Тема урока: Истоки родного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учителя: Набокова Надежда Михайловна, Сорокина Лариса Витальевна

Предмет: английский язык, изобразительное искусство

Класс: 8 «В», 4 «А»

Тема урока: Истоки родного искусства

Единица содержания: способ создания рубрики для виртуального музея

Цели урока:

обучающий аспект:

  • знать характерные черты народной глиняной игрушки (познавательные УУД);

  • знать особенности использования народного орнамента (познавательные УУД).

  • применять лексику при создании афиши (познавательные УУД);

(познавательные УУД);

  • освоить способ создания рубрики для виртуального музея

развивающий аспект:

  • развивать устную речь в рамках изучаемой темы при работе в группе (коммуникативные УУД);

  • развивать внимание и память в процессе работы на уроке при выполнении заданий (познавательные УУД);

  • развивать мышление при анализе, сравнении элементов архитектуры (познавательные УУД);

  • развивать наблюдательность, зрительную память, творческое воображение

  • развивать сенсорную сферу учащихся: понимать эмоциональное выражение цвета (познавательные УУД);

  • развивать культуру сотрудничества при работе в группе, паре (находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение, уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы (коммуникативные, регулятивные УУД).

  • Научить ребенка видеть историко-культурный контекст предмета, явления;

  • Понимать взаимосвязь эпох и своей сопричастности к современной культуре;

воспитывающий аспект:


  • воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения;

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус (личностные УУД);

  • формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России;

  • Эстетическое созерцание;

Создание условий для выработки у учащихся позиции созидателя, исследователя

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • подготовительный,

  • применение знаний,

  • итог на рефлексивной основе.

Методы обучения: продуктивный, репродуктивный.


Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

I этап. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Задачи этапа: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и умений, совершенствование навыков восприятия речи на слух

Формы: фронтальная

Метод: репродуктивный

Компетенции: учебно-познавательная

Рефлексия реализации задач этапа (РРЭ): подготовительный этап явился стартом для дальнейших этапов. Задачи выполнены.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Приветствие

Учитель приветствуют учащихся.

Здравствуйте, ребята! Слайд № 1

Урок начинается с видеосюжета (школьные новости)

О чем этот видеосюжет?

Вы знаете, что наша школа дружит не только с японской школой, но и школами других стран. Мы принимаем их у себя, и также ездим к ним. Когда мы приезжаем в другую страну, что мы хотим узнать о ней?

Мы подумали с учениками восьмого класса, что можем рассказать о культуре нашей страны больше. Например, о народных промыслах. В России их много, поэтому мы выбрали три.

Посмотрите на слайд. Что это за промыслы? Назовите их.

Слайд № 2 Слайд № 3

А, как мы можем рассказать о народной глиняной игрушке нашим друзьям из разных стран?

Что нужно нам сделать?

Проговаривает план урока.

Hello, dear Friends!

We are glad to see you. Welcome to the lesson, It will be Art and English "Background of Folk Art. Clay toys"

What do we need for the virtual museum?


Сайт Виртуального музея школы открылся по адресу museum.education

Слайд № 4

Тема урока. Слайд № 5

You are right. Thank you.

And we need a poster.

The aim of our lesson is to create posters about Russian Folk Art.

We are going to talk about clay toys.

There are a lot of different clay toys. We'd like to stop your attention to some of them.

So task 1:

These are Information list. Complete the information and get 4 points maximum. Maximum points for the lesson will be 8, it's "5", 6 points - "4". Good luck!

Presentation time

  • Dymkovo toys

  • Kargopol toys

  • Filimonovo toys

Учащиеся приветствуют учителя

Children's answers.

Да знаем.

Это делегация из Японии.

На одних они увлечено танцуют русский народный танец, а на другой знакомят нас с искусством каллиграфии.

Нам хочется больше узнать, о традициях и культуре, этой страны.


Народная глиняная игрушка.

Дымковский промысел

Каргопольская игрушка

Филимоновская игрушка.

Перевести на английский язык.



На английском.





Children's answers

Information, pictures, handcrafts, computer, internet

2мин.

Постановка целей урока

Поговорить об уже знакомом на английском и выполнить творческое задание

Слайд№ 6

Слайд№ 7-18 Слайд-шоу из фотографий урока

Слайд № 8-10

Тема урока

Рассказывает о дымковской игрушке

Слайд №11-13

Рассказывает о филимоновской игрушке

Слайд№14-16

Рассказывает о каргопольской игрушке

Слайд№15-18 - солярные знаки.



Учащиеся 8 «В» представляют теоретический материал (работу поисковых групп)

Дымковская игрушка.

Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки, каждая из которых имела свои особенности в форме, пропорциях, колорите и орнаментах. Сохранился традиционный процесс изготовления дымковской игрушки, включающий в себя лепку из красной глины, сушку, обжиг, побелку, роспись темперными красками и украшение сусальным золотом. Каждая игрушка как раньше, так и сейчас вбирает в себя не только руку автора, но его внутренний мир, эмоциональный настрой.
За 400 лет существования и развития, в дымковском промысле, сложились определенные темы и сюжеты, закрепились выразительные средства, присущие мягкой пластичной красной гончарной глине, несложные геометрические рисунки орнамента росписи. Устоялся и остался характерным только для этих игрушек яркий колорит, в котором много красного, желтого, синего, зеленого.

Каргопольская игрушка

История возникновения каргопольской игрушки уходит корнями в историю гончарного промысла Архангельской области, в которой гончары Каргопольского уезда из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. Мастера из окрестных деревень Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём - одиночные фигурки, иногда два - три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причём, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчёте на рассматривание игрушки в фас. Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки.

Орнамент каргопольской игрушки практически не изменился. Элементы орнамента - круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» - сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ - отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.
Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских «баб» изображают круги, символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. На нём нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определённый смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например - крест символ солнца, означает землю, засеянное поле, - ростки, изображение растительности. Волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.Тема урока: Истоки родного искусства

Филимоновская игрушка.

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зелёный, жёлтый цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.

Тема урока: Истоки родного искусстваТема урока: Истоки родного искусстваТема урока: Истоки родного искусстваТема урока: Истоки родного искусстваТема урока: Истоки родного искусства

Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки . Давайте посмотрим, как же народные мастера - умельцы передавали эти образы в объеме .

Анализ формы игрушки каждого промысла.

Используя определения (пышность, нарядность, утончённость, грациозность приземистость, коренастость) охарактеризуйте конструкцию (форму) дымковской, филимоновской,

каргополькой барыни.

(Дымковская игрушка - пышность, нарядность

Филимоновская игрушка- утончённость, грациозность

Каргопольская игрушка - приземистость, коренастость.)


15 мин.




II Этап. Применение знаний и способов деятельности

Задачи этапа: применение лексических единиц по теме «Готическая архитектура. Витраж как элемент готической архитектуры», совершенствование навыков говорения, создание витража

Формы: групповая

Методы: репродуктивный и продуктивный

Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная

Рефлексия реализации задач этапа (РРЭ): задачи реализованы

Деятельность учителя


Деятельность учеников

Время

Ученики.

Работать вы будете в группе.

Правила работы в группе у вас на столе.

Давайте повторим их.

1. Внимательно выслушайте задание

2.Обсудите мнение каждого, внимательно слушая, кто говорит;

3.Умейте спокойно договориться;

4. Примите окончательное решение;

5. Оформите результат работы в группе;

6. Выберите, кто будет представлять афишу.

РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ

Каждая группа будет работать с одним из промыслов, для этого мы предлагаем

вам сложить пазл. Определить к какому промыслу принадлежит игрушка.

Напоминаю, что сегодня за каждое задание вы получаете баллы, которые в итоге сложатся в оценку за урок.

Слайд №19

Переходим к творческой части нашего урока. Создать афишу к рубрики виртуального музея.

Учитель останавливает внимание учащихся на афише.

Афиша - объявления о концерте, лекции, выставки, расклеиваемая в общественных местах. Главная задача афиши - дать общее, целостное представление о мероприятии, сообщить название, привлечь и заинтересовать будущего зрителя.

Последовательность работы: Слайд №20-21

- Продумать композицию афиши;

- Обозначить обязательные элементы композиции (упрощенное, условное, но выразительное изображение)

- Выразительные цветовые сочетания;

- Составить краткую, ясную подпись (время, место, названия, выбрать характер шрифта)

Сейчас я предлагаю приступить к созданию афиши.

Для выполнения творческой работы у вас есть черный маркер, для цветового решения у вас есть мелки, фломастеры, цветные заготовки, клей, ножницы. Вы можете дорисовывать.

Критерии оценки: Слайд № 22

- Композицию афиши;

- Выразительные цветовые сочетания;

- Содержание афиши

- Представления на английском языке

Во время практической работы учителя делает целевые обходы: 1) контролирует правильность выполнения приемов работы. 2) оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. 3) контроль объема и качества выполнения работы.

Представление работ.

Посчитайте баллы, которые вы сегодня заработали на уроке.














Ученики начинают выполнять творческую работу. (Звучит спокойная мелодия)

Демонстрация творческих работ на английском языке

Group 1

Hello! This is our poster. It is called Dymkovskaya toy. Welcome! If you want to know about it more, open the site and click here. Enjoy the time

Group 2

Hello! This is our poster. Are you interested in Russian Folk Art? Do you want to discover

Filimonovskaya toy? You came to the right place Hurry up and have a good time!

Group 3

Hello! This is our poster. What do you know about Kargopolskaya toy? Here you will answer this question and find out more interesting facts about Russian Folk art. Better once to see. Welcome!

15 мин.

III этап. Итог на рефлексивной основе

Задачи этапа: анализ успешности достижения цели, проверка понимания учащимися необходимости полученных знаний

Форма: фронтальная

Метод: продуктивный

Компетенции: учебно-познавательная

Рефлексия реализации задач этапа (РРЭ): задачи выполнены

Деятельность учителя


Деятельность учеников

Время

Какова была цель нашего урока? Удалось нам достичь цели урока?

Способ создание рубрики для виртуального музея:

  • Сбор информации

  • Перевод информации

  • Создание презентации

  • Заполнение информационного листа

  • Создание афиши

Видеосюжет.



Эмоциональная рефлексия.

Букет.

Beautiful

Wonderful

Colourful

Exciting

Fantastic

Lovely

Creative

Enjoyable

New

Great

Easy

Jolly

Happy

Lucky

Successful

Perfect

Да.

Создания рубрики для виртуального музея

Good afternoon, Dear Friends!

Today you've had a very interesting and exciting lesson.

You've prepared heading of virtual excursion "Background of Russian Folk Art. Clay Toys" which our guests will be able to visit in the school site. People from different countries will discover more about traditions and culture of Russia.

Congratulations! Well done!

We wish you to find pen friends and communicate with them practicing English.

Find more information about Russian Folk Art Handcrafts and send it to me in Net School. I am Anna Vasilevskaya.

Now question time

I have two questions:

  1. What building is behind me?

  2. Where is it in Moscow?

Thanks for your attention!

See you next time!

10мин.


4мин.


Приложение 1

Today's lesson "Russian Folk Art. Clay toys. "

Information list

1. Origin place of the craft

Dymkovo toy - (village) Dymkovo

Kargopol toy - Kargopol

Filimonovo toy - Filimonovo

2. What clay (глина) is used?

Dymkovo - red clay

Kargopol - red clay

Filimonovo - black clay

3. Circle odd one out

Sun, water, land, school

4. Which paints (краски) are used for each craft? Circle the right paint

Dymkovo - tempera, gouache, aniline ink

Kargopol - tempera, gouache, aniline ink

Filimonovo - tempera, gouache, aniline ink

Приложение 2

Russian Folk Art Handcrafts

Dymkovo toys

Dymkovo toys are one of the oldest handicrafts.

Dymkovo toys are painted clay figures of people and animals. It still exists in a village of Dymkovo near Kirov. The history of Dymkovo toys began 400 years ago.

Many researchers believe that the development of the Dymkovo clay toys is connected to the ritual spring holiday Svistunya. These toys were quite simple; their main function was magical and not decorative.

A large number of ornaments and color combinations were developed.

There were several colours: black arcs and dots form the eyebrows and eyes, and red circles make the rosy cheeks and mouth.

The materials for producing Dymkovo toys are local: red clay mixed with river sand. The process for preparing clay toys is very simple. The ready figures are dried, fired, and painted with tempera.

Usually the toy is painted with simple geometric ornaments: bright spots, circles, zigzags, stripes, and dots. There are bright colors (from 4 to 10 of them) - red, light blue, dark blue, yellow, yellowish orange, green. The geometric patterns contain a certain sort of information. For example, a blue wavy strip means water, crossing stripes hint at the frame for a well, and circles with a central star are the sun and others.

Each master makes the toy unique.

Kargopol toy

The Kargopol toy is one of the traditional Russian arts and crafts, which is spread in the town of Kargopol of the Arkhangelsk Region, the North of Russia.

The Kargopol toy also has compositions of several figures, such as a merry troika with passengers in the sledge, dancing figures, boating figures, and many others. Elements of ornament are circles with pots of different colors, crosses inside, «pine trees»; they are similar with ornaments on clay parts of cargopolian culture. The toys are made of red clay and painted with gouache.

Masters mixed colors with chalk. That's why the color isn't very bright. There are circles which mean sun and geometric figures. These ancient symbols associated with fertility. The best colours are pink, green, blue and orange not bright colors. And the patterns are stripes, dots, crosses. Every symbol has its own meaning.

People can discover the ways of life and manners of the local people (Man Watering a Horse, Man Sowing, Man with a Basket of Mushrooms, etc.)

Nowadays, masters make toys more refined, they use clearly details, and paint them in oil and tempera, add yellow, blue and orange colours. The main elements are combinations of crossed lines, circles, leafless twigs, herring-bones, dots and stripes.

Filimonovo Toy

The Filimonovo toy is one of the traditional Russian arts and crafts, which had its origins in Tula region. Filimonovo toys are painted clay figures of people and animals. It is one of the old Russian Folk Art and Handcraft.

Traditionally, Filimonovo toy presents the mistress, the rider, a horse, a deer and others. They are made of local black clay and painted with aniline ink and a chicken feather that is why the designs seem a little crude, as if done by a child. The animal toys are covered with multicolored stripes, shoots of plants, dots, and maidens are always "dressed" very brightly. Persons of figures always remain white, only small strokes and points eyes, a mouth, a nose are outlined. It is difficult to confuse these toys with any others.

Dishes, toys, and whistles are made and decorated in reddish, yellow, and green colors, during the drying process the oily clay usually settled and cracked, and the craftsman has to tend to the toys several times, stretching them in the process.

In present times, the old craft's traditions are protected. Each toy is an individual work of art, the creation of the talent and work of a single master. Each toy is a work of art with positive energy and link us with the culture, in which old Russian crafts were born.

Приложение 3

Текст для телестудии

Good afternoon, Dear Friends!

Today you've had a very interesting and exciting lesson.

You've prepared heading of virtual excursion "Background of Russian Folk Art. Clay Toys" which our guests will be able to visit in the school site. People from different countries will discover more about traditions and culture of Russia.

Congratulations! Well done!

We wish you to find pen friends and communicate with them practicing English.

Find more information about Russian Folk Art Handcrafts and send it to me in Net School. I am Anna Vasilevskaya.

Now question time

I have two questions:

  1. What building is behind me?

  2. Where is it in Moscow?

Thanks for your attention!

See you next time!

© 2010-2022