• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок изобразительного искусства на тему Роль декоративного искусства в жизни общества и человека (5 класс)

Урок изобразительного искусства на тему Роль декоративного искусства в жизни общества и человека (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ИЗО. 5 класс

Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

Цели урока: 1. воспитательные:

воспитывать эстетический вкус и творческий интерес у учащихся,

творческую активность, сориентировать учащихся на последующий выбор

внеаудиторных занятий;

  1. развивающие:

развивать умения и навыки учащихся различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен, видеть его стилистические особенности; создавать художественно-декоративные объекты предмет­ной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  1. образовательные:

рассмотреть роль декоративного искусства в жизни человека и общества, истоки и специфику образного языка декоративного искусства Японии 19 века; рассмотреть понятия искусство, каллиграфия, пагода, кимоно.

Оборудование урока

1. Презентация к уроку.

2. Японская национальная музыка.

3. Технологические карты для 1 группы.

4. Технологические карты для 2 группы.

5. Технологические карты для 3 группы.

6. Технологические карты для 4 группы.

7. Лист ватмана, ножницы, клей - карандаш, двусторонний скотч.

8. Шаблоны дерева, пагоды, костюма.

9. Краски, кисти, баночки для воды, салфетки розовые разных оттенков.

10. Компьютер, проектор, экран.

11. Горяева И. А., Островская О. В. Изобразительное искусство: Декоративно-при­кладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2008)

Музыкальный ряд

Японская национальная музыка.

Материалы и инструменты

Лист ватмана, ножницы, клей - карандаш, двусторонний скотч.

8. Шаблоны дерева, пагоды, костюма.

9. Краски, кисти, баночки для воды, салфетки розовые разных оттенков.

Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение.

Оформление доски

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство Японии 19 века

Искусство

Каллиграфия

Пагода

Кимоно

Сакура

Предварительная работа

Подготовка шаблонов деревьев, шаблонов пагоды, шаблонов фигур людей в кимоно, пейзажной зарисовки, подготовка сообщений по группам: 1) природя Японии; 2) архитектура Японии; 3) национальный японский костюм; работа с толковым словарём Ожегова.


План урока

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя. Совместное целеполагание.

  3. Словарная работа.

  4. Беседа с учащимися по изученному самостоятельно теоретическому материалу.

  5. Погружение в проект.

  6. Разработка плана деятельности: выступления микрогрупп.

1. Выступление 1 группы учащихся.

2. Выступление 2 группы учащихся.

3. Выступление 3 группы учащихся.

VII. Практическая работа в группах.

1. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

2. Создание элементов коллективной работы.

3. Создание коллективной композиции.

VIII. Итоги урока, выставление отметок.

IX. Домашнее задание.

X. Рефлексия.

Ход урока


I. Орг. момент. (проверяю готовность класса к уроку).

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга. Какое у выас настроение? Готовы ли Вы работать активно, творчески? У нас сегодня гости, они пришли посмотреть на нас., поэтому Вы должны показать все свои знания, проявить фантазию, творчески подойти к выполнению задания.

У вас на столах лежат листы оценки вашей работы на сегодняшнем уроке.

Оценивать себя Вы будете по следующим критериям: усвоение теоретических знаний, выполнение предварительного индивидуального задания по подготовке сообщений и шаблонов, устные ответы на уроке, оценка получившегося элемента общей композиции, а оценивать подготовленные сообщения будут консультанты в группах: Филькина О., Батирова А., Шинкевич М., Полякова А. и Дранникова А..

II. Вступительное слово учителя. Совместное целеполагание.

- Ребята! Запишите тему сегодняшнего урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». ( Слайд 1, тема).

- Выделите в ней ключевые слова. Назовите их.

- Посмотрите внимательно на слова и скажите, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что мы узнаем на уроке? Чему мы сегодня научимся?

Ученики: Мы поговорим о декоративном искусстве на примере Японии, о его роли в жизни каждого человека и в обществе в целом. Создадим коллективный творческий проект - пейзаж японской деревни.

III. Словарная работа. Сообщение ученика.

- В теме нашего сегодняшнего урока вы выделили несколько ключевых понятий: декоративное искусство, общество.

- Что же значат данные термины? Дома с толковым словарём Ожегова работала Филькина О.. (Слайд 2)

Декоративное искусство - род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративноеискусство), создающие художественные предметы для общественного и частногобыта (декоративно-прикладное искусство).

Общество - совокупность, объединение людей, это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут.

Архитектура - искусство проектировать и строить.

Пагода. Понятие пагода изначально означало башню с несколькими ярусами и оригинально выгнутой крышей, что отличает архитектуру многих стран Востока.

Японские пагоды - это храмы, среди которых имеются как действующие, так и древние, сохранившиеся в качестве памятников старины.

Сакура -известный символ Японии и японской культуры - с давних пор почитаемое японцами растение, цветущая вишня.

Кимоно - традиционная мужская и женская одежда японцев - прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом ("оби"). Широкие рукава ("содэ") внизу мешкообразно провисают. Женские К. отличаются очень широким поясом и длинными рукавами…

Каллиграфия - искусство правильного, красивого письма.

IV. Беседа с учащимися по изученному самостоятельно теоретическому материалу.

- Ребята, на прошлых уроках мы говорили о декоративном искусстве Западной Европы, Китая. Скажите, для чего обществу нужно было декоративное искусство?

Ученики: Д. И. формирует окружающую человека материальную среду и вносит в нее эстетическое идейно-образное начало. Люди всегда стремятся к красоте, естетике.

- Почему Д.И. Западной Европы и Китая отличается? И чем?

Ученики: Это объясняется исторически сложившимися особенностями, минталитетом. Во многом различия можно объяснить разными религиозными конфессиями, географическими особенностями, культурными традициями.

- В чём проявляются особенности Д.И. той или иной страны, культуры?

Ученики: Ярким примером Д. П. искусства является архитектура, культура, национальный костюм.

V. Погружение в проект.

- Сегодня мы будем заниматься созданием творческого проекта «Японская деревня 19 века». Перед нами стоит три вопроса: что мы знаем о Стране восходящего солнца? Что хотели бы узнать? И как мы это узнаем?

VI. Разработка плана деятельности: выступления микрогрупп. (Слайд 3)

- Мы провели предварительную работу: распределились на 4 микрогруппы; определили задания для каждой микрогруппы: 1-создать фон для коллективной композициии; 2- сделать макеты цветущей сакуры; 3 - изобразить японские пагоды; 4 - создать кукол в национальных костюмах.

- Каждая микрогруппа во главе с консультантами подготовила план работы в группе в вите технологической карты.

1. Выступление первой группы учащихся. (Слайд 4, 5, 6, 7)

Природа Японии. (сообщение)

Технологическая карта № 1

1. Подготовленный шаблон дерева перенести на плотную бумагу.

2. Раскрасить ствол и ветви.

3. Вырезать ствол с ветвями.

4. Нарвать кусочками салфетки розового цвета. Скрутить их в виде цветов и приклеить к ветвям.

2. Выступление 2 группы учащихся. (Слайд 8, 9, 10, 11)

Архитектура Японии (приложение)

Технологическая карта № 2

1. Подготовленный шаблон пагоды перенести на плотную бумагу.

2. Раскрасить пагоду.

3. Вырезать пагоду ножницами.

4. Прикрепить её к фону.

3. Выступление 3 группы учащихся. ( Слайд 12, 13, 14, 15)

Национальный японский костюм.

Технологическая карта № 3

1. Подготовленный шаблон фигуры человека в костюме перенести на плотную бумагу.

2. Раскрасить костюм.

3. Вырезать фигуру ножницами.

4. Прикрепить её к фону.

Практическая работа в группах. ( Слайд 16)

- Ребята, теоретический этап работы закончился, не забудьте себя оценить, выставив оценки в оценочные листы. Консультанты, оцените выступления представителей своих групп.

- Видно, что каждый из вас готовился к уроку. Во время работы мы будем пользоваться ножницами, поэтому повторим правила работы с ними.

1. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

1. Ножницы необходимо передавать и держать в закрытом виде.

2. Передавать ножницы необходимо в закрытом виде ручками вперёд.

3. Вырезая из бумаги, лезвия ножниц необходимо направлять от себя.


2. Создание элементов коллективной работы. ( Слайд 17)

-Ребята, до окончания урока мы должны закончить выполнение нашего творческого проекта - создать изображение японской деревни 19 века.

3. Создание коллективной композиции (звучит музыка).

- Приступайте к работе.

VIII. Итоги урока, выставление отметок.

  • Ребята, готовые элементы композиции крепим к фону, оцениваем свою работу, выставляем итоговые отметки.

  • Кто себя оценил на «отлично»?

  • Кто выставил себе за работу отметку «4»?

  • Ребята, о чём сегодня шла речь на уроке? Каковы цели урока? Достигли мы их?

IX. Домашнее задание. ( Слайд 18)

  • Ребята, в ваших табличах записано домашнее задание, вложите его в дневники.

X. Рефлексия.

  • Ребята, сегодня мы окунулись в атмосферу Востока, узнали о культуре Страны восходящего солнца, воссоздали маленький кусочек этого мира. Понравилось ли вам сегодня работать на уроке? Если «да», то поднимите розовый квадратик, символ весны, Если вам было скучно - жёлтый, если вы остались равнодушными к происходящему - белый. Спасибо за работу!
















© 2010-2022