• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья по искусству Проблемы изучения национального художественного искусства народов Юга России в школе

Статья по искусству Проблемы изучения национального художественного искусства народов Юга России в школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волковая Е.В.

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 28 г. Пятигорск

статья



Сборник научных трудов кафедры педагогики ПГЛУ,

посвященного памяти П.И. Петренко

Актуальные проблемы теории и практики обучения и воспитания

Проблемы изучения национального художественного искусства народов Юга России в школе

Народное искусство является неоценимым средством для эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения. Человеку всегда ближе искусство того народа, среди которого он живет. Поэтому изучение народных художественных промыслов на сегодняшний день очень актуально. Рост национального самосознания граждан России служит причиной возрастания интереса к своим традициям, восстановлению и развитию народных художественных ремесел и промыслов. В условиях реформирования системы образования, обновления его содержания, появления новых вариативных учебных программ и пособий, крайне важно выработать обоснованную систему обучения школьников народному и декоративно-прикладному искусству в образовательных учреждениях.

Все исследователи отмечают важность использования декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов для воспитания и развития подрастающего поколения. Развитие промыслов осуществлялось на основе преемственности и традиций - сохранение всего лучшего с одновременным совершенствованием благодаря творческому поиску мастеров. Приобщение детей к искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувство красоты и гармонии с природой, речь и образность мышления.
Народное и декоративно-прикладное искусство имеет многовековые художественные традиции и, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, способно влиять на формирование у подрастающего поколения положительного отношения к художественным и эстетическим ценностям, отражающим общечеловеческие идеалы и стремления.
Народное искусство включено в историю, географию, изобразительное искусство, литературу и русский язык. Однако, до сих пор, при изучении народного искусства местного характера по данным предметам, за редким исключением, отсутствуют учебно-методическая литература, наглядные пособия, которые помогли бы педагогу в системном обучении и воспитании детей. Слабая учебно-материальная база, отсутствие должного методического обеспечения, определенной системы в работе по ознакомлению детей с народным и декоративно-прикладным искусством в настоящее время затрудняет работу педагогов по художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников. В результате этого за последние годы в системе образования по существу утрачена определяющая функция искусства - воспитание гармонично развитой творческой личности, способной максимально реализовать себя в значительных видах деятельности.
Решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, идейно-политического и духовно-нравственного кризиса общества, где затронуты все структуры системы образования (дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования и т.д.). Отсюда следует, что необходимо сделать все возможное по возрождению и созиданию духовно-нравственных, трудовых и художественно-эстетических традиций воспитания и развития личности - гражданина своей страны и патриота своего родного края.

Современная жизнь требует от учителя создания оптимальных условий, обеспечивающих формирование эстетического отношения к искусству, как системного образования. В раннем возрасте закладываются первоначальные основы формирования личности, ее отношение к прекрасному, а этапом продолжения преемственности будут общеобразовательная школа. При этом начальная школа играет ключевую роль в непрерывной системе образования и поможет обеспечить основную базу для последующего художественно-эстетического развития личности школьника в подростковом возрасте.

Если провести анализ работы школ за последнее десятилетие, то можно заметить, что лишь в отдельных образовательных учреждениях отмечено наличие некоторого положительного опыта в ознакомлении школьников и обучении учащихся местному народному и декоративно-прикладному искусству. Но в основном эта работа ведется на уроках изобразительного искусства, литературы, русского языка, в системе дополнительного образования без определенной системы и учета преемственности.
С учетом такого положения педагогам необходимо направить свою деятельность на разработку целостной методической системы непрерывного художественно-эстетического развития и воспитания школьников средствами народного искусства местных народов. В этом могут помочь труды ученых, посвященные теории и методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в учебном заведении.
Важным аспектом в эстетическом воспитании и подготовке детей к обучению в школе являются вопросы преемственности, которые нашли отражение в исследованиях ученых А.И. Арониной, О.Ю. Заряновой, Т.С. Комаровой. Проблема художественного развития и эстетического воспитания школьников средствами изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства наиболее фундаментально и разносторонне разработана видными учеными-методистами, как А.Д.Алехин, Г.В.Беда, Т.Ф.Беляев, В.С.Кузин, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М. Сокольникова, А.С.Хвороетов, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова, Б.П. Юсов и др. Развитие проблемы художественного образования и эстетического воспитания школьников с новых позиций рассматривали группы исследователей в 70-80-х годах XX века. Основная идея разработанных ими систем заключается в целостном подходе к обучению и воспитанию учащихся путем создания художественного образа (по Б.П.Юсову) и в приобщении к мировой художественной культуре как части художественной культуры (по Б.М. Неменскому). В каждой из этих систем обучения выделены различные виды художественной деятельности учащихся: изобразительная, конструктивная и декоративная.
Т.Я.Шпикаловой разработана концепция художественного образования и воспитания учащихся для школ с углубленным обучением по художественно-эстетическому направлению. Основная идея данной системы состоит во включении народного искусства в содержание образования как одного из ведущих и равноправных компонентов учебного предмета.
Из изложенного выше следует, что исследования проблемы художественного образования и воспитания школьников строятся на фундаментальной основе изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства России с выходом на мировую художественную культуру. При этом предполагается включение в эту систему в регионах национального компонента содержания художественного образования. Однако, до сих пор нет конечных исследований по проблеме непрерывного художественно-эстетического образования детей в приобщении их к художественным традициям народной национальной культуры. Академик Д.С.Лихачев неоднократно подчеркивал, что народ живет, пока живет его культура... Отсюда следует вывод: чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру.

Русский народ и народы Юга России имеет свою самобытную, многовековую и многоэтническую культуру, через которую как бы происходит незримая связь - своеобразное «общение поколений». Только путем осмысления духовно-нравственных, художественно-эстетических и трудовых традиций национальной культуры можно воспитать духовно богатую личность, способную сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве. Эта мысль находит подтверждение в словах великого педагога-просветителя К.Д.Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и освоенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное божье создание на земле, и воспитанию только остается черпать из богатого и чистого источника».
Проблема обучения прикладным художественным работам с учетом специфики местности всегда была актуальна у педагогической общественности. Изучение взаимосвязи искусства казачества и народов Юга России на территории Кавказских Минеральных вод является проблемой, которая остро нуждается в исследовании. Актуальность данной проблемы заключается, во-первых, во все более возрастающей роли искусства в формировании духовной культуры современника, в необходимости развития у учащихся способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего. Во-вторых, от нерешенности данной проблемы в значительной степени страдает качество формирования у школьников эстетического отношения к традиционным местным культурам. В-третьих, объектом и предметом исследования могут стать методика обучения и воспитания учащихся народному и декоративно-прикладному искусству, содержание, пути, методы, приемы и педагогические условия решения проблемы непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания школьников в процессе освоения народного и декоративно-прикладного искусства. Можно ввести в работу экспериментально проверенную систему обучения детей народному и декоративно-прикладному искусству, которая включает в себя: цели, задачи и содержание учебного предмета; средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия, дидактические материалы и т.д.)

Эффективность работы должна быть направлена на формирование учащихся понимания местного народного искусства как части национальной художественной культуры, способной влиять на национальное самосознание, уважение к историческому наследию своего народа, народов России и всего мира.

Для решения данной проблемы можно поставить следующие задачи:
1. Изучить и обобщить труды по теории и методике изобразительного и декоративно-прикладного искусства, психологии, этнографии и искусствоведению.

2. Изучить и проанализировать состояние, опыт работы учителей в организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству в дошкольных образовательных учреждениях и школах городов КМВ.

3. Определить наиболее эффективные пути формирования художественно-эстетической направленности развития личности школьника в процессе изучения народного искусства казачества и народов Юга России.

4. Разработать и внедрить в учебный процесс модель системного обучения детей народному и декоративно-прикладному искусству местных народов.
5. Разработать программы по системному освоению народного и декоративно-прикладного искусства казачества и народов Юга России.

6. Определить пути реализации идеи непрерывности в системе обучения школьников народному декоративно-прикладному искусству.

Большую роль в подходе к проблеме изучения местной национальной культуры могут сыграть критерии отбора произведений народного искусства русского народа и народов Юга России и определение содержания по годам обучения школьников.

Искусство народов Кавказа занимает особое место в национальной культуре. На основе сложившихся веками традиций художественной обработки различных природных материалов искусство народных умельцев стало неиссякаемым источником творческой деятельности многих поколений. Художественные достоинства произведений народных мастеров (ковры, ювелирные изделия и украшения, керамика, национальная одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) отличались многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства народов Юга России. Все это, несомненно, свидетельствует о наличии огромного потенциала народного искусства в применении на практике для эстетического и нравственного воспитания личности школьников.

Исходными принципами разработки содержания методической системы с целью освоения народного и декоративно-прикладного искусства школьниками могут быть следующие критерии:

1. Комплексный подход к отбору произведений народных мастеров с учетом разнообразия традиционных видов народного творчества, художественно-эстетических особенностей образцов искусства, способствующих эмоциональному восприятию детей и вызывающих интерес к творческой деятельности.

2. Учет дидактических принципов преподавания народного искусства в школе, что позволяет выстроить систему диалектично в каждом классе отдельно, а также в комплексе всей школы.

3. Учет возрастных и психолого-педагогических особенностей развития старших школьников на основе преемственности с младшими школьниками, что способствует не только художественно-эстетическому развитию, но и духовно-нравственному воспитанию личности, закладываются элементы национальной культуры.

4. Учет взаимосвязи искусства народов Кавказа, России с искусством народов мира (общечеловеческие ценности добра, отношения к природе, труду, быту, историческая память, традиции и т.д.).

Таким образом, основные критерии отбора произведений национального искусства позволяют определить содержание материала по освоению народного искусства в I-VII классах. Важность правильного выбора материала именно для изучения на уроках подтверждается и данными исследователей, которые отмечают: "...что учащиеся начальных классов проявляют к искусству самый высокий интерес на уроке, но самый низкий, во внеурочное время, значит, в системе художественного воспитания этих классов следует делать акцент на учебных формах воспитательной работы".

С учетом основополагающих требований и критериев к художественным изделиям народных мастеров в содержание образования школы необходимо включить изучение следующие видов декоративно-прикладного искусства: ковроткачество; художественную обработка металла; художественную керамику (посуда, лепные игрушки и скульптура малой пластики); художественную обработку дерева. При этом основной целью обучения школьников народному искусству является прежде всего то, что яркое декоративное творчество обладает огромным наглядным материалом, направленным на эстетическое восприятие, формирование художественного вкуса, любви и уважения к труду народных мастеров, нравственного воспитания личности ребенка. Кроме этого, разнообразие орнаментальных мотивов, составленных из комбинаций простых геометрических элементов (точка, линия, квадрат, треугольник, круг и т.д.) и растительных элементов (листики, стебли, цветы и т.д.) доступны для воспроизведения в практической деятельности детей. В разных предметах декоративно-прикладного искусства с помощью элементов художественного решения создается единство украшения и самой формы.

Таким образом, проблемы изучения национального художественного искусства народов Юга России в школе, формирования художественной культуры школьников в процессе освоения народного искусства в народных промыслах России, а, следовательно, и генерализация идеи синтеза народного декоративно-прикладного и реалистического видов изобразительного искусства в содержании художественного образования в школе настоятельно требует своего теоретического, психолого-педагогического и методического изучения. По мере овладения основами мастерства изобразительного искусства в процессе изучения родного национального художественного наследия, как части мирового культурно-исторического процесса, знания учащихся приводятся в систему и создаются условия для формирования собственного художественного опыта, осознанного эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимания художественно-эстетических характеристик культурного наследия прошлого. Это означает, что закономерности процесса обучения изобразительному искусству, логичность его построения в совокупности с изучением народного искусства регионального компонента, реализуют программу формирования художественной культуры, предоставляя обучающимся возможность применить обретенный художественный опыт в собственной творческой практике, помогают раскрыть специфическое значение генетического единства природы происхождения народного декоративно-прикладного и реалистического видов изобразительного искусства для формирования художественной культуры учащихся; определить место и роль самобытности и неповторимого своеобразия русского и национального народного художественного наследия, открывать для детей перспективы самоопределения в предпочтениях по формам изобразительного искусства, его видам и жанрам.

Литература

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1979

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.1994

3. Бабанский Ю.К. Научная организация педагогического процесса на

основе его интенсификации и оптимизации. - М.: Педагогика. 1988

5. Бабанский Ю.К. Бабушкины уроки /Под ред. Т.Я.Шпикаловой - М.:

Владос, 2000

6. Бадаев В. С. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи : На примере народных промыслов России : дис. Набережные Челны, 2005

7. Банников В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса, художественно-творческой активности учащихся на занятиях

изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства:

Теоретико- ориентированная монография - Москва: Изд-во ИОО МО РФ,

2004.-

8. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. - М., 1985

9. Боголюбов Л.С. Формирование творческих способностей учащихся

средней школы средствами изобразительного искусства. Дис. Канд.пед.наук., М., 1993

10. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество /Под

ред.Т.Я.Шпикаловой и Т.А.Поровской. - М.: Владос,2000

11. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. - М., 1984

12. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство. 1968

13. Выготский Л.С. Собр.Соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984

14. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М.1991

15. Декоративное творчество школьника и художественные народные

промыслы /Под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М., 1973

16. Детям о традициях народного мастерства /Под ред. Т.Я.Шпикаловой. -

М.: Владос., 2000

17. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в школе. - 3-е изд. - М.1998

18. Народные праздники и обряды. Репертуарно-методическая библиотечка

«Я вхожу в мир искусств» М.: ВЦХТ, 1999, № 6

19. Разина Т.Н. Русское народное творчество. - М., 1970

20. Шпикалова Т.Я. Народное искусство - обязательный компонент преемственной этнохудожественной образовательной системы в вузовском образовании. /В сб. Народные росписи русского севера. - Ханты-Мансийск. 1998.

© 2010-2022