Урок ИЗО по теме Жостово. Истоки и современное развитие промысла

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхличская средняя общеобразовательная школа»


УРОК


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


5 КЛАСС


ТЕМА: Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла

Урок ИЗО по теме Жостово. Истоки и современное развитие промысла







Учитель: Дударева Г.Р.


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: декоративная аппликация.

Цели и задачи урока: эмоциональное восприятие и создание художественного образа жостовского художественного промысла;

создать педагогически целесообразные условия для ознакомления учащихся с историей промысла и произведениями декоративно-прикладного искусства на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания технологии выполнения росписи и особенностей жостовского письма;

воспитывать интерес к урокам ИЗО, к произведениям русского декоративно-прикладного творчества;

развивать чувство композиции.

Оборудование: для учителя - слайды, таблицы. Пословица : «Не учись безделью, а учись рукоделью», записи народной музыки.

Оборудование для учеников - гуашь, кисти ( мелкие), баночки для воды, палитра, подставка для кистей, шаблоны (формы разделочной доски под роспись), тряпочки.

ПЛАН УРОКА:


1.Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия.

3. Этап изучения нового материала.

4. Этап подготовки к практической работе.

5. Этап применения полученных знаний, практическая работа.

6. Этап подведения итогов практической работы.

7. Этап рефлексии.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап. Проверка готовности рабочего места к уроку



Не можешь- узнай,

Не знаешь- узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Татьяничева


2.Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия.

Я предлагаю разгадать вам русскую пословицу, вспомнив известные народные промыслы.

НЕ УЧИСЬ БЕЗДЕЛЬЮ, А УЧИСЬ РУКОДЕЛЬЮ!

Правильно распределив названия народных промыслов с их иллюстрацией , получили пословицу. Как вы ее понимаете? А все ли вам было понятно? Все ли промыслы вам известны.

Постановка учебной задачи: Узнать о помысле Жостово.(слайд 1)

3. Этап изучения нового материала.

Слово учителя

Отчего люди так любят цветы? Ответ вроде бы прост: они красивые.

О цветах вы говорите на различных уроках( биология, литература).

Так. Еще вопрос, чему мы радуемся больше - царственной розе, принесенной домой из магазина, или скромному одуванчику, невесть как пробившемуся на свет белый из трещины асфальта? Видно дело не только в красоте.

Разговор этот я завела не случайно. Образ цветка - один из самых распространенных в народном искусстве. Вспомните, что мы уже украшали цветочной росписью? (прялки, полотенце, игрушки, керамику и т.д.)

Сегодня мы поговорим о промысле, который жив и по сей день в замечательной подмосковной деревне Жостово.

УЧАЩИЙСЯ Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сел и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, - таков «классический» вид жостовской росписи.

Когда и каким образом возникло это удивительное сочетание реалистических принципов изображения цветов с условным, декоративным, чисто народным приемом изображения? Ответы на эти вопросы следует искать вначале 19 века. В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Он уверенно вытеснил традиционны русский сбитень, медовуху и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготовлять самовары. Непременным участником чаепития стали подносы.

Однако долгое время в центральной части России были в ходу подносы из папье-маше.Но вот с чье - то легкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой обработки коробочек из папье-маше была полностью перенесена на железо. Произошло это недалеко от Москвы в первой четверти 19 века. Это время и принято считать началом лакового дела в селе Жостово, которое и раньше славилось своим кузнецами. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою подносную мастерскую. А вслед за ним открыли мастерские Цыганов, Беляев и др.

Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или «скатерные» достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной - это и шести - восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столиков. (слайд4)

Больше полутора столетий прошло с тех пор. Зародившийся в далекие времена промысел не забыт, не исчез. Он живет полнокровной жизнью до сих пор. (слайд 5)Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но все же самое главное сохранилось - ощущение праздника и радости от работы мастера. И хотя букет состоит из обычных, знакомых каждому цветов - ромашек, роз, колокольчиков и васильков, но до чего же они хороши! Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо. (слайд 6-19).

4. Этап подготовки к практической работе.


В исполнении жостовские узоры не так уж и сложны.(слайд 21-28)

Мастера начинали с ГРУНТОВКИ. Прежде, чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

ЗАМАЛЕВОК. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев всоответствии со своим замыслом.

ТЕНЕЖКА, Следующий этап росписи после замалевка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «Тенежка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются места растений.

ПРОКЛАДКА. Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрасный или более гармоничный строй всей композиции.

БЛИКОВКА, Наложение бликов выявляет свет и объем. Букт кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

ЧЕРТЕЖКА. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

ПРИВЯЗКА. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое и связывается с фоном.

УБОРКА. Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

5. Этап применения полученных знаний, практическая работа.

- Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы жостовских мастеров. И я думаю, что после просмотра слайд - фильма у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и работают такие мастера, за землю на которой мы живем с вам . И надеюсь возникло желание попробовать свои возможности в создании жостовского узора.

Сейчас мы займёмся созданием макета жостовского подноса.

- С чего вы начнёте свою работу? (с выбора формы и цвета полноса).

- Какими они могут быть? (черные, красные, синие, зеленые; овальные, круглые, прямоугольные, треугольные, замысловатой формы).

- Заготовив цветы, вы должны продумать композицию своего подноса. (Показ композиционных решений).

Дети выполняют работу, звучит народная музыка.

6. Этап подведения итогов практической работы.


Экспресс-выставка. Оценка работ.

7. Этап рефлексии.


- Ребята, вспомните пословицу, которую прочитали в начале урока. «Не учись безделью, а учись уменью».

- Знания которые вы сегодня получили вы сможете где -то применить? (узнать промысел, рассказать знакомым, особенно иностранцам)

…Прекрасный мир вещей

накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть - музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.


© 2010-2022