12

24.12











III четверть.

«О чем говорит искусство» (11ч)

1

Изображение природы в разных состояниях.

2

Урок новых знаний

Разное состояние природы несет в себе разное настроение.

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.

Уметь:

изображать живописными материалами контрастные состояния природы,

различать и применять теплые и холодные цвета; развивать колористические навыки.

использовать худ. материалы (гуашь).

Наблюдать природу в различных состояниях.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

оценка

11.01

14.01


18.01

21.01

2

Выражение характера изображаемых животных.

1

Н.м.

Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями в графике, живописи и скульптуре (В.Ватагин.)

Уметь:

применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению).

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Развивать навыки работы гуашью.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

оценка

25.01

28.01

3

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

1

Н.м.

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать худ. материалы (гуашь, мелки); - применять основные ср-ва худ. выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов).

Создавать противоположные по характеру образы.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

оценка

1.02

4.02

4

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

1

Н.м

Изображая человека, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает.

Эмоциональная и нравственная оценка образа. Мужские качества характера. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать противоположные по характеру образы.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

оценка

8.02

11.02

5

Образ человека и его характер, выраженный в объеме


1

Н.м.

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы- выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.

Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.

Уметь сравнивать и сопоставлять различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры).

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

оценка

15.02

18.02

6

Выражение характера человека через украшения.

2

Н.м.

1. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой. Украшения имеют свой образ, свой характер.

2. Через украшения мы рассказывает не только о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения.

1. Уметь:

-использовать художественные материалы (гуашь);

Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы. Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.

2. Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Оценка

29.02

25.02


7.03

3.03

7

Образ здания

1

Н.м.

Здания выражают характер тех, кто в нем живет. Персонажи сказок имеют разные дома. Образы зданий в окружении жизни.

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

оценка

14.03

10.03

8

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение).

1

Обобщение

Выставка творческих работ. Обсуждение выставки.

Знать осн. жанры и виды произведений изобр. искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобр. Искусства.

Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


28.03

17.03

IV четверть.

«Как говорит искусство» (8ч)

1

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

1

Урок новых знаний

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов.

Уметь:

различать основные и составные, теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов. Видеть в природе борьбу и взаимодействие цвета. Осваивать различные приемы работы с кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом.

оценка

4.04

31.03

2

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

1

Н.м.

Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих и звонких цветов.

Уметь:

различать осн. и составные, теплые и холодные цвета; применять осн. средства худ.вы- разительности в живописи (по воображению). Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых сочетаний в весенней природе.

оценка

11.04

7.04

3

Линия как средство выражения: ритм линий.

1

Н.м.

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Разное эмоциональное звучание линии.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии окружающей действительности. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейки и пр. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

оценка

18.04

14.04

4

Линия как средство выражения: характер лини

1

Н.м.

Многообразие линий. Умение видеть линии в окружающей действительности.

Уметь видеть линии окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

оценка

25.04

21.04

5

Ритм пятен как средство выражения.

1

Н.м.

Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. (летящие птицы)

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Умение передавать ритм на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы.

оценка

2.05

28.04

6

Пропорции выражают характер.

1

Н.м.

Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. Пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных и птиц с помощью изменения пропорций.

оценка

9.05

5.05

7

Ритм пятен и линий, цвет пропорции - средство выразительности.

1

Повторение

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка.

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль взаимодействия различных средств художественно выразительности для создания того или иного образа. Сотрудничать с товарищами в совместной работе.

оценка

16.05

12.05

8

Обобщающий урок. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

1





1

Обобщение

Выставка детских работ. Игра-беседа, в которой вспоминают все темы года.

Анализировать работы, рассказывать о своих впечатлениях. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.


23.05

19.05



30.05

26.05



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, 4-е издание. - М.: Просвещение, 2008

Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.

Алехин, А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1984.

Алексахин, Н. Матрешка. - М.: Просвещение, 1988.

Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.

Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.

Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. - М.: Мозайский, 1999.

Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. -М.: Мозайский, 1999.

Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.

Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.

Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.

Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2008.

Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.

Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.

Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.

Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.

Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева - М.: Агар, 1998.








© 2010-2022