Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках живописи

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках живописи.



Яркий цвет есть кусочек окружающей природы, тысячами путей влияющей на человека, его психологию, думы и творчество.

Академик А.Е. Ферсман.

Психологическое воздействие цвета двояко: первичное, благодаря которому мы воспринимаем среду и предмет и получаем какое- то впечатление ( легкость, тяжесть, тепло, влажность и др.) и вторичное, подсознательное ,воздействующее на подсознательное, воздействующее на через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе жизненного опыта.

Однако есть ряд ассоциаций объективных ,они пришли из глубины веков, прочно закрепились в бессознательном человека и передаются генетически из поколения в поколение. Речь идет о связи оранжево-желтых цветов с солнцем, теплом и Энергией, сине-голубых - с морем, небом, покоем. Это наложило отпечаток даже на культуру : мы плохо представляем себе что то спокойное - красного цвета, сухое - сине-зеленого, а легкое «воздушное» - коричневого.( Ну представьте: разве это воздушно - коричневый воздушный шарик!»

Цвет плохо определяется в тех состояниях, когда сознание человека становится неустойчивым (сильный страх, тревога, возбуждение, боль или плохое самочувствие). Также затруднено цветоопределение в полутьме или ослепляющем свете. Именно свидетели разных происшествий или преступлений затрудняются в описании одежды людей, предметов и обстановки. Человек за многие тысячи лет своего существования научился бояться темноты ,из которой на него обрушивались различные неприятности (враги, дикие звери и пр.). С темнотой связывались черный и темно-синий цвет.

Эта ассоциативная связь вошла генетически в коллективное бессознательное людей, и поэтому эти цвета вызывают у них чувство страха, неуверенности и угнетенности. Яркие и светлые тона, наоборот, либо веселят (особенно близкие к солнечному свету оранжевый и желтый),либо успокаивают (как природный зеленый и голубой).

Человечество веками обретало четкое знание: день - время максимальной безопасности и действия, поэтому цвета спектра, связанные с ним вызывают возбуждение, прилив сил и радость. Вечер, сумерки и особенно ночная темнота - время опасное, поэтому цвета, ассоциирующиеся с ним ,вызывают ощущение тревоги, неуверенности и загадочности. Привычка к восприятию светлых тонов сверху, а темных снизу тоже идет от Природы: в ней всегда выше располагаются «легкие» голубой и желтый цвета, а темные - черный, коричневый, зеленый и красный - располагаются внизу.

Ахроматические цвета безжизненны, они ни как не ассоциируются с любым эмоциональным состоянием (веселье, печаль, живость и т.п.). Это абстрактные цвета Времени и Пространства (черная бездна космоса и ослепительная белизна солнца).

Даже чисто физиологически человеческий глаз видит цвета при сильном и слабом освещении неодинаково (так называемы эффект Пуркинье): при сильном освещении в зрительном акте участвуют в основном колбочки глаза, которые максимально чувствительны к желтому цвету (день). При слабом освещении ведущую роль играют палочки, максимально чувствительные к синему цвету (ночь). Поэтому восприятие цвета в полутьме другое: красный цвет кажется очень темным, а голубой и зелено - голубой - очень светлыми.

Цвет играет важную роль - человек с самого рождения воспринимает, обучается, развивается в цветном мире. Поэтому так важно помочь ребенку разобраться в многообразии цветовой палитры, изучить законы сочетания цвета и научиться выражать себя в цвете. Такую помощь может оказать не каждый человек, в школе таким человеком является учитель, именно перед ним стоит столь важная задача - помочь ребенку построить свой мир ,тот, в котором ему хочется жить, в котором ему будет комфортно.

В связи с этим я предлагаю ряд упражнений, которые помогут привести к выполнению поставленных задач образовательного курса живописи.

Упражнения на визуализацию цвета.



  1. Представить перед глазами сначала любимый цвет во всем поле зрения. Если трудно сначала представить только цвет, его можно сначала связать с каким - нибудь конкретным содержанием, но затем все же перейти к одному полю.

  2. Представить, как на бесконечной ленте непрерывно появляются все цвета спектра - от красного до фиолетового.

  3. Представить на фоне одного цвета геометрические фигуры другого цвета (на зеленом фоне - красные треугольники, на синем - желтые шары ит.д.)Смена цветов происходит по команде, обычно на каждую картинку следует давать от 15 до 30 секунд.

Упражнения на ассоциативные цвета.

С помощью жанра «абстракция» цветом передать состояния:

Холод - Тепло Легкое - Тяжелое

Кислое - Сладкое Страх - Покой

Радость - Грусть Звонкое - Глухое

Упражнение на передачу эмоционального состояния с помощью цвета.

С помощью цветовой гаммы, пятном - силуэтом передать образ какого -нибудь характерного героя:

Баба -Яга Водяной Винни - Пух

Василиса Принц Царь

Прекрасная на белом коне

Кикимора Змей - Красная

Горыныч шапочка






Цветовая рефлексия

Передать свое эмоциональное состояние с помощью цвета на бумаге. Изучая и проверяя на практике данную тему, можно сделать следующие выводы.

  1. У детей появляется интерес к истории и культуре не только своего народа ,но и человеческой цивилизации в целом.

  2. Развивается художественный вкус.

  3. Развивается творческая способность учащихся.

  4. Приобретаются трудовые умения и навыки, расширяется кругозор детей.

Таким образом, из всего сказанного делается вывод: работа цветом вносит неповторимый вклад в полноценную жизнь человека. Жизнь полна знаний, мыслей и чувств, связанных с цветом - чудом, которое нас постоянно окружает ,и которое мы часто просто не замечаем.


Используемая литература:

1.Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М. 1982

2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и светолечение для всех. - СПБ. 2000

3. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. - М. 1964

4. Фрейд З. Психология бессознательного - М. 1999.

© 2010-2022