• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК Пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках предметов эстетического цикла. Интерактивные методы освоения художественной культуры

Опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК Пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках предметов эстетического цикла. Интерактивные методы освоения художественной культуры

         Основные цели и задачи образования – обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности. Подготовить высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту.          Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК Пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках предметов эстетического цикла. Интерактивные методы освоения художественной культуры.Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №11

Опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК Пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках предметов эстетического цикла. Интерактивные методы освоения художественной культуры.Опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК Пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках предметов эстетического цикла. Интерактивные методы освоения художественной культуры.Опыт работы учителя изобразительного искусства и МХК Пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках предметов эстетического цикла. Интерактивные методы освоения художественной культуры.

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, проспект Кирова 83. Тел./Факс: (8793) 33-52-80, 33-79-06

E-mail: [email protected]

Опыт работы

учителя изобразительного искусства и МХК

Барановой Ларисы Васильевны

Пути решения вопросов

духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках предметов эстетического цикла. Интерактивные методы

освоения художественной культуры.





Слайд 1

Слайд 2

Я, Баранова Лариса Васильевна, учитель изобразительного искусства, МХК и ОМРК и СЭ, работаю в МБОУ гимназии №11 в течение 34 лет. Была удостоена звания Почетного работника общего образования РФ. Тема, над которой я работаю, - «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и МХК и во внеклассной работе».

В последнее время в нашей стране, постепенно возрождающейся после неисчислимых бедствий и испытаний атеистического времени, особое внимание уделяется проблемам духовного воспитания подрастающего поколения. И это, безусловно, диктуется реальностью нашего времени.

Нет назад дороги! Если жизнь толкнула!

Это значит, просто внятно намекнула,

Что нельзя сдаваться и стоять на месте,

Вы вперёд идите, напевая песни.

«Испокон веков нашу страну называли Святой Русью, и в это название, прежде всего, вкладывался большой нравственный смысл. В нем подчёркивалась особая роль, которую Россия взяла на себя добровольно как хранительница истинных христианских ценностей»(В.В.Путин).

Слайд 3

«Будущее в руках школьного учителя»… Это короткая, но ёмкая по смыслу фраза Виктора Гюго. Она - об ответственности учителя перед обществом. Она - об ответственности общества перед учителем.

Стремительно меняющийся мир предъявляет учителю новые требования.

Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью, который

· понимает и принимает тенденции развития образования;

· свободно владеет учебным материалом;

· подготовлен психологически (имеет высокий эмоциональный интеллект);

· владеет современными педагогическими приёмами, эффективными образовательными технологиями;

· осознаёт значимость собственного опыта и проектирует свою авторскую дидактическую систему.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с педагогическими задачами и проблемами, решение которых и формирует его педагогический опыт.

Сегодня я хочу поделиться опытом, как осуществляется духовно-нравственное воспитание в условиях гимназии №11.

2

Когда я задумываюсь о нелёгкой жизненной стезе учителя, то в памяти невольно оживает притча о Сеятеле из Святого Писания. Когда семя - слово Божие - от руки сеятеля падало то при дороге, то на камни или на поле, где его заглушали сорняки, оно не прорастало. И только лишь благодатная, возделанная трудом душа человеческая приняла его, и семя дало плод…

Мы, учителя - подобны сеятелям. Но наш труд заключается в том, чтобы не просто бросить семя. Главное - это подготовить, «возделать почву»: разбить камни безразличия, вырвать сорняки будничности и пролить в светлые души детей живительную влагу разума, добра и красоты …

Задачу учителя изобразительного искусства и МХК я вижу в том, чтобы все учащиеся раскрыли перед собой прекрасный мир истинного Искусства - создателя и целителя человеческих душ.

Проработав 36 лет в школе, из них более 20 лет веду изобразительное искусство, шесть лет веду предмет мировой художественной культуры, 3 год пытаюсь связать уроки с Основами Православной Культуры.

Слайд 4

Я разработала цикл уроков. С удовольствием делюсь разработками с другими учителями.

Данные уроки составлены на основе адаптированной образовательной программы под редакцией Б.Н.Неменского(для уроков ИЗО), Г.И.Даниловой(для уроков МХК) и модуля, тематического планирования «Православная культура».

Поурочные разработки предполагают их вариантную творческую разработку при обязательном сохранении ядра содержания предмета.

Архитектура и зодчество, умение находиться в храме, знание атрибутов внутреннего убранства храма, лик иконы позволяют детям прикоснуться к истории, декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре, музыке, МХК.

Я обращаюсь к произведениям живописи, поэзии, прозы, к народным традициям, обрядам, к фольклору. Такая тесная взаимосвязь даёт возможность лучше понять искусство, помогает воспитывать всесторонне развитую, эмоционально отзывчивую личность.

Слайд 5

Вспоминаются слова замечательного человека и ученого, академика Д.С.Лихачева: "Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее.

Да, счастливее. Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими народами, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить".

Сегодня возникло слово ксенофобия - страх перед чужим. Возникает раздражение против чужого непонятного языка, обычаев. Диалог культура и терпимость - цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Терпимость - одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Пройдя через века, традиция терпимости была закреплена у великих русских писателей гуманистов Пушкина, Достоевского.

3

Цивилизацию спасет только единая семья народов, так как все мы из одного гнезда.

Для учителя обучение толерантности является одной из важнейших задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, национальности - один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека.

Слайд 6

Мы принимали участие в городском детском творческом конкурсе, посвящённом Международному дню толерантности, в городском социальном проекте «За жизнь».

Слайд 7

Ежегодно в гимназии проходит осенняя ярмарка. Учащиеся представляют «Многоликую Россию».

«Россия - многоликая страна. У каждого человека, у каждого села, города, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.

И наш Ставропольский край, который является частью России, имеет свое лицо, непохожее на другие. В нашем крае живут люди разных национальностей, разных религий, разных культур.

Наш город занимает мало места на карте Ставропольского края и еще меньше на карте России. Но много места занимает в сердце каждого из нас».

Слайд 8

Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка - прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения.

Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает - о смысле земной жизни.

Слайд 9

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема «Сопереживание» (тема урока в 4-м классе), которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. 4

Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.

Слайд 10

Успешный результат в духовно-нравственном воспитании школьников достигается с помощью ознакомления с шедеврами мирового искусства, любование пейзажами.

Считаю, что обязательным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками. Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других детей.

Слайд 11

С каким увлечением ребята участвуют в театрализованных музыкальных постановках сказок, рассказов. Ребята - настоящие актеры: поют, пляшут, с любовью исполняют свою роль.

Музыка создает особый эмоциональный настрой на уроке. Ребята любят слушать и классическую музыку, и русские народные песни, и популярные эстрадные песни. В последние годы широкое распространение получили православные духовные песни, которые им тоже по душе.

Слайд 12

Одним из приемов решения вопросов духовно - нравственного воспитания является введение в урок компьютерных технологий.

Компьютерные технологии, используемые на уроках, позволяют ярко и образно представить события или эпоху.

Помогают лучше понять основы какого-либо явления, расширяют кругозор учащихся. Результативностью данных уроков является потребность детей в изучении изобразительного искусства, мировой художественной культуры, основ православия, проведении внеклассных мероприятий, желание самих учащихся вести поисковую работу в составлении презентаций, участие детей в уроке более активно.

С использованием компьютерных технологий мною были проведены уроки в 4-9 классах «Православный храм», «Священный лик Богоматери», «Смиренный воин - Георгий Победоносец», «Наши ангелы хранители», «Рождественская сказка», «Иконопись», «Христианское искусство» и др. Участвовали все дети: с интересом читали стихи, сопровождающиеся показом слайдов с музыкальным сопровождением, разгадывали кроссворды, подводили итоги.

Слайд 13

В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. Учителю-предметнику в решении этой задачи помогают интегрированные уроки и мероприятия. Интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, является условием успешного усвоения учебного материала. 5

Такие уроки могут проводиться двумя и более учителями разных предметов или же одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам. Чтобы урок превратился в волнующую встречу, учителю необходимо, знать произведения, регулярно прослушивать новые записи, коллекционировать интересный материал

Цель интегрированного преподавания заключается в том, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, и применять на практике полученные знания.

Слайд 14

2014 год - год культуры России. В рамках городской педагогической мастерской в гимназии прошло открытое мероприятие, посвящённое 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Хочу более подробно рассказать сегодня об этом мероприятии.

Слайд15

В нём принимали участие ученики 4 и 7 классов. Мероприятие было подготовлено на основе творческих проектов семиклассников, стихи к мероприятию также подбирали сами учащиеся.

Гости вместе с выступающими участниками перелистали интересные страницы из жизни святого.

Для всех нас это не просто святой, это личность, с которой неразрывно связана история России. Сергий Радонежский был государственником, общественником и защитником.

Именно он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, откуда тот вернулся с победой. Именно Сергий первый на Руси ввёл общинножительный устав, то есть сделал монашескую жизнь такой, какой она выглядит сейчас. И, наконец, именно Сергий основал знаменитую на весь мир Свято-Троицкую Сергиеву лавру, расположенную в Сергиевом Посаде, а ученики его основали около сорока монастырей по всей стране. С именем Сергия Радонежского связано столько чудес, что перечислить их все - непосильная задача. Он славен и изгнанием бесов, и исцелением болящих, именно Сергий первым из русских святых сподобился видеть Богородицу, а в своём последнем слове к братии завещал хранить «единомыслие друг с другом, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, а особенно смирением украшать себя и ни во что ставить честь и славу жизни этой».

Слайд 16

Именно эти события жизни святого мы обсуждали на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, когда готовились к Всероссийскому детскому творческому конкурсу «Святые заступники Руси».

Слайд 17

Более 40 детей приняли участие в конкурсе рисунков и десять выполнили творческие проекты. 6

Все ребята получили грамоты за участие. А всего участников в стране было около 25 тысяч.

Слайд 18

Уже доброй традицией стали Кирилло-Мефодиевские чтения, которые проходят на базе средней школы № 30.

Интересные выступления учащихся раскрыли значение этой традиции: такие понятия, как духовность, нравственность, справедливость, патриотизм вновь становятся современными и значимыми. На этом мероприятии учащиеся гимназии выступили со своими исследовательскими проектами, посвящёнными 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Слайд 19

Сегодня все чаще стали говорить о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. С этой целью ввели в школьный курс предмет «Основы православной культуры». «Этот предмет охватывает все богатство нашей культуры, оттачивает духовный инстинкт детей, рассказывает о нравственных понятиях, о Боге, о человеке, Духе и душе, совести и хамстве, отвечает на вопросы: что такое хорошо и что такое плохо, даёт целостное представление об Отечественной истории, архитектуре, живописи и литературе». Ученики с замиранием сердца слушают евангельские притчи, делают выводы. Конечно, невозможно за один год решить задачи нравственного воспитания. Но думаю, что семена нравственности и духовности, посеянные на уроках Основ православной культуры, прорастут и дадут плоды в душах детей, дадут правильный ориентир в их дальнейшем жизненном пути.

Слайд 20

Так же помогает развивать творческие способности детей проводимый мною кружок "Волшебная палитра", где я стараюсь дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в нём занимаются.

Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к изобразительному искусству, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах.

Слайд 21

Огромную радость доставляют детям экскурсии в храмы. Такие экскурсии преображают детей, приобщают к нравственным истокам своей малой Родины, заставляют задуматься о духовных ценностях жизни. Ребята начинают интересоваться духовным наследием, принимают участие в городских мероприятиях.

Слайд 22

С целью выявления одаренных детей в городе, крае, по всей России проводятся многочисленные конкурсы, выставки, олимпиады. Ребята добиваются высоких результатов, есть победители и призеры.

Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя, я думаю, быть заинтересованным самому.

Возможно, в практике других учителей найдутся и более интересные формы работы.

7

Однако названные приемы направлены не только на активизацию творческих процессов, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить:

Надо быть терпеливым. Не ждать «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не нужно торопить события.

Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ - дело очень деликатное.

Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».

И самое главное - нужно творить самим. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Подводя итог, хочется сказать, методики преподавания могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания.

Духовность - это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

В заключении своего выступления предлагаю посмотреть видеоролик «Мы созданы на добрые дела».

Слайд 23 Видеоролик





8

© 2010-2022