- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках живописи
Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках живописи
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Киселева Н.А. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках живописи.
Яркий цвет есть кусочек окружающей природы, тысячами путей влияющей на человека, его психологию, думы и творчество.
Академик А.Е. Ферсман.
Психологическое воздействие цвета двояко: первичное, благодаря которому мы воспринимаем среду и предмет и получаем какое- то впечатление ( легкость, тяжесть, тепло, влажность и др.) и вторичное, подсознательное ,воздействующее на подсознательное, воздействующее на через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе жизненного опыта.
Однако есть ряд ассоциаций объективных ,они пришли из глубины веков, прочно закрепились в бессознательном человека и передаются генетически из поколения в поколение. Речь идет о связи оранжево-желтых цветов с солнцем, теплом и Энергией, сине-голубых - с морем, небом, покоем. Это наложило отпечаток даже на культуру : мы плохо представляем себе что то спокойное - красного цвета, сухое - сине-зеленого, а легкое «воздушное» - коричневого.( Ну представьте: разве это воздушно - коричневый воздушный шарик!»
Цвет плохо определяется в тех состояниях, когда сознание человека становится неустойчивым (сильный страх, тревога, возбуждение, боль или плохое самочувствие). Также затруднено цветоопределение в полутьме или ослепляющем свете. Именно свидетели разных происшествий или преступлений затрудняются в описании одежды людей, предметов и обстановки. Человек за многие тысячи лет своего существования научился бояться темноты ,из которой на него обрушивались различные неприятности (враги, дикие звери и пр.). С темнотой связывались черный и темно-синий цвет.
Эта ассоциативная связь вошла генетически в коллективное бессознательное людей, и поэтому эти цвета вызывают у них чувство страха, неуверенности и угнетенности. Яркие и светлые тона, наоборот, либо веселят (особенно близкие к солнечному свету оранжевый и желтый),либо успокаивают (как природный зеленый и голубой).
Человечество веками обретало четкое знание: день - время максимальной безопасности и действия, поэтому цвета спектра, связанные с ним вызывают возбуждение, прилив сил и радость. Вечер, сумерки и особенно ночная темнота - время опасное, поэтому цвета, ассоциирующиеся с ним ,вызывают ощущение тревоги, неуверенности и загадочности. Привычка к восприятию светлых тонов сверху, а темных снизу тоже идет от Природы: в ней всегда выше располагаются «легкие» голубой и желтый цвета, а темные - черный, коричневый, зеленый и красный - располагаются внизу.
Ахроматические цвета безжизненны, они ни как не ассоциируются с любым эмоциональным состоянием (веселье, печаль, живость и т.п.). Это абстрактные цвета Времени и Пространства (черная бездна космоса и ослепительная белизна солнца).
Даже чисто физиологически человеческий глаз видит цвета при сильном и слабом освещении неодинаково (так называемы эффект Пуркинье): при сильном освещении в зрительном акте участвуют в основном колбочки глаза, которые максимально чувствительны к желтому цвету (день). При слабом освещении ведущую роль играют палочки, максимально чувствительные к синему цвету (ночь). Поэтому восприятие цвета в полутьме другое: красный цвет кажется очень темным, а голубой и зелено - голубой - очень светлыми.
Цвет играет важную роль - человек с самого рождения воспринимает, обучается, развивается в цветном мире. Поэтому так важно помочь ребенку разобраться в многообразии цветовой палитры, изучить законы сочетания цвета и научиться выражать себя в цвете. Такую помощь может оказать не каждый человек, в школе таким человеком является учитель, именно перед ним стоит столь важная задача - помочь ребенку построить свой мир ,тот, в котором ему хочется жить, в котором ему будет комфортно.
В связи с этим я предлагаю ряд упражнений, которые помогут привести к выполнению поставленных задач образовательного курса живописи.
Упражнения на визуализацию цвета.
-
Представить перед глазами сначала любимый цвет во всем поле зрения. Если трудно сначала представить только цвет, его можно сначала связать с каким - нибудь конкретным содержанием, но затем все же перейти к одному полю.
-
Представить, как на бесконечной ленте непрерывно появляются все цвета спектра - от красного до фиолетового.
-
Представить на фоне одного цвета геометрические фигуры другого цвета (на зеленом фоне - красные треугольники, на синем - желтые шары ит.д.)Смена цветов происходит по команде, обычно на каждую картинку следует давать от 15 до 30 секунд.
Упражнения на ассоциативные цвета.
С помощью жанра «абстракция» цветом передать состояния:
Холод - Тепло Легкое - Тяжелое
Кислое - Сладкое Страх - Покой
Радость - Грусть Звонкое - Глухое
Упражнение на передачу эмоционального состояния с помощью цвета.
С помощью цветовой гаммы, пятном - силуэтом передать образ какого -нибудь характерного героя:
Баба -Яга Водяной Винни - Пух
Василиса Принц Царь
Прекрасная на белом коне
Кикимора Змей - Красная
Горыныч шапочка
Цветовая рефлексия
Передать свое эмоциональное состояние с помощью цвета на бумаге. Изучая и проверяя на практике данную тему, можно сделать следующие выводы.
-
У детей появляется интерес к истории и культуре не только своего народа ,но и человеческой цивилизации в целом.
-
Развивается художественный вкус.
-
Развивается творческая способность учащихся.
-
Приобретаются трудовые умения и навыки, расширяется кругозор детей.
Таким образом, из всего сказанного делается вывод: работа цветом вносит неповторимый вклад в полноценную жизнь человека. Жизнь полна знаний, мыслей и чувств, связанных с цветом - чудом, которое нас постоянно окружает ,и которое мы часто просто не замечаем.
Используемая литература:
1.Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М. 1982
2. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и светолечение для всех. - СПБ. 2000
3. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. - М. 1964
4. Фрейд З. Психология бессознательного - М. 1999.